Главная страница
Новости
О суде
Контроль за деятельностью суда
Правовые основы
Суды округа
Вопросы арбитражной практики
Внепроцессуальные обращения
Арбитражный процесс
Кадровое обеспечение суда
Взаимодействие со СМИ
Информация для посетителей
Государственные закупки
Судебные акты
Расписание дел
О противодействии коррупции
О содействии Арбитражного суда Северо-Западного округа в организации судебных заседаний с использованием ВКС





Rambler's Top100
Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
10 апреля 2020 г. 02:44



7

А21-2027/2019



909/2020-10164(2)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 февраля 2020 года

Дело №

А21-2027/2019

      Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей  Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
      при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Карбушева Д.А. (доверенность от 12.12.2019), Першиной З.Н. (доверенность от 29.10.2018), Усольцевой Г.А.  (доверенность от 06.11.2019); от общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «СКОЛ» Кальницкой А.В. (доверенность 06.12.2019),
      рассмотрев 17.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту                          Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019  по делу №  А21-2027/2019,
     

у с т а н о в и л :

     Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «СКОЛ»,                     адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 10, пом. 19, оф. 518А,                                  ОГРН  1028600589214, ИНН  8602142790 (далее - ООО «Авиакомпания «СКОЛ», Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области    с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, адрес: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Геологическая ул., д. 2, ОГРН 1048602093011,                      ИНН 8602200058 (далее - ИФНС, Инспекция), от 08.02.2019                                         № 1903900027600002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации                     об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере  66 584 753, 54 руб.  
         Решением суда первой инстанции от 07.05.2019 постановление             Инспекции изменено в части назначения наказания, штраф снижен                                                 до 33 292 376, 77 руб.
         Постановлением апелляционного суда от  27.08.2019 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
         В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на  несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права,  просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 27.08.2019 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 07.05.2019.
      Податель жалобы указывает, что перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады)  резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, является исчерпывающим и                не предусматривает возможности зачисления на указанные счета валютной выручки по внешнеторговым контрактам за оказанные резидентом услуги. Инспекция также отмечает отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих несение Обществом расходов на обслуживание воздушных судов, оплату аэропортовых и аэронавигационных сборов, а также документов, подтверждающих, что 15.02.2017 Организацией Объединенных Наций                  (далее - ООН) зачислена выручка для обеспечения деятельности обособленного подразделения Общества в Италии. Налоговый орган считает вывод апелляционного суда о репатриации денежных  средств Обществом необоснованным, указав на совершение заявителем произвольных валютных операций, кроме того, настаивает, что «Banca Popalare di Vicenza» уполномоченным банком не является.
       В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества против ее удовлетворения возразил по основаниям, изложенным в письменном                отзыве.
       Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
 Как следует из материалов дела и установлено судами,                                ООО «Авиакомпания «СКОЛ» (далее - Перевозчик) заключило долгосрочное чартерное соглашение от 14.10.2014 № PD/C0177/14 (далее - соглашение) с нерезидентом - ООН.
          Контракт принят на расчетное обслуживание ПАО Банк «Зенит», открыт паспорт сделки от 31.10.2014 № 14100002/0000/GU71/3/1 в соответствии с требованиями Инструкции Центрального банка Российской Федерации                 (далее - ЦБ РФ) от 04.06.2012  № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
     Дополнительным соглашением от 02.02.2015 № 1/1 к соглашению внесены изменения в Приложение «В», согласно которым оплата должна производится в долларах США посредством электронного перевода в банк «Banca Popolare di Vicenza» (Италия); номер счета: IT05G0572811801ES0770001857, тип счета: расчетный.
     Во исполнение соглашения с 01.11.2016 по 30.11.2016 вертолетами            «МИ-26Т» RA-06259 и «МИ-26Т» RA-06086 Общество оказало нерезиденту в связи с миротворческой деятельностью в Южном Судане авиатранспортные услуги на сумму 1 537 608,53 долларов США.
     Согласно информационному письму банка «Banca Popolare di Vicenza» 15.02.2017 на расчетный счет № IT05G0572811801ES0770001857 в данном банке с удержанием банком расходов за перевод в размере 4,66 долларов США и комиссионных сборов в размере 1154,07 доллара США совершена операция по зачислению от ООН платежа в размере 1 537 608,53 доллара США с назначением «часть оплаты REF-36-16 PD/C0177/14 REF-37-16/REF-44-16/REF-45-16 PD/C0177/14».
     Инспекция, проанализировав выписки банка «Ваnса Popolare di Vicenza» за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, установила, что 15.02.2017 произведена операция по зачислению резиденту валютной выручки на указанный счет в сумме 1 537 608,53 долларов США, что по курсу ЦБ РФ на день оплаты                    (1 доллар США - 57,7388 руб.) составило  88 779 671,3919 руб.
     Установив, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории  иностранного государства в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, была использована в целях оплаты возникающих расходов, не соответствующих условиям пункта 6 части 2 статьи 19, а также части 5 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003                       № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон  № 173-ФЗ), должностное лицо ИФНС составило протокол об административном правонарушении от  01.02.2019 № 08-57/2.
       Постановлением Инспекции от 08.02.2019 о назначении административного наказания № 1903900027600002 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере  66 584 753,54 руб.
      Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.    
      Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения,                         не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако усмотрел основания для уменьшения размера штрафа до 33 292 376,77 руб. в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
      Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, пришел к выводу о недоказанности Инспекцией состава вменяемого Обществу нарушения, при этом одновременно посчитал возможным признать правонарушение малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
      Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
       В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ под нарушением,  влекущим административную ответственность, понимается:
     - осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;
     - осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
     - осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях,              не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;
     - осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
     Частью 1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013             № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
      Частью 4 статьи 12 Закона № 173-ФЗ установлено, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации,                            открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
      Наряду со случаями, указанными в части 4 статьи 12 Закона № 173-ФЗ,             на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, средства, полученные в случаях, установленных пунктом 1 части 6.1 этой статьи, подпунктами «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12,                16 - 18, 25, 26 и 28 части 1 статьи 9, абзацами шестым - девятым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 Закона № 173- ФЗ (часть 5 статьи 12 Закона № 173-ФЗ).
       Если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими                       лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в                              соответствии с указанным Федеральным законом (часть 2 статьи 14 Закона              № 173-ФЗ).
       Часть 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ является общим правилом и предусматривает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги.
      Частью 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев (исключения из общего правила), в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
     Таким образом, перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в силу частей 4 и 5 статьи 12, части 2 статьи 19 Закона            № 173-ФЗ является исчерпывающим и не предусматривает иные случаи зачисления валютной выручки за передачу товара, оказанные резидентом услуги (выполненные работы).
     Один из таких случаев определен в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона              № 173-ФЗ: при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
     В оспариваемом постановлении Инспекцией сделан вывод, что Общество как транспортная организация - резидент зачислила выручку, поступившую                 от нерезидента (ООН), минуя счет в уполномоченном банке, не в целях                    оплаты расходов, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона                          № 173-ФЗ.
     Общество считает, что его случай подпадает под исключение, закрепленное в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ. Неизрасходованная валютная выручка, зачисленная на счет неуполномоченного банка для целей несения расходов, указанных, по мнению Общества, в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, была репатриирована на                                     счет в уполномоченном банке в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона                  № 173-ФЗ.
     Апелляционный суд указал, что Общество, оказывая транспортные услуги на территории других государств, несло расходы, возникающие не только в связи с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, но также и расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов, расходы, связанные с необходимостью оформления (продления) визы своим сотрудникам, с перечислением суточных своим сотрудникам, с расходами  за проживание сотрудников и членов экипажи в гостиницах на территории иностранного государства, с базированием судов, с трансфером для сотрудников из гостиницы к месту вылета и обратно, с медобслуживанием  сотрудников, оплатой сотовой связи, приобретением билетов для сотрудников на местные авиалинии, оплатой  арендованных судов. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции указал, что положения пункта 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ распространяются на осуществляемую Обществом деятельность, дополнительно с отсылкой к статье 2.9 КоАП РФ отметив добросовестность последнего, выразившуюся в репатриировании оставшейся на иностранном счете валютной выручки на счета, открытые в Российской Федерации.
          Вместе с тем суд кассационной инстанции отмечает отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих, что в спорный период выручка  была зачислена в целях оплаты вышеуказанных расходов.                              В постановлении ИФНС содержатся показания главного бухгалтера Общества согласно протоколу допроса свидетелей от 26.12.2018 № 2 о том, что оплата указанных расходов осуществлялась с расчетного счета Общества в банках на территории Российской Федерации.
          Между тем, указанный протокол допроса судом непосредственно                   не изучался ввиду отсутствия в материалах настоящего дела.   
          Кроме того, Инспекция указывает, что вышеуказанные договоры                       не являются относимыми к вменяемому правонарушению, поскольку сведения о
перечислениях денежных средств в адрес отеля «Малибу» и компании                 «Маtrix Car Hiring Services Ltd» в банковской выписке банка «Banca Popolare di Vicenza» отсутствуют и в договорах аренды с данными организациями указан иной банк.
         Данные доводы суд не оценил.
         Инспекция ссылается на то, что Обществом за счет выручки по долгосрочным чартерным соглашениям, зачисленной минуя счет в уполномоченном банке, произведена оплата расходов, не предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
         Так, спорная выручка расходовалась на оплату аренды воздушных судов, используемых на территории Российской Федерации, воздушного судна, законсервированного и находящегося на хранении за пределами Российской Федерации, на территории Международного аэропорта г. Риги, Латвия, покупку валюты (долларов США), услуги банка.  
          Из постановления апелляционного суда и материалов дела не следует, что в спорный период Общество несло расходы именно на уплату аэронавигационных, аэропортовых, портовых и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходы на обслуживание находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств транспортных организаций и их пассажиров, а также расходы для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций, в целях оплаты которых имело право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках выручку, полученную от нерезидента - ООН.
           Позиция апелляционного суда об оплате из зачисленной выручки расходов, связанных с деятельностью представительства Общества в Италии, также не обоснована. Доказательства предъявления счетов, связанных с оплатой расходов представительства, как и самих расходов, оплата которых требовалась со счета в банке в г. Италии, в материалах дела отсутствуют.
          В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
     В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
     Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
     В судах двух инстанций заявитель приводил довод о репатриации неизрасходованных денежных  средств (большей части от спорного платежа             от ООН)  на счет в уполномоченном банке либо на счета, открытые  в Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции отметил добросовестность Общества, выразившуюся в репатриировании оставшейся на иностранном счете валютной выручки на счета, открытые в Российской Федерации.
     Между тем, судами данное обстоятельство надлежаще                             не проверялось, в том числе с позиции статьи 2.9 КоАП РФ и охраняемых  статьей 15.25 КоАП РФ конечных публичных интересов, не проверены сведения о представлении заявителем отчетов о движении средств по счетам в зарубежном банке, не устранены противоречия в пояснениях заявителя о суммах, зачисленных на счета, открытые в Российской Федерации, полным образом не исследован и не оценен весь характер завершенных валютных операций (суммы, периоды), включая перевод средств на счет в уполномоченном банке.
     С учетом указанных недостатков, ввиду отсутствия исследования и оценки всех значимых для дела обстоятельств  оставление в силе решения суда первой инстанции не представляется возможным.   
     По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, в связи с чем суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты двух инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, оценить представленные участниками спора доказательства и доводы в соответствии с требованиями статьи 71                АПК РФ, после чего принять законное и обоснованное решение.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                    Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019  по делу № А21-2027/2019  отменить.
     Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.

Председательствующий

 

В.М. Толкунов

Судьи

 

Л.Б. Мунтян
И.Г. Савицкая

  


ЗАО «Кодекс» Разработка сайта:
ЗАО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92