Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А., рассмотрев 21.05.2025 в открытом судебном заседании совместную кассационную жалобу администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 по делу № А56-113625/2023,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент», адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), и Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета от 23.08.2023 № А-7740 и понуждении Администрации выдать Обществу на основании заявления от 04.08.2023 в течение десяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу разрешение на использование земельного участка площадью 16 кв. м в границах кадастрового квартала 47:01:1712002, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Первомайское с.п., пос. Чайка, для размещения антенно-мачтового сооружения связи сроком на 49 лет в соответствии со схемой границ земель, предполагаемых к использованию, на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:01:1712002, являющейся приложением к заявлению от 04.08.2023. Решением суда первой инстанции от 19.04.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.11.2024, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение Комитета от 23.08.2023 № А-7740; на Администрацию возложена обязанность выдать Обществу на основании заявления от 04.08.2023 в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции по настоящему делу разрешение на использование земельного участка площадью 16 кв. м в границах кадастрового квартала 47:01:1712002, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Первомайское с.п., пос. Чайка, для размещения антенно-мачтового сооружения связи сроком на 49 лет в соответствии со схемой границ земель, предполагаемых к использованию, на кадастром плане территории кадастрового квартала 47:01:1712002, являющейся приложением к заявлению от 04.08.2023. В совместной кассационной жалобе Администрация и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просят отменить решение от 19.04.2024, постановление от 21.11.2024 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывают податели жалобы, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ТЖ-1 (застройка индивидуальными жилыми домами), в которой в силу градостроительного регламента не предусмотрено размещение объектов связи; кроме того, размещение антенно-мачтового сооружения связи приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, что оставлено судами двух инстанций без должного внимания. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 04.08.2023 (вход. от 10.08.2023 № 6880) о выдаче разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке площадью 16 кв.м в границах кадастрового квартала 47:01:1712002:2, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Первомайское с.п., пос. Чайка, без предоставления земельного участка и установления сервитута на срок использования 49 лет. Письмом от 23.08.2023 № А-7740 Комитет сообщил Обществу об отказе в выдаче такого разрешения. В обоснование указанного отказа Комитет сослался на отсутствие в градостроительном регламенте территориальной зоны ТЖ-1 (застройки индивидуальными жилыми домами), в которой расположен испрашиваемый земельный участок, такого вида разрешенного использования, как размещение объектов связи. В качестве второго основания для отказа Комитет указал на то, что размещение указанного в заявлении объекта приведет к невозможности использования земель и земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием. Не согласившись с решением Комитета от 23.08.2023 № А-7740, Общество оспорило его в суде. Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что размещение антенно-мачтового сооружения возможно на земельных участках с любым видом разрешенного использования, пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворили заявленные требования. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации и Комитета подлежащей удовлетворению частично в силу следующего. Признавая незаконным оспариваемое решение, суды правомерно руководствовались положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 39.36, частей 2, 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области», пунктов 2, 9 Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301, и обоснованно исходили из того, что размещение объектов связи допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Относительно второго основания оспариваемого отказа следует отметить, что Комитет не конкретизировал и не раскрыл в решении от 23.08.2023 № А-7740 обстоятельств невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием в случае размещения антенно-мачтового сооружения на испрашиваемом земельном участке с учетом характеристик самого сооружения и размещаемого на нем оборудования. В таком случае у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании оспариваемого решения незаконным. Между тем при определении способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суды не учли следующее. Пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, предполагающие возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, должностных лиц обязанности по устранению допущенных нарушений, направлены на восстановление прав граждан и организаций, выступают гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты, притом что определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда, во всяком случае связанного требованиями законности, обоснованности и мотивированности своих актов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 2556-О). Как усматривается из материалов дела, Общество испрашивало размещение антенно-мачтового сооружения в соответствии с проектной документацией, содержащей параметры возводимого сооружения и характеристики располагаемого на нем оборудования. То обстоятельство, что объекты связи могут быть размещены на земельных участках с любым видом разрешенного использования, само по себе не означает возможность строительства антенно-мачтового сооружения без соблюдения ограничений, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой предполагается такое размещение (например, максимальное значение высоты строений и (или) минимальное расстояние от жилой застройки до объекта (радиочастотного оборудования), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, наличие охранных зон и т.д). Незаконность оспариваемого отказа по основаниям, изложенным в письме от 23.08.2023 № А-7740, не может влечь безусловную обязанность Администрации разрешить размещение сооружения в испрашиваемом Обществом месте, а требует проверки особых параметров возводимого объекта и характеристики территории предполагаемого размещения этого объекта. В данном случае Комитет оценку представленной Обществом проектной документации на строительство антенно-мачтового сооружения на предмет соответствия возводимого объекта установленным градостроительным ограничениям не проводил. Судами также не оценивалось указанное обстоятельство. Более того, осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов государственной власти, суды не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений. При таких обстоятельствах следует признать, что надлежащим способом устранения допущенных оспариваемым отказом нарушений прав и законных интересов Общества будет возложение на Комитет обязанности повторно рассмотреть заявление от 04.08.2023 с учетом выводов, изложенных в судебных актах по настоящему делу. На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части выбранного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества с установлением правовосстановительной меры исходя из фактических обстоятельств дела и специфики административного судопроизводства. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 по делу № А56-113625/2023 отменить в части возложения обязанности на администрацию Выборгского муниципального образования Ленинградской выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» на основании заявления от 04.08.2023 в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции по настоящему делу разрешение на использование земельного участка площадью 16 кв. м в границах кадастрового квартала 47:01:1712002, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р., Первомайское с.п., пос. Чайка, для размещения антенно-мачтового сооружения связи, сроком на 49 лет, в соответствии со Схемой границ земель, предполагаемых к использованию, на кадастром плане территории кадастрового квартала 47:01:1712002, являющейся приложением к заявлению от 04.08.2023. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского муниципального образования Ленинградской области повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» от 04.08.2023 с учетом выводов, изложенных в судебных актах по настоящему делу. В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а совместную кассационную жалобу администрации Выборгского муниципального образования Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
|