Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
21 июля 2025 г. 08:28



6

А56-115858/2022



611/2024-45889(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 июля 2024 года

Дело №

А56-115858/2022

     Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
     Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2024 года.
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Елагиной О.К.,             Малышевой Н.Н.,  
     при участии от администрации Кировского муниципального района Ленинградской области и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Масюкевич О.В. (доверенности от 30.08.2023 и от 21.06.2022), от администрации Кировского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области Бокерия Д.В. (доверенность от 09.01.2024),  
     рассмотрев 18.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кировского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу № А56-115858/2022,

у с т а н о в и л:

     Администрация Кировского муниципального района (далее - район) Ленинградской области, адрес: 187342, Ленинградская область, Кировский муниципальный район, городское поселение Кировское, город Кировск, Новая улица, дом 1, ОГРН 1024701333040, ИНН 4706012238 (далее - Администрация района), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Кировского городского поселения (далее - городское поселение) Кировского муниципального района Ленинградской области, адрес: 187342, Ленинградская область, Кировский район, город Кировск, Новая улица, дом 1, ОГРН 1054700325855, ИНН 4706023857 (далее - Администрация поселения), об обязании ответчика принять в муниципальную собственность городского поселения пожарные гидранты в количестве 76 штук (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет), Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - КУГИ ЛО), государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» (далее - ГУП «Леноблводоканал»), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации района (далее - КУМИ района), государственное казенное учреждение Ленинградской области «Ленинградская областная противопожарно-спасательная служба», Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (отдел надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района), Кировское местное отделение Ленинградского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».
     Решением суда первой инстанции от 27.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2024, иск удовлетворен.
     В кассационной жалобе Администрация поселения, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
     Податель жалобы считает, что спорное имущество не подлежит передаче в муниципальную собственность городского поселения.
     В отзыве на кассационную жалобу Администрация района просит жалобу отклонить.
     В судебном заседании представитель Администрации поселения поддержал доводы жалобы, а представители Администрации района и   КУМИ района просили жалобу отклонить.
     Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, спорные гидранты находятся в муниципальной собственности района.
     В соответствии с постановлением Администрации района от 23.08.2017 № 1794 «О создании муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского муниципального района» и распоряжением КУМИ района от 20.10.2017 № 121 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Кировского района» спорное имущество было передано в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» (далее - Предприятие), что подтверждается актом приемки-передачи имущества от 20.10.2017.
     Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2020 по делу № А56-125327/2018 Предприятие признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство.
     Конкурсный управляющий Предприятия 24.09.2020 направил в адрес Администрации района уведомление о наличии у Предприятия на праве хозяйственного ведения сетей водоснабжения и водоотведения и иного имущества, составляющего централизованную систему водоснабжения и водоотведения на территории района, которое в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является ограниченным в обороте и не может быть отчуждено в частную собственность.
     В связи с этим конкурсный управляющий указал на необходимость принятия Администрацией района имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия.
     Администрация района приняла постановление от 30.03.2021 № 690 о прекращении права хозяйственного ведения Предприятия на имущество, принадлежащее району, и зачислении его в казну.
     Деятельность Предприятия прекращена.
     Предприятие в лице конкурсного управляющего передало, а КУМИ района приняло в казну, в числе прочего, спорные пожарные гидранты, что подтверждается актом приема-передачи имущества от 14.05.2021.
     Решением Совета депутатов муниципального образования Кировский район Ленинградской области от 19.05.2021 № 31 «О безвозмездной передаче имущества из собственности Кировского муниципального района Ленинградской области в государственную собственность Ленинградской области» утвержден перечень имущества, необходимого для реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и предлагаемого к передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Ленинградской области.
     Указанным решением Совет депутатов поручил Администрации района  осуществить в установленном законодательством Российской Федерации порядке безвозмездную передачу муниципального имущества в государственную собственность Ленинградской области.
     Распоряжением правительства Ленинградской области от 19.07.2021                 № 461-р «О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального имущества казны муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области» утвержден перечень муниципального имущества казны района, принимаемого в государственную собственность Ленинградской области; принято безвозмездно в государственную собственность Ленинградской области муниципальное имущество казны района согласно утвержденному данным распоряжением перечню.
     В составе переданного имущества: сети канализации, водовод, водопроводы, водораспределительное сооружение, резервуары, водонапорная башня, отстойники, очистные сооружения, артезианские скважины, водозаборные колонки.
     КУГИ ЛО поручено подписать от имени Ленинградской области акт приема-передачи, на основании утвержденного акта приема-передачи внести изменения в реестр государственного имущества Ленинградской области, оформить передачу имущества согласно утвержденному акту приема-передачи в хозяйственное ведение ГУП «Леноблводоканал».
     Письмом от 16.08.2021 № 19-3485/21, адресованном КУГИ ЛО и генеральному директору ГУП «Леноблводоканал», Администрация района, ссылаясь на экспертное заключение государственного казенного учреждения Ленинградской области «Государственный экспертный институт регионального законодательства» от 28.07.2021 № 02-2/84 об исследовании вопроса, связанного с передачей объектов водоснабжения и водоотведения, и письмо Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 05.08.2021 № КТ-3-2911/2021 о передаче пожарных гидрантов для дальнейшего закрепления на праве хозяйственного ведения за ГУП «Леноблводоканал», сообщила о том, что гидранты подлежат передаче в собственность Ленинградской области в составе сетей водоснабжения.
     Рассмотрев данное обращение, ГУП «Леноблводоканал» письмом от 19.08.2021 № 24885/2021 уведомил Администрацию района, КУГИ ЛО и Комитет об отсутствии правовых оснований для принятия спорных объектов в собственность Ленинградской области по причине того, что эти объекты имеют отличный от объектов водоснабжения и водоотведения режим правового регулирования.
     Решением Совета депутатов района от 29.09.2021 № 69 внесены изменения в решение от 19.05.2021 № 31 «О безвозмездной передаче имущества из собственности Кировского муниципального района Ленинградской области в государственную собственность Ленинградской области», в соответствии с которыми из перечня имущества, подлежащего передаче в государственную собственность, исключены гидранты для их дальнейшей передачи в муниципальную собственность муниципальных образований Кировского района Ленинградской области.
     Администрация района направила главе Администрации поселения письмо от 08.10.2021 № 19-4305/21 с предложением в срок до 13.10.2021 дать принципиальное согласие о приемке в муниципальную собственность поселения  спорных гидрантов либо мотивированный отказ от их принятия со ссылкой на законодательные акты Российской Федерации и Ленинградской области.
     Согласно ответу Администрации поселения от 13.10.2021 № 23-3971/21-0-1 вопрос принятия гидрантов, расположенных в границах населенных пунктов Кировского городского поселения, был рассмотрен на заседании совета депутатов муниципального образования «Кировск»; было принято решение не принимать в муниципальную собственность поселения пожарные гидранты, расположенные на водопроводных сетях, расположенных на территории муниципального образования, рекомендовать Администрации района рассмотреть вопрос о передаче гидрантов собственнику сетей водоснабжения.
     Полагая, что данный отказ Администрации поселения не основан на положениях действующего законодательства, Администрация района  обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
     Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными.
     Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
     В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
     Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
     В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
     Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (статья 19 Закона № 69-ФЗ).
     В силу требований указанной статьи к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
     Из приведенных выше норм материального права следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе содержание спорных гидрантов, относится к вопросам местного значения городского поселения, а не муниципального района.
     При этом, в силу пункта 5 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
     Согласно части 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2015 № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в Областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (далее - Закон № 153-оз) к полномочиям правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области относятся полномочия органов местного самоуправления поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Законом о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных образований Ленинградской области.
     Перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области, предусмотренное настоящим областным законом, устанавливается на неограниченный срок (статья 3 указанного закона).
     Во исполнение названных положений Закона № 153-оз сети водоснабжения, принадлежавшие Предприятию, были переданы в собственность Ленинградской области.
     Вместе с тем, в принятии спорных гидрантов в собственность Ленинградской области было отказано.
     Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались положениями статей 65, 71 АПК РФ, Закона № 131-ФЗ, Закона № 69-ФЗ,  Закона № 153-оз, и исходили из доказанности истцом правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию спорного имущества.
     Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, переданного в собственность Ленинградской области.
     Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
     При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу № А56-115858/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Кировского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

П.Ю. Константинов


Судьи


О.К. Елагина

Н.Н. Малышева

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92