Главная страница
Новости
О суде
Контроль за деятельностью суда
Правовые основы
Суды округа
Вопросы арбитражной практики
Внепроцессуальные обращения
Арбитражный процесс
Кадровое обеспечение суда
Взаимодействие со СМИ
Информация для посетителей
Государственные закупки
Судебные акты
Расписание дел
Противодействие коррупции
О содействии Арбитражного суда Северо-Западного округа в организации судебных заседаний с использованием ВКС



Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
28 мая 2023 г. 09:29
Вернуться в дело



7

А21-6250/2021



071/2022-31429(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 мая 2022 года

Дело №

А21-6250/2021

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
     рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Морской ординар» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу А21-6250/2021,
                                                     у с т а н о в и л:
     
     Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница Калининградской области», адрес: 236016, Калининград, Клиническая ул., д.74, ОГРН 1023901008691, ИНН 3906030793 (далее - ГБУЗ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д.4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - УФАС, Управление) от 26.03.2021 № 039/06/33-279/2021.
     Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Морской ординар», адрес: 197198, Санкт-Петербург, Ропшинская ул., д.4, лит.А, пом. 5Н, 6Н, ОГРН 1207800148984,      ИНН 7813648714, (далее - ООО «Морской ординар», Общество), Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов», адрес: 236022, Калининград, Советский пр., д.13, ИНН 3904612235 (далее - ГКУ КО «ЦОО и ПТ») и индивидуального предпринимателя Реппа Е.Е. (место жительства: Калининград, ОГРНИП 317392600017297).
     Решением суда от 07.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2022, заявленные Учреждением требований удовлетворены.
     В кассационной жалобе ООО «Морской ординар» просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным толкованием судами статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), настаивая на том, что описание объекта закупки под конкретного производителя ограничивает количество участников аукциона и не позволяет подать заявку на участие с аналогичными медицинскими изделиями альтернативного производителя.
     Кроме того, податель жалобы обращает внимание на нарушение судом первой инстанции части 3 статьи 51 АПК РФ в части не вынесения определения о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ГКУ КО «ЦООиПТ».
     Представители Учреждения, УФАС, ООО «Морской ординар», ГКУ КО «ЦОО и ПТ», ИП Реппа Е.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     От Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, 25.02.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение                                 № 0335200014921000489 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для отделения ангиографии (в том числе катетеры баллонные) (далее - Аукцион) и Аукционная документация; начальная (максимальная) цена контракта 6 186 441 руб.29 коп.
     Закупка осуществлялась в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
     В УФАС 16.03.2021 поступила жалоба ООО «Морской ординар» на положения Документации электронного аукциона № 0335200014921000489, а именно на то, что совокупность характеристик товара, требуемого к поставке по позициям № 4, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 72, 74, 75, 76 раздела 3 «Техническое задание» Аукционной документации соответствует изделиям только конкретных производителей, что ограничивает число участников закупки.
        Полученные от ГБУЗ пояснения (относительно возможности закупки необходимых катетеров у разных производителей) антимонопольным органом были отклонены, с указанием на то, что по позициям №№ 4, 60, 61, 62, 67, 68, 69 раздела 3 «Техническое задание» Аукционной документации катетеры Charger производства компании Boston Scientific, США, Crosperio RX производства компании Terumo, Япония, Senri производства компании Terumo, Япония и FIRE STAR производства компании Cordis, США не имеют государственной регистрации на медицинское изделие на территории Российской Федерации, а соответственно не могут быть предложены к поставке; информации о соответствии каких-либо иных изделий медицинского назначения для отделения ангиографии (баллонные катетеры) других производителей, помимо указанных в жалобе по позициям №№ 4, 60, 61, 62, 67, 68, 69, заявителем не представлено. Управлением также установлено, что по позициям №№ 64, 65, 66 раздела 3 «Техническое задание» Аукционной документации указанный заказчиком катетер баллонный Armada 014 производства компании Abbott Vascular, США не соответствует требованиям раздела 3 Аукционной документации. Кроме того, доказательств, подтверждающих тот факт, что на рынке имеются как минимум два производителя, товары которых соответствуют совокупности всех требований, установленных позициями №№ 71, 72, 74, 75, 76 раздела 3 «Техническое задание» Аукционной документации, заявителем в антимонопольный орган также не представлено.
     По результатам рассмотрения жалобы в рамках внеплановой проверки       (в порядке части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ) УФАС согласилось с доводами Общества и приняло решение от 26.03.2021 № 039/06/33-279/2021, которым признало его жалобу обоснованной.
     Не согласившись с означенными решением, ГБУЗ обратилось в арбитражный суд.
     Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
     Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении положений Закона о контрактной системе, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5      статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства     (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
     При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из предмета, целей и принципов правового регулирования соответствующих закупок (статьи 1, 6, 8 Закона о контрактной системе), приоритета конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 24 Закона), понятия электронного аукциона (часть 1 статьи 59 Закона), а равно специфики его организации и проведения.
     В силу части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;     2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
     Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
     Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).
     При этом заказчик должен учитывать запрет, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников.
     В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила № 145).
     Из пункта 4 Правил № 145 следует, что заказчики обязаны в Конкурсной документации применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
     В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением прямо перечисленных в данном пункте случаев.
     В соответствии с пунктом 6 Правил №145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
     Системное толкование приведенных нормативных положений обязывает к следующему выводу: при формировании документации о закупке заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчику надлежит таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
     Аналогичная позиция содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор судебной практики от 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
     В силу статьи 6 Закона № 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
          Судами установлено, что в соответствии с пунктом 24 раздела 2 «Информационная карта» Аукционной документации описание объекта закупки указано в разделе 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» и разделе 4 «Проект контракта» данной документации.
        В Техническом задании раздел 3 Аукционной документации ГБУЗ определены требования к поставляемым товарам, в том числе по позициям № 4 (катетер баллонный для коронарной ангиопластики ) и №№, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 72, 74, 75, 76 (катетеры баллонные для ангиопластики периферических артерий различных кодов КТРУ), в отношении которых заказчиком установлены дополнительные характеристики.
     Комиссия УФАС, на основании представленных в ходе рассмотрения жалобы Общества документов и пояснений, а также с учетом состава заявок на участие в Аукционе, пришла к выводу о том, что требованиям раздела 3 «Техническое задание» Аукционной документации по вышеуказанным позициям соответствуют товары - изделия медицинского назначения для отделения ангиографии (баллонные катетеры) исключительного одного производителя, а именно:
     по позиции № 4 «катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» - катетер баллонный коронарный MINI TREK, производства компании Abbott Vascular, США;
     по позициям № 60, 61, 62 «катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий» - катетер баллонный периферический DORADO, производителя «Ангиомед ГмбХ унд Ко. Медицинтекник КГ»/BARD, Германия;
     по позициям № 64, 65, 66 «катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий» - катетер баллонный периферический Ultraverse 014 (OTW), а по позициям № 67, 68, 69- Ultraverse 014 (RX): производства компании «Бард Периферал Васкьюлар, Инк.», Германия;
     по позициям № 71, 72 «катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий» - катетер баллонный периферический LitePac, а по позициям № 74,75,76 -ReeKrossа: производства компании «КлиарСтрим Технолоджиз Лимитед», Ирландия.
     Именно наличие спорных критериев только у вышеназванных производителей Общество и УФАС восприняли как нарушение Учреждением статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
     Оценив обстоятельства дела, суды правильно не усмотрели в действиях Учреждения (как заказчика) нарушения, как отдельных положений Закона                      № 44-ФЗ (статьи 33), так и его принципов.
     Суд округа соглашается с данным выводом судом и констатирует следующие значимые для настоящего спора обстоятельства.
     Действующим законодательством заказчику предоставлено в том числе право самостоятельно определять характеристики поставляемого товара, которые будут иметь существенное значение для его последующего использования при оказании соответствующего вида государственных услуг, при наличии в аукционной документации обоснования необходимости указания таких характеристик.
        Суды удостоверились в том, что в отношении каждой из таких дополнительных характеристик по всем вышеуказанным позициям заказчиком в Техническом задании приведено соответствующее обоснование.
     Так, Учреждение представило подробные письменные пояснения, в которых указаны конкретные характеристики (параметры) закупаемых товаров (катетеры баллонные для коронарной ангиопластики и ангиопластики периферических артерий) и подробно со ссылками на научные статьи и протоколы исследований обоснована потребность заказчика в товарах с данными характеристиками с учетом анализа существующего рынка (том дела 3; листы 97-103).
     Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
     Как пояснял заказчик (в том числе в разъяснениях положений Документации об аукционе), необходимые медицинскому учреждению характеристики объекта закупки формировались на основании клинических данных с учетом особенностей конкретных пациентов, обусловлены потребностью Учреждения на основе терапии, предусмотренной лечащими врачами, в целях достижения максимально возможного терапевтического эффекта при достижении оптимальных значений эффективности проведения процедуры ангиопластики, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов.
     В свою очередь, Общество и УФАС не представили доказательств, что какие-либо требования ГБУЗ являются избыточными.
     С учетом изложенного, следует согласиться с выводами судов о том, что при описании объекта закупки Учреждением в Техническом задании в целях необходимости обеспечения необходимого терапевтического эффекта приведено соответствующее обоснование необходимости именно такого медицинского оборудования. Как следствие, ссылка Общества на правовую позицию, изложенную в пункте 2 Обзора судебной практики от 28.06.2017 не нашла своего подтверждения.
     Означенное обоснование особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы медицинским учреждениям с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (письмо Минздрава России от 14.02.2018                № 418/25-5 и Обзор судебной практики от 28.06.2017).
     Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
     В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
     Как верно указали суды, отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки, поскольку объектом закупки является поставка товара, а не его производство (т.е. Общество не было лишено возможности закупить и поставить заказчику необходимый ему товар).
     При этом, суды удостоверились в наличии в свободной продаже на территории Российской Федерации требуемых заказчику катетеров у различных дистрибьюторов: ООО «Гринмед», ООО «Технопроект», ООО «Инвамед», «DIALL CОMPANY s.r.o», Medeq CZECH s.r.o (том дела 4; лист138-140).
     Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе жалобы потенциальных участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара соответствующего потребностям заказчика.
     По настоящему делу такие доказательства не представлены.
     Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
     Вывод судов об отсутствии в действиях Учреждения нарушения Закона              № 44-ФЗ при описании объекта закупки, является мотивированным и правомерным, как следствие, решение УФАС не отвечает целям и задачам антимонопольного контроля, не соответствует закону, а равно сложившейся судебной практике.
     Нарушения судом первой инстанции процессуальных норм не допущено: ГКУ КО «ЦОО и ПТ» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от 24.06.2021 о принятии заявления к производству, на что апелляционный суд обратил внимание в своем судебном акте.
     Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их достаточности, допустимости, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     
                                                  п о с т а н о в и л:
     
     решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу № А21-6250/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Морской ординар» - без удовлетворения.        
           Возвратить обществу с ограниченной ответственностью                              «Морской ординар» (адрес: 197198, Санкт-Петербург, Ропшинская ул., д.4, лит.А, пом. 5Н, 6Н, ОГРН 1207800148984, ИНН 7813648714) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 21.02.2022 № 62.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина
В.М. Толкунов

ЗАО «Кодекс» Разработка сайта:
ЗАО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92