Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2024 года. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2024 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройснаб» Потёмкина А.В. (доверенность от 20.11.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 по делу № А21-14576/2023,
у с т а н о в и л: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236041, Калининградская обл., Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройснаб», адрес: 236006, Калининградская обл., г.о. город Калининград, Калининград, Малоярославская ул., д. 6, оф. 4, ОГРН 1113926017842, ИНН 3906237741 (далее - Общество), и администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», адрес: 238560, Калининградская обл., Светлогорский р-н, г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 77А, ОГРН 1023902054967, ИНН 3912002917 (далее - Администрация), со следующими требованиями: - признать незаконным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:17:000000:164 на «для размещения многоквартирных жилых домов» и установить вид разрешенного использования данного земельного участка с учетом изначально определенных договором аренды от 18.02.2005 № ФС/2005/02-38 целей - «проектирование и строительство административного здания»; - признать незаконным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:17:000000:165 на «для размещения многоквартирных жилых домов» и установить вид разрешенного использования данного земельного участка с учетом изначально определенных договором аренды от 18.02.2005 № ФС/2005/02-51 целей - «проектирование и строительство одноквартирного жилого дома». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304. Решением от 29.03.2024 в удовлетворении иска отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 данное решение оставлено без изменения. Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Управления Росимущества. По мнению подателя жалобы, изменение органом местного самоуправления вида разрешенного использования участков, находящихся в федеральной собственности, влечет нарушение установленного земельным законодательством порядка распоряжения публичной собственностью; распоряжения Управления Росимущества издавались и соглашения об изменении характеристик земельных участков в части разрешенного использования подписывались истцом с учетом фактически внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) на основании акта органа местного самоуправления изменений вида разрешенного использования земельных участков; незаконное изменение вида разрешенного использования земельных участков влечет нарушение порядка их предоставления; суды неверно применили исковую давность; избранный истцом способ защиты является надлежащим. Администрация и Общество в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, по договору от 18.02.2005 № ФС/2005/02-38, заключенному со стороны арендодателя Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Калининградской области (далее также Управление Росимущества) по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, обществу с ограниченной ответственностью «Светлогорскстрой» (далее - Компания) предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1260,0 кв. м с кадастровым номером 39:17:01-00-49:0006, расположенный по адресу: Калининградская обл., Светлогорский г.о., Новая ул., д. 12, для проектирования и строительства административного здания на срок с 15.02.2005 по 14.02.2025. По договору от 18.02.2005 № ФС/2005/02-51, заключенному с Управлением Росимущества в аналогичном порядке, Компании предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1398,0 кв. м с кадастровым номером 39:17:01-00-50:0010, расположенный по адресу: Калининградская обл., Светлогорский г.о., Новая ул., д. 38, для проектирования и строительства одноквартирного жилого дома на срок с 15.02.2005 по 14.02.2025. Постановлением главы администрации муниципального образования городского поселения «Город Светлогорск» (далее также Администрация) от 26.03.2012 № 72 по результатам рассмотрения обращения Компании изменен вид разрешенного использования арендуемых Компанией земельных участков с «для проектирования и строительства двухквартирного жилого дома», «проектирования и строительства одноквартирного жилого дома», «проектирования и строительства административного здания» на «для размещения многоквартирных жилых домов». Согласно имеющейся на постановлении расписке его оригинал был получен Управлением Росимущества 27.03.2012. На основании распоряжения Управления Росимущества от 06.07.2012 № 316-р путем объединения земельных участков федеральной собственности с кадастровыми номерами 39:17:010049:6, 39:17:010049:7, 39:17:010050:3, 39:17:000000:22, 39:17:000000:18, 39:17:000000:25, 39:17:000000:20, 39:17:000000:23 образован земельный участок общей площадью 9505,97 кв. м с кадастровым номером 39:17:000000:164 с категорией земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенным использованием - под размещение многоквартирных жилых домов. На основании распоряжения Управления Росимущества от 06.07.2012 № 315-р, изданного по результатам обращения Компании, путем объединения земельных участков федеральной собственности с кадастровыми номерами 39:17:010050:15, 39:17:000000:24, 39:17:000000:21, 39:17:000000:19, 39:17:000000:26, 39:17:010050:10 образован земельный участок общей площадью 6753,0 кв. м с кадастровым номером 39:17:000000:165 с категорией земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенным использованием - под размещение многоквартирных жилых домов. Исходными для вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:000000:164 и 39:17:000000:165 послужили земельные участки, указанные в постановлении Администрации от 26.03.2012 № 72. Соглашениями от 10.08.2012 к договорам от 18.02.2005 № ФС/2005/02-38 и ФС/2005/02-51 стороны внесли изменения в предмет договоров в части характеристик земельных участков, указав, что предметом аренды являются земельный участок общей площадью 9506,0 кв. м с кадастровым номером 39:17:000000:164 и земельный участок общей площадью 6753,0 кв. м с кадастровым номером 39:17:000000:165 соответственно с разрешенным использованием - для размещения многоквартирных жилых домов. На основании договора от 26.03.2018 уступки прав и обязанностей Компания передала Обществу права и обязанности арендатора по названным выше договорам По актуальным сведениям ЕГРН, в ЕГРН содержатся сведения о принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, зарегистрированном 09.08.2012, следующих земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием «для размещения многоквартирных жилых домов»: - площадью 9506 кв. м с кадастровым номером 39:17:000000:164, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, Новая ул., д. 20, 12, 22, 14, 24, 16, 26, 18, - площадью 6753 кв. м с кадастровым номером 39:17:000000:165, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, Новая ул., д. 36, 34, 28, 38, 30, 32. Управление Росимущества, ссылаясь на то незаконное изменение вида разрешенного использования земельных участков, поскольку исходные земельные участки изначально были предоставлены Компании для определенных целей без проведения аукциона, а для размещения многоквартирных жилых домов участки могли быть предоставлены только по результатам аукциона, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период изменения вида разрешенного использования земельных участков, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли определенной категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату издания Администрацией постановления от 26.03.2012 № 72, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, вид разрешенного использования земельных участков, из которых впоследствии образованы участки с кадастровыми номерами 39:17:000000:164 и 39:17:000000:165, изменен постановлением Администрации от 26.03.2012 № 72. Данный распорядительный акт не оспорен ни Управлением Росимущества, ни иными лицами, не признан недействительным (незаконным), не отменен. Спорные участки образованы на основании распоряжений Управления Росимущества от 06.07.2012 № 315-р, 316-р с указанием в этих распоряжениях на присвоение вновь образуемым участкам вида разрешенного использования «для размещения многоквартирных жилых домов». Таким образом, по крайней мере с июля 2012 года Управлению Росимущества было известно о существующем виде разрешенного использования земельных участков. Впоследствии Управление Росимущества подписало соглашения от 10.08.2012 к договорам от 18.02.2005 № ФС/2005/02-38 и ФС/2005/02-51 о замене предмета аренды на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 39:17:000000:164 и 39:17:000000:165 с видом разрешенного использования «для размещения многоквартирных жилых домов». Таким образом, оспариваемый вид разрешенного использования «для размещения многоквартирных жилых домов» в отношении спорных участков был установлен самим истцом, изменения в договоры аренды в части характеристик участков и вида их разрешенного использования были внесены также в результате волеизъявления истца, подписавшего соответствующие соглашения. Кроме того, Управление Росимущества, считая незаконным изменение вида разрешенного использования земельных участков по мотиву нарушения в результате этого порядка предоставления земельных участков, не заявляет никаких требований, связанных с действительностью/недействительностью договоров аренды земельных участков. В этой связи удовлетворение заявленных требований не приведет к тому правовому результату, на достижение которого они были направлены. При таком положении суды, исходя из совокупности установленных ими конкретных обстоятельств настоящего спора, правомерно пришли к выводу о невозможности применения избранного истцом способа защиты по заявленным предмету и основаниям ввиду недоказанности нарушения ответчиками прав и законных интересов истца, недоказанности возможности изменения спорных правоотношений в результате применения этого способа защиты, предъявления настоящих требований по истечении более десяти лет после совершения самим истцом действий по установлению оспариваемого вида разрешенного использования земельных участков. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 по делу № А21-14576/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
|