Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., рассмотрев 17.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Гусевский городской округ» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу № А21-8044/2023, у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Гусевский городской округ», адрес: 238050, Калининградская обл., г. Гусев, Артиллерийская ул., д. 3, ОГРН 1143926026485, ИНН 3902802706 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Департамент), начальнику отдела контроля по начислению платы Департамента Климашевич А.С. о признании недействительным предписания от 26.05.2023 № ЖК-2/79/КАС/23-2726/9. Решением суда первой инстанции от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об удовлетворении заявления. Податель жалобы настаивает на правильности произведенного им доначисления. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2024 произведена замена судьи Савицкой И.Г. на судью Мунтян Л.Б. ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Калининградская обл., г. Гусев, Московская ул., д. 25 (далее - МКД). В связи с поступлением обращения гражданина от 24.04.2023 № 23-2726/9 по вопросу соблюдения порядка перерасчета размера платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества МКД, произведенного за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, Министерством на основании части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принято решение от 23.05.2023 № ЖК-697/пр о проведении в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении Предприятия внеплановой документарной проверки. В ходе проверки установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ) электроэнергии № 29143036, введенным в эксплуатацию 15.08.2017. ОДПУ оснащен автоматизированной системой коммерческого учета электроэнергии. В марте 2023 года Предприятие произвело перерасчет за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества, за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно исходя из показаний ОДПУ. Разница между платой по нормативу и стоимостью электроэнергии по фактическому потреблению в МКД за 2022 год составила 108 829,34 руб. Указанная разница доначислена Предприятием собственникам помещений в МКД в расчетном периоде март 2023 года соразмерно общей площади жилых помещений, им принадлежащих. Общая сумма платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества (СОИ), по фактическому потреблению в МКД за период с сентября по декабрь 2022 года составила 61 632,26 руб. Согласно представленной ведомости годового перерасчета ОДПУ за 2022 год по услуге «электроэнергия СОИ» к уплате выставлена сумма 6 826,29 руб. Сумма доначисления по квартире № 5 МКД должна составлять 4 810,82 руб. Согласно представленной квитанции в марте 2023 года по спорной квартире МКД выставлен перерасчет за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, - 9 552,96 руб. (с превышением на 4 742,14 руб.). Установив изложенное, предписанием от 26.05.2023 № ЖК-2/79/КАС/23-2726/9 Департамент обязал Предприятие в срок до 31.07.2023 обеспечить перерасчет (снятие в полном объеме) начисленных в марте 2023 года сумм по фактическому объему потребления за период с 01.01.2022 по 31.08.2022 по графе «Перерасчеты за прошлые периоды» за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества, всем собственникам (нанимателям) помещений в МКД. Предприятие, полагая, что предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствуясь следующим. Положениями частей 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ). В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Названной нормой предусмотрены исключения, в том числе случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет управление МКД, оборудованным ОДПУ электроэнергии (акт ввода в эксплуатацию узла учета после замены от 15.08.2017). Протокол общего собрания собственников помещений в МКД с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, отсутствует. Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491). С 01.09.2022 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 92) установлен порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома. Постановление № 92 вступило в силу с 01.09.2022, что отражено в пункте 2 названного Постановления. Указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, в Постановлении № 92 не имеется. Согласно положениям статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В соответствии с пунктом 29(2) Правил № 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке: а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении № 2 к Правилам № 354; б) при наличии ОДПУ и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" названного пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" этого пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) Правил № 491 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, с 1 сентября 2022 года коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, предъявляются населению к оплате в полном объеме - по показаниям ОДПУ. Однако Предприятие перерасчет с применением данных пунктов произвело за весь 2022 год. Доводы заявителя о правильности перерасчета за весь 2022 год со ссылкой на подпункт "а" пункта 29(3) Правил № 491 отклонены судом апелляционной инстанцией как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела не могут быть приняты во внимание доводы Предприятия о том, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации об обязательности перерасчета размера расходов на оплату коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества, действуют с 10.08.2017 - даты вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, которым часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ изложено в новой редакции. По мнению кассатора, Постановление № 92, утвердившее механизм проведения такого перерасчета, принято в развитие действующего жилищного законодательства и направлено на совершенствование порядка расчета размера расходов на оплату коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил № 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 44 Правил № 354 в редакции, действовавшей до 1 июля 2020 года, было установлено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Абзац второй пункта 44 Правил № 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 30 утратил силу с 01 июля 2020 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950. Редакцией пункта 44 Правил № 354, действующей после 01 июля 2020 года, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам, в соответствии с которой размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ, как в действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, прямо предписывает при определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии общедомового прибора учета в многоквартирном доме исходить из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок был установлен постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Пункт 29 Правил № 491 (в редакции действующей до 01.09.2022) также исключал начисление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы в части превышения объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, без соответствующего положительного решения общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме, выражающего их согласие на производство такого перерасчета. С учетом внесенных Постановлением № 92 изменений, как то предусмотрено пунктами 29 - 29(3) Правил № 491, был определен уже отличный от ранее действовавшего порядок расчета платы расходов на коммунальные ресурсы, потребляемых при использовании и содержании общего имущества. До вступления указанных изменений в силу (01.09.2022), иного, отличного порядка расчета платы коммунального ресурса, подлежащей внесению собственниками помещений в многоквартирном доме за содержание жилого помещения в многоквартирном доме с учетом расходов на содержание общедомового имущества, в случае сверхнормативного потребления коммунального ресурса с отнесением разницы в объемах потребления на собственников помещений не иначе, как только при наличии решения общего собрания собственников помещений, допускающего такой перерасчет, действующим законодательством предусмотрено не было. Таким образом, у Департамента имелись основания для выдачи оспариваемого предписания. Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о неправильном их применении судами. При таких условиях судебные акты, вынесенные при правильном применении норм материального и процессуального права, являются законными и обоснованными, основания для отмены судебных актов отсутствуют. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу № А21-8044/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Гусевский городской округ» - без удовлетворения.
|