Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г., при участии от закрытого акционерного общества «Содружество Соя» Асеева А.А. (доверенность от 31.01.2024 № 502-01-01141), от Главного управления МЧС России по Калининградской области Усова Д.Ф. (доверенность от 25.06.20224 № ДВ-179-36), рассмотрев 30.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Содружество-Соя» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу № А21-8622/2023, у с т а н о в и л: Закрытое акционерное общество «Содружество Соя», адрес: 238340, Калининградская область, город Светлый, улица Гагарина, дом 65, ОГРН 1053909026830, ИНН 3913009793 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании подпунктов 1, 3, 4, 5 пункта 8 предписания Главного управления МЧС России по Калининградской области (далее - Управление) от 14.04.2023 № 2303/039-39-П/ПВП, акта проверки от 14.04.2023 № 2303/039/16-П/АВП. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда от 14.11.2023 в удовлетворении требований Общества о признании недействительными подпунктов 1, 3, 4, 5 пункта 8 предписания от 14.04.2023 № 2303/039-39/16-П/ПВП отказано. Производство по заявлению в части признания недействительным акта выездной проверки от 14.04.2023 № 2303/039-39/16-П/АВП прекращено. Постановлением апелляционного суда от 13.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в отзыве. Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании решения Заместителя начальника Главного управления - начальника УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области от 31.03.2023 № 2303/039-39/16-П/РВП ГУ МЧС проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в отношении здания (строения) корпуса экстракции, принадлежащего Обществу, расположенного по адресу г. Светлый Калининградской области, ул. Гагарина, д. 81 стр. 2. В ходе проверки Управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в акте выездной проверки от 14.04.2023 № 2303/039-39/16-П/АВП, и Обществу выдано Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14.04.2023 № 2304/039-39/16-П/ПВП со сроком устранения выявленных нарушений до 01.12.2023. Как следует из предписания от 14.04.2023 № 2304/039-39/16-П/ПВП: В подпункте 1 пункта 8 Предписания Административным органом в качестве нарушения указано, что при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных систем до их замены в установленном порядке. В качестве нормативно правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указан пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила № 1479). В подпункте 3 пункта 8 Предписания Административным органом в качестве нарушения указано, что помещение не оснащено автоматической установкой пожаротушения. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, содержится ссылка на пункт 60 Правил № 1479. В подпунктах 4 и 5 пункта 8 Предписания Административным органом в качестве нарушения, указано, что в Обществе не хранится техническая документация изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, а также не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указано на пункт 13 Правил № 1479. Не согласившись с отраженными в акте замечаниями и обязанностью по их устранению, Общество обратилось с настоящим заявлением арбитражный суд. Суд первой инстанции не усмотрел правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества в части признания недействительными подпунктов 1, 3, 4, 5 пункта 8 предписания. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. Согласно положениям статей 37, 38 Закона № 69-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ). Согласно статье 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. Правила № 1479 устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1). Согласно абзацу четвертому пункта 54 Правил № 1479 при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. В данном случае суды установили, что при проведении проверки в соответствии с пунктами 5 и 9 Требования о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, врученного Обществу 03.04.2023 у Общества были запрошены необходимые документы, подтверждающие выполнение обязательных требований пожарной безопасности. В свою очередь о проведении проверки заявитель был заблаговременно (31.03.2023) уведомлен решением. С решением заявитель был ознакомлен (03.04.2023). Решением установлено, что выездная проверка проводится в отношении: соблюдения контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности (пункт 6 решения). Для достижения целей проверки, в соответствии с названным решением заявителю необходимо было предоставить документацию наличие и ведение, которой, регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности проверяемого объекта защиты (пункт 13 решения). Отклоняя ссылку Общества на часть 1 статьи 80 Федерального закона от 31.07.20220 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» суды констатировали, что представленные в материалы дела требование о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, врученное Обществу 03.04.2023, равно как и решение о проведении плановой выездной проверки, полученное заявителем 31.03.2023, содержит исчерпывающий перечень необходимых документов, подтверждающих выполнение обязательных требований пожарной безопасности. Ввиду изложенного судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установив не предоставление Обществом в ходе контрольных мероприятий акта об испытании программ, пришли к выводу о нарушении заявителем пункта 54 Правил № 1479 и об отсутствии оснований для признания подпункта 1 пункта 8 Предписания недействительным. Суды отметили, что наличие у Общества договора с лицензированной организацией, имеющей право на проведение испытаний, представленного в ходе проверки не освобождает от обязанности по исполнению пункта 54 Правил № 1479. Пунктом 13 Правил № 1479 установлено, что при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты. В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности. В рассматриваемом деле суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе копии чертежей КМ Шифр 4721 КМ, Технический отчет, констатировали, что названные документы не содержат информацию (выводы) о пределе огнестойкости, приведенной толщине металла, примененных строительных конструкций кровли. В связи с этим суды пришли к выводу о законности подпунктов 4 и 5 пункта 8 Предписания. Грубых нарушений Закона № 248-ФЗ в ходе проведения Управлением проверки, которые влекут недействительность подпунктов 1, 4, 5 пункта 8 оспариваемого предписания не установлено. В отношении подпункта 3 пункта 8 Предписания суды указали на необходимость применения заявителем Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.029.2021 № 1464. Пунктом 1 Требований № 1464 установлено, что настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее - объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Однако заслуживает внимание довод кассационной жалобы о том, что Требованиями № 1464 предусмотрены различные критерии зданий, сооружений и помещений, в соответствии с которыми эти здания, сооружения и помещения должны оснащаться либо автоматическими установками пожаротушения, либо системой пожарной сигнализации согласно Приложениям № 1 - 3 Требований. Здание склада напольного хранения 4.7 проектировалось и фактически функционирует как предприятие (здание, сооружение) по переработке и хранению зерна. В соответствии с пунктом 3 Требований № 1464 объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложениям с № 1 по № 4. В силу пункта 10 Приложения № 1 к Требованиям № 1464 и в силу пункта 1 Приложения № 3 к названным Требованиям здания и сооружения, а также помещения в зданиях по переработке и хранению зерна не подлежат обязательному оборудованию автоматическими установками пожаротушения. Соглашаясь с выводом административного органа об обязательном оснащении объекта защиты автоматической установкой пожаротушения, суды не дали оценку проектной документации Общества (листы дела 34-36) и не установили вид спорного объекта защиты. Таким образом, вывод судов о законности подпункта 3 пункта 8 оспариваемого предписания суд кассационной инстанции считает не мотивированным. Поскольку судебные акты не содержат ни одного квалифицирующего признака объекта защиты, позволяющего установить наличие или отсутствие вмененного Обществу нарушения, а также не указаны основания, по которым суды пришли к выводу о необходимости оснащения объекта защиты автоматической установкой пожаротушения, по делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств в данной части. В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении. Ввиду изложенного в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ решение суда первой инстанции от 14.11.2023 и постановление апелляционного суда от 13.02.2024 по настоящему делу подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требования Общества о признании недействительными подпункт 3 пункта 8 предписания, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа. п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от13.02.2024 по делу № А21-8622/2023 отменить в части отказа в удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Содружество Соя» о признании недействительными подпункт 3 пункта 8 предписания от 14.04.2023 № 2303/039-39/16-П/ПВП. В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области. В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Содружество Соя» - без удовлетворения.
|