Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б., при участии Тимофеева Владимира Викторовича, рассмотрев 23.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Россети Янтарь» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу № А21-8791/2023, у с т а н о в и л: Мельников Александр Николаевич обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская улица, дом 4, бокс № 5033 (далее - Управление), о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2023 № 039/04/9.21- 462/2023. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Россети Янтарь», адрес: 236040, Калининград, Театральная улица, дом 34, ОГРН 10239000764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), и Тимофеев Владимир Викторович. Решением суда первой инстанции от 08.11.2023 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционного суда от 28.02.2024 решение суда первой инстанции отменено, постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В судебном заседании Тимофеев В.В. возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность. Общество, Управление и Мельников А.Н. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Тимофеевым В.В. (продавец) и Мельниковым А.Н. (покупатель) заключен договор купли-продажи движимого имущества от 15.04.2017 и подписан акт приема-передачи от 15.04.2017, по условиям которых продавец передал покупателю силовое электрооборудование трансформаторных подстанций ТП 07-07 15/0,4 кВ, ТП 06-08 15/0,4 кВ, ТП 08-13 15/0,4 кВ и ТП 08-12 15/0,4 кВ, расположенных по адресу: Калининградская область, Озерский район, г. Озерск, ул. Пограничная, д. 23, д. 36. Мельников А.Н. 23.03.2023 обратился в Общество с заявками (вх. №№ П/502/23 - П/505/23) о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении на объекты - вышеуказанные ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-12 и ТП 08-13, расположенные по адресу: Калининградская область, Озерский район, г. Озерск, ул. Пограничная, д. 23, д. 36, приложив договор купли-продажи движимого имущества от 15.04.2017 и акт приема-передачи от 15.04.2017. Общество направило в адрес Мельникова А.Н. письмо от 18.04.2023 № ЯЭ/19/2808, в котором указало на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики выдача документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение вне рамок договора об осуществлении технологического присоединения возможна только при соблюдении, в том числе следующего условия - заявителем является собственник или иной законный владелец в надлежащем порядке присоединенного объекта. Ввиду отсутствия в комплекте документов и сведений, подтверждающих государственную регистрацию права на объекты недвижимости (переоформления), восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении не представляется возможным до предоставления Обществу дополнительных документов и сведений. Мельников А.Н. 18.05.2023 обратился в Управление с жалобой по факту аннулирования Обществом заявки на оформление документов об осуществлении технологического присоединения четырех спорных трансформаторных подстанций. Определением от 15.06.2023 Управление возбудило в отношении Общества производство по делу № 039/04/9.21-462/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. По результатам проведенного административного расследования Управление, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статьями 133, 134 и 223 ГК РФ, пунктами 15, 57, 61, 62 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), приняв во внимание обстоятельства, установленные судебными актами в рамках дел А21-2986/2019 и №2-1451/2022, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ вынесло постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2023 № 039/04/9.21-462/2023, в связи с отсутствием в действиях Общества события административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Полагая вынесенное Управлением постановление незаконным, Мельников А.Н. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявления Мельникова А.Н. Суд апелляционной инстанции не согласился с решение суда первой инстанции, в связи с чем его решение отменил. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Процедура переоформления документов о технологическом присоединении регламентирована разделом VIII Правил № 861. Согласно пункту 57 Правил № 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов). Подпунктом «в» пункта 59 названных Правил определено, что заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств. В силу пункта 61 Правил № 861 лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением № 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается. В соответствии с пп. «а» п. 62 Правил № 861 к заявлению о переоформлении документов прилагается, помимо прочего, копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства). Суд апелляционной инстанции указал, что необходимость переоформления документов вызвана сменой собственника, что подтверждается договором купли-продажи имущества и актом приема-передачи имущества. Суд констатировал, что сам по себе переход прав владения и пользования на силовое электрооборудование (комплектные трансформаторные подстанции) ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-13, ТП 08-12, не влечет изменения характеристик технологического присоединения, а также схемы внешнего электроснабжения. Ввиду изложенного суд заключил, что передача Мельникову А.Н. объектов электросетевого хозяйства не изменяет фактической схемы технологического присоединения. Соответственно, все сведения необходимые Обществу для переоформления акта технологического присоединения, содержатся в ранее выданных им же документах о технологическом присоединении. Суд апелляционной инстанции проанализировал ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области № 00-08/00855 от 10.06.2022, из которого следует, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 39:09:010131:77; 39:09:010117:44; 39:09:010131:80; 39:09:010131:76, поставлены на кадастровый учет как нежилые здания. Сведения о том, что вышеуказанные объекты недвижимости являются единым недвижимым комплексом, в ЕГРН отсутствуют. Кроме того, суд установил, что Мельников А.Н. обращался в ООО «Региональная кадастровая компания» с заявлением о подготовке документации для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав на силовое электрооборудование (комплектные трансформаторные подстанции) ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-13, ТП 08-12. В ответе кадастрового инженера от 23.11.2022 указано, что силовое электрооборудование трансформаторных подстанций, принадлежащее Мельникову А.Н. не является объектом недвижимости, в связи с чем ему было отказано в заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ. Согласно выпискам из ЕГРН на объекты с кадастровыми номерами 39:09:010131:77; 39:09:010117:44; 39:09:010131:80; 39:09:010131:76, они имеют «Вид объекта недвижимости: Здание», «Назначение: Нежилое», «Наименование: Данные отсутствуют». Из представленных выписок из ЕГРН следует, что нежилые здания являются самостоятельными объектами технического учета и представляет собой отдельно стоящее нежилые здания, зарегистрированные в ЕГРН в качестве самостоятельных объектов недвижимости. В соответствии с Техническим заключением № 17/06/2021 от 15.06.2021, нежилые здания и находящееся в них оборудование, не являются неделимыми вещами. Разделение оборудования (комплектных трансформаторных подстанций) ТП 07-07, ТП 08-12, ТП 08-13, ТП 06-08 и нежилых зданий возможно, без причинения вреда оборудованию и зданиям, которые в дальнейшем могут выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов гражданских прав. Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 02.06.2020 по делу № А21-2986/2019 установил, что предыдущим собственником Тимофеевым А.Н. подстанции в городе Озерске приобретены по договору, заключенному по результатам проведения торгов в ходе банкротства МУП «Озерск ЖКХ». Согласно сообщениям о проведении торгов от 04.07.2014 № 314156, от 27.08.2014 № 361303, от 27.01.2016 № 910604, от 04.07.2016 № 1169814 подстанция была выставлена на продажу с подстанциями ТП 06-08, ТП 08-13 и ТП 08-12 как электрооборудование, а также со зданиями, сооружениями, предприятиями торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, единым лотом. Суд апелляционной инстанции указал, что подстанция была приобретена как здание с трансформаторным оборудованием, которое вводилось в эксплуатацию как единый объект и представляют собой сложную вещь. В данном случае из материалов дела следует, что 23.03.2023 Мельников А.Н. обратился к Обществу с заявками о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении на объекты ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-12, ТП 08-13, расположенные по адресу: Калининградская область, Озерский район, город Озерск, Пограничная улица, дом 23 и дом 36. При этом документы приложенные к заявке касались приобретения лишь силового оборудования трансформаторных подстанций. В отсутствие приложенных к заявке копий документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилые здания в которых расположено приобретенное Мельниковым А.Н. силовое оборудование, суд первой инстанции по настоящему делу вслед за административным органом, правильно применив к установленным обстоятельствам положения пунктов 57, 59, 61 и 62 Правил № 861 сделал верный вывод о правомерности действий Общества и отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. У суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу № А21-8791/2023 отменить. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2023 по настоящему делу оставить в силе.
|