Главная страница
Новости
О суде
Контроль за деятельностью суда
Правовые основы
Суды округа
Вопросы арбитражной практики
Внепроцессуальные обращения
Арбитражный процесс
Кадровое обеспечение суда
Взаимодействие со СМИ
Информация для посетителей
Государственные закупки
Судебные акты
Расписание дел
Противодействие коррупции
О содействии Арбитражного суда Северо-Западного округа в организации судебных заседаний с использованием ВКС



Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
11 декабря 2023 г. 03:18



2

А56-70283/2022



013/2023-67785(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 октября 2023 года

Дело №

А56-70283/2022


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
     при участии от государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» - Богданова К.А. (доверенность от 12.12.2022), от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - Белова А.А. (доверенность от 28.02.2022),
     рассмотрев 21.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу № А56-70283/2022,  
     

у с т а н о в и л:

     
     Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Россети Ленэнерго» (далее - Общество), в котором просит:
     1. признать опоры ЛЭП, установленные ответчиком в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Лужицы - Первое Мая» км 85 + 661 - км 85 + 715 с левой стороны в количестве 8 штук незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения;
     2. обязать ответчика в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
     - ликвидировать путем демонтажа незаконно установленные опоры ЛЭП из полосы отвода автомобильной дороги без возможности их дальнейшего размещения в отсутствие надлежащего согласования с истцом;
     - привести соответствующую полосу отвода в нормативное состояние;
     3. в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
     Решением суда первой инстанции от 27.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2023,  в иске отказано.
     В кассационной жалобе Учреждение, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
     В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 № 622 в оперативное управление Учреждения передано 938 автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находящихся в собственности Ленинградской области, в том числе автомобильная дорога «Лужицы - Первое Мая».
     Комиссия в рамках мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния региональных автомобильных дорог в Ленинградской области провела комиссионный осмотр автомобильной дороги «Лужицы - Первое Мая» и составила акт от 03.12.2021.
     По результатам проведения осмотра автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Кингисеппском районе Ленинградской области установлено, что дорога имеет IV техническую категорию, ширина полосы отвода составляет 19,0 м (по 9,5 м от оси слева и справа); в границах полосы отвода указанной автомобильной дороги установлены опоры (железобетонные столбы) линий электропередач, принадлежащих Обществу (филиал «Кингисеппские электрические сети»), в количестве 8 шт. при отсутствии барьерного ограждения; такое расположение опор мешает обеспечению видимости при движении и создает опасность столкновения автомобилей с опорами при дорожно-транспортном происшествии, а также препятствует осуществлению обслуживания дорог.
     Учреждение направило Обществу требование исх. № 17-1152/2022 от 22.04.2022 о необходимости в срок до 20.05.2022 ликвидировать опоры ЛЭП, установленные в полосе отвода автомобильной дороги, привести полосу отвода дороги в первоначальное состояние.
     Ссылаясь на отказ Общества, разместившего в полосе отвода автомобильной дороги опоры ЛЭП без согласования размещения и в отсутствие соответствующего договора с Учреждением, от добровольного исполнения изложенных в указанном письме требований, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
     Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
     Отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не доказано незаконное размещение спорных опор в границах полосы отвода автомобильной дороги; безопасность дорожного движения может быть обеспечения иным способом; перенос ЛЭП за границу полосы отвода автомобильной дороги не всегда технически невозможен; Учреждением не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильных дорог с учетом существующего землепользования, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор; демонтаж опор ЛЭП может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение электрической энергией, поскольку повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям.
     Требования Учреждения основаны на части 7 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), согласно которому владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние.
     В соответствии со статьей 61 Закон № 257-ФЗ, данный закон применяется к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу (часть 1).
     К отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (часть 2).
     Между тем из возражений Общества и представленных в материалы дела доказательства следует, что спорные опоры являются конструктивными элементами ЛЭП, проложенных до вступления в силу Закона № 257-ФЗ. Указанные возражения ответчика истцом не опровергнуты. Истцом не доказано, что спорные опоры ЛЭП установлены в период действия Закона № 257-ФЗ.
     Таким образом, спорные опоры ЛЭП не могут быть признаны незаконными сооружениями в смысле Закона № 257-ФЗ, переноса которых вправе требовать Учреждение. Тем более отсутствуют основания для приведения автомобильной дороги в первоначальное состояние.
     Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые  решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу № А56-70283/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В. Кадулин

Судьи

Т.И. Сапоткина
 И.В. Сергеева

ЗАО «Кодекс» Разработка сайта:
ЗАО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92