Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
20 июля 2025 г. 21:10



7

А56-99287/2023



071/2025-27425(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 мая 2025 года

Дело №

А56-99287/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
     при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» Кривобокова К.В. (доверенность от 17.06.2024 № 218-24),
     рассмотрев 28.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2024 по делу № А56-99287/2023,
                                                  у с т а н о в и л:
     общество с ограниченной ответственностью «ОСК-Энерго», адрес: 191119, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.9а, лит.А, пом. 5Н,оф. 54, ОГРН 1065263039005, ИНН 5263057670 (далее - ООО «ОСК- Энерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 07.09.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 078/04/9.21-1164/2023, а также обязании Управление повторно рассмотреть заявление Общества о наличии в действиях сетевой организации признаков правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
     Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209, (далее - ПАО «Россети Ленэнерго», сетевая организация).
     Решением суда от 24.06.2024, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
     Постановлением от 24.12.2024, решение суда от 24.06.2024 отменено, суд признал незаконным и отменил постановление Управления от 07.09.2023                     № 078/04/9.21-1164/2023 и обязал Управление повторно рассмотреть заявление Общества от 28.04.2023 № 944/23 об административном правонарушении в отношении сетевой организации.
     В кассационной жалобе Управление просит постановление апелляционной инстанции от 24.12.2024 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.06.2024, полагая ошибочными, не соответствующими нормам действующего законодательства выводы суда апелляционной инстанции о наличии в действиях Общества состава  административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
      Третье лицо в письменных объяснениях, поддержал позицию УФАС указав, что при направлении заявки на заключение договора распределение максимальной мощности по точкам поставки может быть подтверждено только документами о технологическом присоединении. В виду того, что такие документы с заявкой представлены не были, сетевая организация обоснованно приостановила рассмотрение заявления.
     В судебном заседании представитель ПАО «Россети Ленэнерго» поддержал доводы жалобы и объяснений.
     ООО «ОСК-Энерго», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направило; заявило письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
     Представители УФАС, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие  (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО «ЭСК                 «Красное Сормово» (правопреемником которого является ООО «ОСК-Энерго») 28.04.2023 направило в УФАС жалобу № 944/23 на бездействие ПАО              «Россети Ленэнерго» при заключении договора о технологическом присоединении в отношении группы точек поставки энергопринимающих устройств потребителя акционерного общества «Средне-Невский судостроительный завод» (АО «СНСЗ», Завод), расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул.Заводская, д.10, по заявке от 12.04.2023  № 766/23.
     Как следовало из жалобы, в составе упомянутой заявки ООО «ЭСК «Красное Сормово» приложило следующие документы:
     - акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 30.04.2019 № Ю/33/3-19;
     - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 30.04.2019 № Ю/33/3-19, оформленные ПАО «Россети Ленэнерго»;
     - акт об осуществлении технологического присоединения от 12.01.2010                № 66028, составленный между ОАО «Ленэнерго» и Потребителем (Заводом);
     - выписка из договора энергоснабжения от 01.07.2020 № 495-СН/342020/27-02ЭС, заключенного между ООО «ЭСК «Красное Сормово» и Потребителем;
     - договор электроснабжения от 03.07.2020 № 900-20/022, заключенный между ООО «ЭСК «Красное Сормово» и АО «Петроэлектросбыт».
     ПАО «Россетти Ленэнерго» письмом от 18.04.2023 № ЛЭ/05-01/592 сообщило заявителю о приостановлении преддоговорной работы на основании пунктов 18, 21 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа, ПНД) и возвращении оферты договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении Потребителя (АО «СНСЗ»), поскольку в нарушение подпункта «а» пункта 18 Правил недискриминационного доступа Обществом не предоставлены документы о технологическом присоединении Потребителя, в которых содержится информация о величине максимальной мощности с распределением по каждой точке поставки.
     По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении УФАС пришло к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ, в связи с чем вынесло постановление от 07.09.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 078/04/9.21-1164/2023 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
     Общество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
     Суд первой инстанции констатировал отсутствие в данном случае правовых и фактических оснований для административного преследования ПАО «Россети Ленэнерго». При этом суд исходил из того, что лицо, которое намерено заключить договор, в соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Правил недискриминационного доступа в целях согласования существенных условий договора в соответствии с пунктом 13 названных Правил обязано предоставить сведения о величине максимальной мощности с распределением по каждой точке поставки, подтвержденные надлежащим образом оформленными документами о технологическом присоединении. Отсутствие информации о распределении максимальной мощности по каждой точке поставки обуславливает необходимость актуализации документов о технологическом присоединении, указания актуальных сведений. Суд согласился с доводами Управления об отсутствии в действиях сетевой организации состава инкриминируемого ей деяния применительно к статье 9.21 КоАП РФ.
     Апелляционный суд, при повторном рассмотрении спора пришел к выводу, что оспариваемое постановление УФАС нельзя счесть законным, а вывод антимонопольного органа об отсутствии в деянии ПАО «Россети Ленэнерго» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, недостаточно обоснованным, поскольку такой вывод сделан без надлежащего выяснения всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
     Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление Общества, обоснованно руководствовался следующим.
     Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг; договор оказания этих услуг является публичным.
     Согласно пункту 18 Правил недискриминационного доступа (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки от 14.04.2023 № 788/23) лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию:
     а) заявление о заключении договора с указанием следующих сведений, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями документов:
     в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов;
     величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки;
     срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии, подтверждаемый выпиской из договора энергоснабжения о дате начала снабжения электрической энергией указанного в заявлении потребителя электрической энергии, представляемой гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией, или выпиской из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), содержащей сведения о дате начала продажи электрической энергии потребителю электрической энергии, о точках поставки по договору, а также о реквизитах лица, выступающего продавцом по такому договору, представляемой заявителем, который заключил такой договор, либо выпиской из договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, предоставляемой заявителем;
     б) акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии);
     в) однолинейную схему электрической сети заявителя (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
     г) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии);
     д) документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала;
     ж) проект договора - по желанию заявителя;
     з) акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии).
     Как было указано выше Общество к своей заявке от 12.04.2023 № 766/23 в сетевую организацию (ПАО «Россети Ленэнерго»), на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств Потребителя (АО «СНСЗ»), в соответствии с пунктом 18 Правил недискриминационного доступа приложило, в том числе, акт о технологическом присоединении от 12.01.2010 № 66028, акт разграничения балансовой принадлежности от 30.04.2019 № Ю/33/3-19, акт разграничения эксплуатационной ответственности от 30.04.2019 №Ю/33/3-19 и выписку из договора энергоснабжения от 01.07.2020 № 495-СН/34-2020/27-02ЭС, заключенного между ООО «ЭСК «Красное Сормово» и АО «СНСЗ» (Потребитель).
     Основанием для приостановления ПАО «Россетти Ленэнерго» преддоговорной работы послужило нарушение Обществом подпункта «а» пункта 18 Правил, а именно, не предоставление документов о технологическом присоединении Потребителя, в которых содержится информация о величине максимальной мощности с распределением по каждой точке поставки. Сетевая организация приложенные к заявке Общества документы сочла недостаточно информативными.
     Согласно пункту 13 Правил недискриминационного доступа договор оказания услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующие существенные условия:
     а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети определенная в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, с распределением указанной величины по каждой точке поставки.
     При этом пунктом 13(1) названных Правил установлено, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения, если иное не установлено настоящим пунктом.
     В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения.
     В случае отсутствия у заявителя информации о максимальной мощности по каждой точке присоединения, порядок определения максимальной мощности в отношении энергопринимающего устройства заявителя предусмотрен пунктом 77 Правил технологического присоединения (раздел IV Правил технологического присоединения).
     С учетом изложенного, предоставляемые заявителем сведения о величине максимальной мощности должны подтверждаться документально.
     В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа, документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
     Следовательно, вопреки выводам Управления и суда первой инстанции, подтверждение факта надлежащего технологического присоединения возможно совокупностью представленных документов, а не исключительно актом о технологическом присоединении.
     Апелляционный суд удостоверился в том, что в акте о технологическом присоединении от 12.01.2010 № 66028 (выданном ОАО «Ленэнерго») указана величина максимальной мощности 4500 кВА (что соответствует 4185 кВт) с указанием двух точек присоединения - на контактах отходящих КЛ от РУ-6 кВ ПС-33 номера питающих фидеров 33-04, 33-06 (без распределения максимальной мощности по двум точкам), т.е. этот акт содержал сведения о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых ООО «ЭСК «Красное Сормово» намеревалось заключить договор оказания услуг.
     При этом, в выписке из договора энергоснабжения от 01.07.2020 № 495-СН/34-2020/27-02ЭС, заключенного между ООО «ЭСК «Красное Сормово» и АО «СНСЗ» (Потребитель), была указана величина максимальной мощности с распределением по каждой из точек поставки.
     Апелляционный суд счел ошибочной позицию УФАС и суда первой инстанции о необходимости, в отсутствие в документах о технологическом присоединении сведений о распределении величины максимальной мощности энергопринимающих устройств по всем точкам поставки, их переоформления.
     Так, исходя из однократного характера технологического присоединения, а также согласно пункту 2 Правил технологического присоединения основаниями для пересмотра актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон являются случаи: увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а также случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
     Поскольку наличие вышепоименованных оснований ПАО «Россети Ленэнерго» не приводит, как следствие, приостановление заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии до предоставления вновь оформленного акта о технологическом присоединении является необоснованным.
     Более того, как указано в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 542, субъекты электроэнергетики и органы федерального государственного энергетического надзора не вправе требовать от собственника (владельца) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) переоформления документов о технологическом присоединении, оформленных в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего постановления.
     Таким образом, если ранее оформленные сетевой организацией документы о технологическом присоединении содержали неточности, внесение необходимых изменений должно осуществляться выдавшей эти документы сетевой организацией самостоятельно.
     При этом, апелляционный суд обратил внимание на то, что переоформленный акт об осуществлении технологического присоединения от 28.11.2023 № 23-025159, составленный ПАО «Россети Ленэнерго», содержит те же сведения о максимальной мощности (4185 кВт) по двум точкам присоединения (поставки) с распределением по двум точкам присоединения (ф.33-04 и ф.33-06) как было указано заявителем в выписке из договора энергоснабжения от 01.07.2020 № 495-СН/34-2020/27-02ЭС, приложенного к заявке от 12.04.2023 № 766/23.
     Поскольку наличие у ПАО «Россети Ленэнерго» оснований, предусмотренных пунктом 24 Правил недискриминационного допуска (отказ от заключения договора) не установлены, а предусмотренные пунктом 18 названных Правил документы должны быть представлены только при их наличии, то сетевая организация была обязана в установленный в пункте 20 Правил недискриминационного допуска срок рассмотреть заявку Общества и направить в адрес заявителя проект договора.
     Факт того, что в установленный пунктом 20 Правил срок проект договора либо протокол разногласий к проекту договора в адрес ООО «ЭСК «Красное Сормово» не направлен, ПАО «Россети Ленэнерго» не отрицает.
     Нарушение ПАО «Россети Ленэнерго» требований пункта 18 и 20 Правил недискриминационного доступа образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
     Учитывая изложенное, постановление УФАС от 07.09.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 078/04/9.21-1164/2023 правомерно отменено апелляционным судом с возложением на Управление обязанности повторно рассмотреть заявление Общества об административном правонарушении в отношении ПАО «Россетти Ленэнерго».
     Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что апелляционным судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
     По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
     Основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

                                                    п о с т а н о в и л:
     

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2024 по делу № А56-99287/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.


Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина
В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92