Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
29 июля 2025 г. 10:34



5

А26-4793/2022



625/2024-42187(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июля 2024 года

Дело №

А26-4793/2022

     
     Арбитражный суд Северо-Западный округ в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
     рассмотрев 02.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелии от 30.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по делу № А26-4793/2022,

у с т а н о в и л:

     Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, к обществу с ограниченной ответственностью «Петрозаводская коммунальная компания», адрес: 185016, Республика Карелия, город Петрозаводск, Лесной проспект, дом 5, пристройка 1, ОГРН 1111001008304, ИНН 1001247468 (далее - Общество), об обязании в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести работы по оборудованию площадок по накоплению ТКО и КТО для нужд собственников многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: город Петрозаводск, Лососинское шоссе, дом 21, корпус. 8, город Петрозаводск, бульвар Интернационалистов, дом 16, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в случае неисполнения ответчиком решения суда, присудить Администрации Петрозаводского городского округа к взысканию с ответчика 2 000 рублей судебной неустойки в день до дня фактического исполнения ответчиком вступившего в силу решения суда в полном объеме.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление).
     Решением суда первой инстанции от 30.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2024, в удовлетворении иска отказано.
     В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
     Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество, являясь управляющей организацией и осуществляющее управление многоквартирными домами № 21 корпус 8 по Лососинскому шоссе и № 16 по б-ру Интернационалистов в г. Петрозаводске, обязано организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
     Администрацией Петрозаводского городского округа 11.05.2022 проведено обследование территории вышеуказанных многоквартирных домов на предмет возможности обустройства мест накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства, по результатам которого было установлено, что на земельных участках, сформированных для эксплуатации данных многоквартирных домов, имеется места для обустройства контейнерных площадок для нужд жителей домов, однако, контейнерные площадки на территории земельных участков отсутствуют.
     Обществу 12.05.2022 Администрацией направлено письмо № 904/3.1.1-08/УГХ-и с просьбой организовать место (площадку) для сбора и накопления ТКО в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома с приложением схемы расположения места.
     Поскольку место для сбора ТКО Обществом организовано не было, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
     Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Администрации.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
     Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
     В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
     Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
     В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, согласно пункту 26(1) которого в этот перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
     В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт «д(2)»).
     Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
     Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
     В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.
     Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), определен конкретный перечень работ по организации уборки придомовой территории, сбору мусора и вторичных материалов (раздел III).
     Так согласно подпункту 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
     При этом согласно подпункту 3.7.6 Правил № 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
     В данном случае суды установили, что доводы Администрации и Общества, заявленные в настоящем деле, свидетельствуют о наличии между ними разногласий по вопросу организации на земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО.
     Реестром источников образования и мест накопления ТКО, опубликованным на официальном сайте Администрации, подтверждается и не оспаривается истцом, что на территории Петрозаводского городского округа организованы места накопления ТКО, используемые, среди прочего, жителями домов, которые находятся в управлении ответчика; мусор, складируемый на уже организованных площадках, вывозится оператором по обращению с ТКО.
     Собственниками помещений в спорных МКД значительное время (более 20 лет) используются муниципальные контейнерные площадки № 2012, 2014, 2022, 2026.
     Таким образом, как полагал ответчик, сложившийся порядок использования контейнерной площадки жителями многоквартирного дома свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком обязанностей, установленных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в конкретном многоквартирном доме.
     Контейнерные площадки № 2012, 2014, 2022, 2026 не являются общим имуществом спорных МКД, управляющей компанией не создавалась и ею не обслуживается, договор на использование с владельцем контейнерной площадки отсутствует, расходы на содержание управляющая организация не несет.
     В настоящее время спорные площадки содержатся Администрацией (подтверждается заключенными между Администрацией и ИП Осиповым И.В. договорами на выполнение работ по содержанию мест (площадок) накопления ТКО от 18.04.2022, от 07.07.2022).
     Администрацией совместно с представителями Обществом проведено обследование спорных земельных участков.
     В результате обследования придомовой территории МКД № 21 корп. 8 по Лососинскому шоссе установлено, что до предложенного Администрацией места размещения контейнерной площадки расстояние от стены МКД составляет 22 метра, от ТП № 334 - 5 метров, в настоящее время на земельном участке имеются зеленые насаждения, бельевая площадка, в непосредственной близости к указанному месту припаркованы транспортные средства жильцов, В результате обследования придомовой территории МКД № 16 по бульвару Интернационалистов установлено, что расстояние от МКД до границ земельного участка составляет 31 метр, на придомовой территории расположена детская площадка (не единый комплекс, а отдельно стоящие конструкции).
     Ввиду изложенного судебные инстанции пришли  к выводу о том, что о наличии обязанности организовать места накопления ТКО не у Общества, а у самой Администрации.
     Вместе с тем судами не учтено следующее.
     Из системного толкования указанных норм права следует, что организация мест (площадок) по накоплению ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД; на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО и КГО для нужд собственников помещений МКД, управление которым она осуществляет.
     В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
     Одним из случаев, когда такая обязанность возлагается на иных лиц, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества МКД.
     Именно управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание общего имущества МКД, обязана обеспечить возможность накопления ТКО на обустроенной площадке.
     В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).
     В рассматриваемом случае обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО для нужд МКД в силу приведенных норм действующего законодательства возложена на Общество, как на управляющую организацию.
     Доводы Администрации и Общества, заявленные в настоящем деле, свидетельствуют о наличии между ними разногласий по вопросу организации на земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО.
     Согласно пункту 6 Правил № 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
     По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
     В соответствии с частью 1 статьи 14 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 № 28/29-586, в случае невозможности установки контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен МКД, допускается установка контейнерной площадки на территории общего пользования по согласованию с Администрацией.
     В материалах дела отсутствует заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия по вопросу соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на случай организации площадок по накоплению ТКО на указанных земельных участках МКД, а также письменная заявка Общества о согласовании с органом местного самоуправления создание места (площадки) накопления ТКО за границами земельного участка под МКД.
     Поскольку вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ суды не исследовали в полном объеме обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, не дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам сторон обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в том числе соблюдение сторонами процедуры решения вопроса о размещении площадок накопления ТКО, предусмотренного Правилами № 1039 и Правилами благоустройства территории Петрозаводского городского округа, после чего с учетом всех доводов и возражений сторон принять законный и обоснованный судебный акт.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Республики Карелии от 30.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по делу № А26-4793/2022 отменить.
     Направить дело № А26-4793/2022 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий

А.Г. Кудин


Судьи


О.А. Алешкевич

 Е.А. Аникина

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92