Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С., рассмотрев 29.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по делу № А05-10547/2023,
у с т а н о в и л: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающее предприятие Холмогоры», адрес: 164530, Архангельская обл., с. Холмогоры, Октябрьская ул., д. 47, ОГРН 1152901009975, ИНН 2923007344 (далее - Общество), о взыскании 12 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за ноябрь 2022 года. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024, в удовлетворении требований Отделению отказано. В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым заявление Отделения удовлетворить. По мнению подателя жалобы, обе редакции части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ содержат отсылочные нормы, которые указывают на то, что как до 01.01.2023 года, так и после обязанность по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета у страхователей не отменена. За отчетные периоды начиная с 01.01.2023 года изменилась только форма представления данных сведений, то есть, ее обличие. Таким образом, улучшение положения субъекта правонарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании, не произошло, мера ответственности не отменена и не смягчена. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ. Из материалов дела следует, что Общество 20.12.2022 представило в Отделение исходные сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за ноябрь 2022 года (в отношении 25 застрахованных лиц), при установленном законом сроке представления сведений не позднее 15.12.2022. По факту нарушения Обществом срока представления сведений, Отделение составило акт от 06.02.2023 № 039S18230000415, а также приняло решение от 29.03.2023 № 039S19230001332 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 12 500 руб. (500 руб. * 25 застрахованных лиц). Обществу 04.05.2023 было вручено требование № 039S1230001791 об уплате финансовой санкции, срок для добровольного исполнения в требовании, представленном Отделением в материалы судебного дела, не установлен. Поскольку требование об уплате финансовой санкции добровольно Обществом исполнено не было, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая Отделению в удовлетворении требования о взыскании с Общества финансовой санкции, суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие с 01.01.2023 в части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ ответственности страхователя за нарушение, установленное пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего. Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 НК РФ. В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность. Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом. Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (Постановления от 15.07.1999 года № 11-П, от 25.01. 2001 года № 1-П, от 17.07.2002 года № 13-П, от 19.03.2003 года № 3-П, от 13.03.2008 года № 5-П, от 27.05.2008 года № 8-П, от 13.07.2010 года № 15-П, от 18.05.2012 года № 12-П, от 17.01.2013 года № 1-П, от 14.02.2013 года № 4-П, от 25.02.2014 года № 4-П, от 19.01.2016 года № 2-П и от 29.11.2016 года № 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть предусмотрено непосредственно в законе. Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Для подачи указанных сведений использовалась форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Как указывало Отделение, сведения по форме СВЗ-М за ноябрь 2022 года подлежали представлению Обществом не позднее 16.12.2022, а представлены были Обществом только 20.12.2022, то есть с нарушением установленного срока, что Обществом не оспаривалось и не опровергалось. Между тем, как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер, вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Как следует из решения Отделения от 29.03.2023 № 039S19230001332, Общество было привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. При этом норма части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, то есть на дату вынесения решения Отделения от 29.03.2023, не предусматривала ответственность страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, который в редакции данной статьи, действующей с указанной даты отсутствовал. При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Отделению во взыскании с Общества финансовой санкции. Доводы, изложенные Отделением в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов. Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по делу № А05-10547/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Судья
Е.С. Васильева
|