Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
31 июля 2025 г. 21:25


А52-171/2021


014/2024-43570(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 июля 2024 года

Дело №

А52-171/2021

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Жуковой Т.В., Серовой В.К.,
     при участии от акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» Усачевой А.И. (доверенность от 27.05.2024 № 25/2024), Федоровой Е.Г. (доверенность от 12.01.2024 № 6/2024) от муниципального предприятия города Пскова «Горводоканал» Дроздовой Г.И. (доверенность от 12.04.2024 № 25), Тысятова К.Ю. (доверенность от 01.08.2023),
     рассмотрев 04.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Пскова «Горводоканал» на решение Арбитражного суда Псковской области от 30.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу № А52_171/2021,

у с т а н о в и л:

     Акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино», адрес: 180502, Псковская область, Псковский район, деревня Моглино, особая экономическая зона промышленно-производственного типа Моглино, дом 18, ОГРН 1126027006071, ИНН 6027145565 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному предприятию города Пскова «Горводоканал», адрес: 180004, город Псков, улица Советской Армии, дом 49А, ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825 (далее - Предприятие), о взыскании 33 787 940 руб. 70 коп. задолженности за фактически оказанные услуги по транспортировке сточных вод за период с 28.12.2017 по 31.01.2019 (с учетом объединения с настоящим делом дел № А52_2039/2021, А52_958/2021, А52_3534/2021, А52-4834/2021 с присвоением объединенному делу номера А52_171/2021).
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и энергетике Псковской области (далее - Комитет).
     Решением от 30.12.2023 иск удовлетворен.
     Постановлением апелляционного суда от 11.03.2024 решение от 30.12.2023  отменено в части взыскания с Предприятия 7 796 913 руб. 01 коп. задолженности и 38 985 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, производство по делу в указанной части прекращено; в остальной части решение оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить  решение от 30.12.2023  и постановление от 11.03.2024, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     По мнению подателя жалобы, пропуск сточных вод с территории Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино» (далее - ОЭЗ) по коллектору, принадлежащему Обществу, не является услугой транспортировки сточных вод и не подлежит оплате Предприятием; вывод апелляционного суда о том, что Общество является не организацией, оказывающей весь комплекс услуг по водоотведению, а транзитной организацией, осуществляющей передачу стоков иных организаций в канализационную сеть Предприятия, является ошибочным; Общество является собственником сетей водоснабжения и водоотведения на территории ОЭЗ и другой инфраструктуры, а также собственником канализационного коллектора К1, подключенного к централизованным сетям на пересечении Рижского проспекта и Западной улицы города Пскова на основании договора купли-продажи социально значимого имущества от 24.06.2015 № 3/15-ОС; отсутствие в спорный период утвержденного тарифа на водоотведение для Общества не делает резидентов абонентами Предприятия; подключение резидентов к канализационной сети Общества  не является основанием для заключения договоров с Предприятием; суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил ссылку Предприятия на пункт 55 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644); суды не учли позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.08.2022 № 308-ЭС22-16154, согласно которой у транзитной организации отсутствуют основания для истребования оплаты по утвержденному тарифу объема транзита сточных вод, не учтенного в ее производственной программе; взысканная сумма значительно превышает финансовые потребности Общества, учтенные в тарифе на транспортировку за период с 28.12.2017 по 31.01.2019.
     В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     В судебном заседании представители Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества против ее удовлетворения возражал.
     Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
     Поскольку постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции было изменено, кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность последнего судебного акта.
     Как следует из материалов дела, Предприятие является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Псков».
     Для Предприятия приказами Комитета от 03.12.2015 № 134-в «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2016-2018 гг.», от 11.12.2018 № 167-в «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 гг.» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
     На основании договора купли-продажи социально значимого имущества от 24.06.2015 № 3/15-ОС, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Псковская», Общество приобрело в собственность имущество - канализационно-насосные станции (далее - КНС) площадью 112,4 кв.м, расположенную северо-западнее деревни Тямша Тямшанской волости Псковского района Псковской области, и площадью 233 кв.м,  расположенную по адресу: Псковская область, Тямшанская волость, деревня Тямша, Логозовская волость, деревня Подосье, а также иные объекты и оборудование, предназначенные для приема и транспортировки сточных вод. Имущество передано Обществу по акту приема-передачи от 03.08.2015.
     Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2020 за Обществом 29.09.2015 зарегистрировано право собственности на следующие объекты: КНС с подвалом площадью 112,4 кв.м с кадастровым номером 60:18:0000000:1801; канализационный коллектор от НС1 до НС2 протяженностью 6375,2 кв.м, грязеотстойник площадью 4 кв.м, два ввода, инвентаризационный номер 217, литера П, расположенные по адресу: Псковская область, Псковский район, Тямшанская волость, 1,3 км на северо-запад от деревни Тямша - за пределами участка дом б/н; КНС-2 с подвалом площадью 233 кв.м с кадастровым номером 60:18:0181301:143, инвентаризационный номер 560, литера  А, канализационный коллектор от НС-2 до коллектора № 8 протяженностью 6 км, 65 смотровых колодцев, один ввод, расположенные по адресу: Псковская область, Псковский район, Тямшанская волость, деревня Тямша, Логозовская волость, деревня Подосье (далее - канализационная сеть).
     Общество является транзитной организацией, которая обеспечивает транспортировку сточных вод, поступающих в принадлежащую ей канализационную систему (в том числе в коллектор), в централизованную систему водоотведения города Пскова.
     Приказом государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 16.12.2016 № 108-в «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоотведения на 2017-2019 года» Обществу  утвержден тариф на оказание данных услуг - 12,31 руб./куб.м периодом действия с 01.07.2017 по 31.12.2017.
     Используя канализационные сети Общества, Предприятие оказывает услуги водоотведения своим потребителям - абонентам Псковского района в рамках технологического присоединения коллектора, находящегося в собственности Общества, подключенного к централизованным сетям Предприятия на перекрестке Рижского проспекта и улицы Западной в городе Пскове в пределах зоны деятельности последнего как гарантирующей организации, тогда как Общество является транзитной организацией, обеспечивающей транспортировку сточных вод, поступающих в принадлежащую ему на праве собственности канализационную сеть в централизованную систему водоотведения города Пскова. При этом договоры водоотведения сточных вод с территории ОЭЗ в спорный период не заключались.
     В качестве резидентов ОЭЗ зарегистрировано 12 организаций: общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «ФИА ПроТим Псков», ООО «Линк», ООО «Нор-Маали», ООО «Фельзер РУС», публичное акционерное общество «АЙС СТИМ РУС» (предыдущее наименование - публичное акционерное общество «Сибирский гостинец»), ООО «Экокабель», ООО «Бионик Рус», ООО «СТРИМТЕКС», ООО «Титан-Полимер», ООО «Глобал Технолоджи», ООО «ПСКОВ ФАРМА», ООО «Термохольтц».
     Обществу и резидентам, расположенным на территории ОЭЗ, подключенным опосредованно к централизованной системе водоотведения через принадлежащие Обществу внутриплощадочные сети, оказывалась услуга водоотведения в отсутствие  заключенного договора на водоотведение, что подтверждается решениями Арбитражного суда Псковской области по делам  № А52-4084/2019, А52-4535/2020, А52-5189/2020, А52-1774/2021, А52-3096/2021.
     В спорный период с 28.12.2017 по 31.01.2019 Обществу на праве собственности принадлежало 18 объектов недвижимого имущества, из которых 16 объектов введено в эксплуатацию до 28.12.2017, а административно-бытовое здание с кадастровым номером 60:18:0182002:264 и котельная 3,8 МВт с кадастровым номером КН 60:18:0182002:265 введены в эксплуатацию 29.12.2018.
     Также на территории ОЭЗ расположены объекты таможенной инфраструктуры, которые с 11.05.2017 находились в безвозмездном пользовании Псковской таможни. В настоящее время данные объекты находятся в оперативном управлении указанного лица.
     Проектные показатели водоотведения от административных зданий, принадлежащих на праве собственности Обществу, установлены в отношении следующих объектов: административного здания для размещения должностных лиц таможенного органа, контрольно-пропускного пункта для прохода физических лиц, бокса углубленного досмотра на 1 транспортное средство с досмотровой площадкой, контрольно-пропускного пункта для пропуска легкового автотранспорта, административно-бытового здания, котельной 3,8 МВт. Остальные объекты Общества к системе водоотведения не подключены, водоотведение от них не предусмотрено.
     В спорный период в отсутствие заключенного между Обществом и Предприятием договора на транспортировку сточных вод с территории ОЭЗ и при наличии утвержденного тарифа на транспортировку у сторон сложились фактические отношения по оказанию услуг, связанных с транспортировкой сточных вод с территории ОЭЗ.
     Объем отведенных сточных вод за спорный период установлен решениями Арбитражного суда Псковской области от 18.06.2020 по делу № А52-4084/2019, от 21.01.2021 по делу №А52-4535/2020, от 24.02.2021 по делу № А52-5189/2020, от 23.07.2021 по делу № А52-1774/2021, от 30.09.2021 по делу № А52-3096/2021, от 30.09.2021 по делу № А52-3096/2021.
     Расчет объемов сточных вод был произведен расчетным способом в соответствии с пунктом 24 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776; стоимость услуг по транспортировке стоков за период с 28.12.2017 по 31.01.2019 включительно определена Обществом путем умножения установленного приказом Комитета от 16.12.2016 № 108-в для всех групп потребителей, за исключением населения, тарифа на транспортировку сточных вод, что в общей сумме составило 33 787 940 руб. 70 коп.
     Общество, ссылаясь на то, что в спорный период в отсутствие заключенного договора между сторонами сложились фактические отношения по транспортировке отведенных с территории ОЭЗ сточных вод, направило Предприятию претензию от 17.11.2020 № 58-104/1283 с требованием об оплате оказанных услуг по транспортировке сточных вод.
     В связи с отказом Предприятия от оплаты оказанных услуг за период с 28.12.2017 по 31.01.2019 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
     Апелляционный суд прекратил производство по делу в части требования о взыскании 7 796 913 руб. 01 коп. задолженности за период с 01.11.2018 по 31.01.2019 в связи с отказом истца от иска в указанной части; в остальной части решение оставил без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, пришли к следующим выводам.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
     Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
     Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 № 416_ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами № 644.
     В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
     В пункте 26 статьи 2 Закона № 416-ФЗ установлено, что транспортировка сточных вод - это перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
     В силу пункта 25.1 статьи 2 Закона № 416-ФЗ транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
     В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным сетям воды в целях обеспечения холодного водоснабжения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных сетей.
     На основании части 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
     Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
     Согласно части 1 статьи 17 Закона № 416 по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями названного Закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
     Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод (часть 3 статьи 17 Закона № 416-ФЗ).
     Транспортировка воды, включая распределение воды, прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт «а» пункта 1 части 1, пункт 2 части 7 статьи 31 Закона № 416-ФЗ).
     Из приведенных положений следует, что тарифному регулированию подлежит деятельность транзитной организации по транспортировке сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации.
     В силу пункта 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ и пункта 76 Правил № 644 абоненты, чьи объекты капитального строительства присоединены в установленном порядке к централизованной системе водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации, обязаны приобретать услугу по водоотведению только у такой гарантирующей организации, независимо от того, кто фактически владеет и эксплуатирует отдельные элементы этой системы.
     Судами установлено и из материалов дела следует, что в договорах транспортировки сточных вод от 26.10.2017 и от 18.07.2018 № 8/07-262, заключенных между сторонами и действовавших в спорный период (28.12.2017 - 31.01.2019), истец, а также резиденты, расположенные на его территории, не указаны как абоненты ответчика. Таким образом, у истца и ответчика в спорный период сложились фактические отношения по оказанию услуг, связанных с транспортировкой сточных вод. При этом отсутствие заключенного между сторонами в спорный период договора на транспортировку сточных вод не освобождает ответчика от оплаты оказанных ему услуг.
     Тот факт, что стоки с территории ОЭЗ стекают в коллектор (канализационную сеть) Общества, а затем поступают в канализационную сеть Предприятия, подтвержден материалами дела и сторонами не оспорен.
     Судами установлено, что Общество является не организацией, оказывающей весь комплекс услуг по водоотведению, а транзитной организацией, осуществляющей, по сути, передачу стоков иных организаций в канализационную сеть Предприятия; объекты, расположенные на территории ОЭЗ, от которых осуществляется водоотведение, Обществу не принадлежат.
     Предприятие, оказывая услуги по водоотведению, получает плату за услуги по утвержденному тарифу, в составе которого учтены финансовые потребности Предприятия по транспортированию стоков, в том числе и в отношении участка сети водопровода, принадлежащего Обществу.
     Услуги водоотведения за период с 28.12.2017 по 31.07.2018 оплачены Обществом в полном объеме в соответствии с утвержденным тарифом Предприятию на услуги водоотведения, в том числе и за транспортировку сточных вод по сетям Общества. При утверждении Обществу тарифа на транспортировку сточных вод учитывались резиденты и объекты, расположенные на территории ОЭЗ.
     Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, приняв во внимание, что факт пользования сетями истца ответчиком не оспаривается, наличие и размер задолженности подтверждены документально, а доказательства уплаты задолженности в материалы дела не представлены, суды признали требование Общества о взыскании задолженности за фактически оказанные в период с 28.12.2017 по 31.01.2019 услуги по транспортировке сточных вод обоснованным и подлежащим удовлетворению.
     Вопреки доводам Предприятия, в силу статьи 2 Закона № 416-ФЗ его абонентами являются лица, не только заключившие с ним договор водоотведения сточных вод, но и обязанные заключить такой договор.
     Апелляционный суд отклонил ссылку ответчика на пункт 55(4) Правил № 644, согласно которому, по мнению Предприятия, применительно к рассматриваемой ситуации стоки, поступающие с территории ОЭЗ, не могут считаться стоками абонентов Предприятия и являются стоками Общества.
     Как указал апелляционный суд, пункт 55 (4) Правил № 644 введен в действие в 2020 году; последний абзац названного пункта предусматривает отказ от заключения договора по транспортировке сточных вод в тех случаях, когда сети и (или) сооружения на них, а также объекты, от которых осуществляется водоотведение, принадлежат одному лицу. В рассматриваемом же случае объекты, расположенные на территории ОЭЗ, от которых осуществляется водоотведение, Обществу не принадлежат.
     Суды проверили расчет задолженности, произведенный истцом, и признали его арифметически верным. Указанный расчет Предприятием не оспорен, контррасчет не представлен.
     При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные требования с учетом принятого отказа истца от части исковых требований.
     Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
     Доводы, приведенные Предприятием в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены им.
     Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
     Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу № А52_171/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия города Пскова «Горводоканал» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А. Кустов

Судьи

Т.В. Жукова
 В.К. Серова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92