Главная страница
Новости
О суде
Контроль за деятельностью суда
Правовые основы
Суды округа
Вопросы арбитражной практики
Внепроцессуальные обращения
Арбитражный процесс
Кадровое обеспечение суда
Взаимодействие со СМИ
Информация для посетителей
Государственные закупки
Судебные акты
Расписание дел
Противодействие коррупции
О содействии Арбитражного суда Северо-Западного округа в организации судебных заседаний с использованием ВКС





Rambler's Top100
Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
15 апреля 2021 г. 08:49



2

А05-5181/2020



881/2021-10667(4)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 марта 2021 года

Дело №

А05-5181/2020

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
     рассмотрев 01.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по делу № А05-5181/2020,
     

у с т а н о в и л:

     
     Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер», адрес: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 145, корп. 1, ОГРН 1022900540673, ИНН 2901034584 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее - Фонд), о признании недействительным решения от 11.09.2019 № 129 в части признания обоснованным уменьшения оплаты в размере 329 387 руб. 60 коп.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Капитал Медицинское Страхование», адрес: 115184, г. Москва, ул. Б.Татарская, дом 13, стр. 19, ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100 (далее - ООО «КМС»).
     Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020, заявленные требования удовлетворены.
     В кассационной жалобе Фонд, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
     Податель кассационной жалобы считает необоснованным восстановление судом по ходатайству Учреждения срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Фонд также указывает, что протокол консилиума врачей необходимо вносить в карту стационарного больного. Отсутствие в первичной медицинской документации протокола консилиума, как и отсутствие полных протоколов соответствующих исследований, является дефектом качества оказания медицинской помощи по коду 4.2.
     Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО «КМС» (страховая медицинская организация) и Учреждением заключен договор от 29.12.2018 № 2901/ЛПУ-51 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно которому Учреждение обязалось оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - ее оплатить.
     Согласно пункту 4.1 договора медицинская помощь, оказанная застрахованным лицам, оплачивается в пределах объемов по территориальной программе обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
     Пунктами 2.2 и 4.3 договора страховой медицинской организации предоставлено право осуществлять контроль объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с порядком, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), а также не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств и (или) уплаты штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении.
     Срок действия договора установлен с 01.01.2019 по 31.12.2019.
     Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов подписано 28.12.2018 (далее - Тарифное соглашение).
     В приложении 11 к Тарифному соглашению утверждены размеры финансовых санкций в соответствии с Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (далее - Перечень санкций).
     Пунктом 4.2 Перечня санкций к числу дефектов оформления первичной документации в медицинской организации отнесено отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи.
     Страховой медицинской организацией проведена медико-экономическая экспертиза (объект проверки - стационар, за период с февраля по март 2019 года), в результате которой выявлено 46 случаев нарушений.
     По результатам экспертизы составлен акт от 28.06.2019 № 127, согласно которому размер оплаты медицинской помощи уменьшен на 333 142 руб. 59 коп.
     Не согласившись с выводами акта от 28.06.2019 № 127, Учреждение в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) направило в Фонд претензию.
     Актом повторной медико-экономической экспертизы медицинской помощи от 11.09.2019 № 130 подтверждены выводы страховой медицинской организации о наличии нарушений в 45 случаях: в медицинских картах стационарного больного отсутствуют копии гистологических ответов и протоколов консилиума, имеются даты проведения и содержания данных документов в тексте первичного осмотра. Выявленным нарушениям присвоен код дефекта 4.2, предусматривающий уменьшение оплаты медицинской помощи в размере 10 процентов тарифа.
     Решением Фонда от 11.09.2019 № 129 признано обоснованным уменьшение страховой медицинской организацией оплаты медицинской помощи на 329 387 руб. 60 коп. (пункт 1).
     Не согласившись с пунктом 1 решения Фонда от 11.09.2019 № 129, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
     Суд первой инстанции по ходатайству Учреждения восстановил срок на обращение в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, сделав вывод о наличии уважительных причин пропуска срока.
     Оснований для переоценки данного вывода в кассационном порядке по доводам жалобы суд округа не находит.
     В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
     Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.10.2020 № 2448-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: вопрос о причинах пропуска процессуального срока и о его восстановлении решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании на основе исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной суду законом свободы усмотрения.
     Судом первой инстанции оценены приведенные Учреждением доводы и разъяснения в отношении пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Суд посчитал причины пропуска срока для обращения в суд уважительными и восстановил срок подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным. С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
     Приведенные Фондом в кассационной жалобе доводы об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд подлежат отклонению. Вывод суда об уважительности имевших место обстоятельств  сделан в рамках полномочий, предусмотренных положениями части 4 статьи 198 АПК РФ, и предоставленной суду свободы усмотрения, в достаточной степени мотивирован. Иная оценка Фондом соответствующих обстоятельств (в качестве неуважительных) сама по себе выводов суда не опровергает и не может явиться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
     По существу спора суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, позиции сторон, руководствуясь положениями Закона № 326_ФЗ, Тарифного соглашения, Перечня санкций, Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС 28.02.2019 № 36 (далее - Порядок № 36), Приказа Минздрава России от 15.11.2012 № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», пришли к выводу о наличии необходимой информации в стационарных картах пациентов, недоказанности того обстоятельства, что отраженная в картах информация не позволяла контролировать правильность организации лечебного процесса, неправомерном уменьшении оплаты медицинской помощи на 329 387 руб. 60 коп., в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
     Статьей 42 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд. Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления такой претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
     В силу пункта 14 Порядка № 36 медико-экономическая экспертиза представляет собой установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
     Согласно пунктам 16, 19, 20 Порядка № 36 плановая медико-экономическая экспертиза проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений при оказании медицинской помощи при наступлении страхового случая в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в сроки, установленные указанными программами.
     В приложении 8 к Порядку № 36 приведен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) по каждому коду дефекта.
     Раздел 4 данного перечня содержит перечень дефектов оформления медицинской документации в медицинской организации, среди которых предусмотрено такое основание, как отсутствие в медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи (код нарушения/дефекта 4.2).
     Аналогичный код дефекта содержится в Перечне санкций (Приложение 11 к Тарифному соглашению).
     В данном случае судами двух инстанций установлено, что спорные протоколы консилиума и протоколы соответствующих исследований были внесены либо в амбулаторные карты пациентов диспансера, либо в стационарные карты в тот период, когда проводился консилиум или составлен протокол исследования. Отраженные сведения позволяют контролировать правильность организации лечебного процесса.
     Исходя из данных фактических обстоятельств не имеется оснований для вывода о наличии нарушений по коду 4.2; уменьшение оплаты медицинской помощи на 329 387 руб. 60 коп. является неправомерным.
     Довод Фонда о необходимости внесения соответствующих сведений в каждую карту являлся предметом исследования судов и получил надлежащую правовую оценку с учетом положений действующего законодательства.
     Выводы судов основаны на материалах делах, к установленным обстоятельствам нормы материального права применены правильно. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
     Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по делу № А05-5181/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

 

С.В. Лущаев

Судьи

 

Ю.А. Родин

С.В. Соколова

  


ЗАО «Кодекс» Разработка сайта:
ЗАО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92