Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., рассмотрев 18.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тихомирова Бориса Станиславовича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу № А21-9604/2023, у с т а н о в и л: индивидуальный предприниматель Тихомиров Борис Станиславович (ОГРНИП 322390000008551) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Куршская коса» (238535, Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п. Рыбачий, ул. Лесная, д. 7; ОГРН 1023902052624; ИНН 3918005008; далее - Учреждение), изложенного в письме от 10.07.2023 № 1175-1, об обязанности заявителя получить в Учреждении на платной основе разрешения на использование изображений эмблемы, компонентов природной среды, природных объектов, природных комплексов, объектов исторического, культурного и природного наследия, историко-культурных комплексов и объектов Национального парка «Куршская коса». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6, корп. 1; ОГРН 1027700221450; ИНН 7710256289 далее - Минприроды России). Решением суда первой инстанции от 01.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Тихомиров Б.С., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение письмом от 10.07.2023 № 1175-1 уведомило Тихомирова Б.С. о необходимости в срок до 01.10.2023 получить в Учреждении разрешение на использование изображений эмблемы, компонентов природной среды, природных объектов, природных и историко-культурных комплексов Национального парка «Куршская коса», а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражной продукции и товаров народного потребления, как характерных особенностей данной особо охраняемой природной территории, в словесных, изобразительных и объемных обозначениях и их комбинациях. Согласно приказу Учреждения от 01.03.2022 № 41 стоимость разрешения составляет 25 000 руб. и по усмотрению Учреждения может выдаваться как на три месяца, так и на календарный год. Тихомиров Б.С. не согласился с письмом Учреждения и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 1); федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков), порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки (пункт 6). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 № 1168 «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации» предусмотрено, что символика (флаги, вымпелы, эмблемы и другие) государственных природных заповедников и национальных парков утверждается федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, в ведении и управлении которых они находятся; символика должна включать в себя полное или официальное сокращенное наименование государственного природного заповедника или национального парка; государственные природные заповедники и национальные парки обладают исключительным правом на использование своей символики (пункт 1). На основании пункта 2 данного Постановления разрешения на использование юридическими и физическими лицами символики государственных природных заповедников и национальных парков выдаются их дирекциями на платной основе. Использование символики государственных природных заповедников и национальных парков без разрешений, выдаваемых их дирекциями, не допускается. Средства, полученные от выдачи разрешений на использование указанной символики, поступают в распоряжение соответствующего государственного природного заповедника или национального парка. Приказом Минприроды России от 25.01.2018 № 22 утвержден Порядок утверждения и использования символики федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками (далее - Порядок № 22). Согласно пункту 2 Порядка № 22 к символике федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками (далее - учреждения), относятся флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников и национальных парков. Символика учреждений утверждается приказом Минприроды России на основании представления директора учреждения и заключения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации (пункт 3 Порядка № 22). В силу пункта 7 Порядка № 22 учреждения обладают исключительным правом на использование своей символики. Как предусмотрено пунктом 9 Порядка № 22, использование юридическими и физическими лицами символики учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, национальными парками, без разрешений, выдаваемых учреждениями, не допускается. В соответствии с пунктом 10 Порядка № 22 для выдачи разрешения на использование символики учреждения заявитель направляет в адрес учреждения заявку с указанием для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, места нахождения, банковских реквизитов; для физических лиц - фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан), адреса места жительства; вида деятельности; предполагаемого срока действия разрешения. Право юридических и физических лиц на использование символики действует в течение срока, указанного в разрешении (пункт 12 Порядка № 22). Согласно пункту 18 Порядка № 22 разрешение выдается после внесения заявителем платы за использование символики учреждения. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что национальный парк «Куршская коса» включен в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р. Территория национального парка «Куршская коса» 02.12.2000 включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе международного российско-литовского объекта «Curonian Spit» (пункт 7 Положения о национальном парке «Куршская коса», утвержденного приказом Минприроды России от 09.08.2022 № 516). В соответствии с пунктом 18 устава Учреждения, утвержденного приказом Минприроды России от 07.11.2018 № 587, Учреждение имеет собственную символику (флаг, вымпел, эмблему и другие), утверждаемую и используемую в установленном порядке. Согласно пункту 19 устава производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка, ценностей из музейных фондов национального парка, а также их названий и символики, осуществляется с разрешения дирекции Учреждения. Учреждение выдает разрешения на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории Национального парка «Куршская коса», а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражной продукции и товаров народного потребления (подпункт 24 пункта 23 устава). Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что использование изображений эмблемы, компонентов природной среды, природных объектов, природных комплексов национального парка «Куршская коса», как характерных особенностей особо охраняемой природной территории, в словесных, изобразительных и объемных обозначениях и их комбинациях должно осуществляться исключительно на основании разрешения Учреждения. При этом суды указали, что письмо Учреждения от 10.07.2023 № 1175-1 носит информационный характер и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не содержит обязательных для него указаний, властных предписаний и не влечет для него каких-либо правовых последствий. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Тихомировым Б.С. требований, с чем согласился и апелляционный суд. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Тихомирову Б.С. следует возвратить 150 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу № А21-9604/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тихомирова Бориса Станиславовича - без удовлетворения. Возвратить индивидуальному предпринимателю Тихомирову Борису Станиславовичу (ОГРНИП 322390000008551) из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.01.2024 № 1.
|