Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М., при участии от Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Паластрова И.С. (доверенность от 29.12.2023 № 149), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Лазарева М.С. (доверенность от 27.12.2023), рассмотрев 10.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 12.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2024 по делу № А56-93596/2023, у с т а н о в и л: Некоммерческая организация «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», адрес: 194044, Санкт-Петербург, Тобольская улица, дом 6, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 68, литера «А», ИНН 78410000298 (далее - Инспекция), от 30.05.2023 № 11/25/23-Н-р. Решением суда первой инстанции от 12.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 12.04.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить. В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать. Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании решения от 15.05.2023 № 11/25/23-Н-р Инспекцией в рамках государственного контроля (надзора) проведена документарная проверка на предмет соблюдения Фондом, как некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимого от его формы собственности, с целью проверки доводов, изложенных в обращении от 05.04.2023 № ОБ-9722-1/23-0-0 (невыполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества - внутридомовой инженерной системы водоотведения многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петрозаводская улица, д. 18, литера А). В ходе проведения документарной проверки Инспекцией установлено, что Фондом, как региональным оператором, не обеспечено надлежащее проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петрозаводская улица, д. 18, литера А (далее - МКД), что является нарушением требований, предусмотренных пунктом 4.1 части 2, частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Также Инспекцией установлено, что работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД осуществлялись на основании договора от 02.03.2020 № 13-1/А/ИС/2020, заключенного между Фондом и ООО «Мастергейт». Как указывал Фонд в пояснениях от 02.05.2023 № 2-14893/23, работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения в помещениях квартир № 9, 10, 15, 16, 21 не проводились по причине непредоставления собственниками допуска в указанные квартиры. Фондом не были представлены сведения о мероприятиях, проведенных с целью обеспечения доступа в вышеуказанные квартиры для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; не представлены документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников вышеуказанных квартир о необходимости предоставления доступа для проведения указанных работ (письма, уведомления, отчеты о получении и т.д.), а также не представлены доказательства уведомления ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района Санкт-Петербурга» с целью оказания содействия в обеспечении доступа в вышеуказанные квартиры. Представленные Фондом в ходе проверки акты об отказах в предоставлении доступа в жилое/нежилое помещение для выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества от 18.06.2020 составлены без участия собственников квартир № 9, 10, 15, 16, 21 и не содержат подписи уполномоченного представителя собственников помещений МКД. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте документарной проверки от 30.05.2023. По результатам проверки Фонду выдано предписание от 30.05.2023 № 11/25/23-Н-р об устранении выявленных нарушений с указанием выполнения следующих мероприятий: организовать выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в помещениях квартир № 9, 10, 15, 16, 21 в срок по 01.12.2023. Фонд не согласился с предписанием административного органа, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Фонда. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 ЖК РФ). Согласно пункту 1.1 Устава Фонд, как региональный оператор, является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также на реализацию иных функций, предусмотренных ЖК РФ, законами Санкт-Петербурга и названным Уставом. Частью 6 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. В силу пункта 4.1 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ. В пункте 3 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (далее Закон № 690-120) указано, что установление факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту осуществляется комиссией, создаваемой региональным оператором (далее - Комиссия), в состав которой включаются представители; 1) собственников помещений в многоквартирном доме; 2) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, либо лица, выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) регионального оператора; 4) подрядной организации, осуществляющей выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пункту 4 статьи 5-1 Закона № 690-120 создание и организация деятельности Комиссии осуществляется региональным оператором в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.11.2018 № 874 утверждено Положение о порядке создания и организации деятельности комиссии по установлению фактов воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - Положение). По результатам работы Комиссии составляется акт о воспрепятствовании выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Акт) по форме согласно приложению к настоящему Положению, в котором содержатся выводы Комиссии о наличии либо отсутствии факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту. Акт должен быть подписан всеми членами Комиссии. В случае отказа (уклонения) члена Комиссии от подписания Акта в нем делается соответствующая отметка. К Акту приобщаются копии приказа о создании Комиссии, договора на оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту, фотоматериалы, а также имеющиеся в распоряжении Комиссии документы, свидетельствующие о невозможности выполнения работ по капитальному ремонту (пункт 6 Положения). Согласно пункту 7 Положения вывод Комиссии о наличии факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту отражается в Акте в случае недопуска подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и(или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома вследствие отказа собственников помещений в многоквартирном доме, и(или) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и(или) лица, выполняющего работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, посредством действия или бездействия в допуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и(или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома, в том числе посредством отказа в принятии мер по демонтажу ограждающих (изолирующих) конструкций, оборудования, слаботочных и иных сетей, иных объектов, препятствующих проведению капитального ремонта, а также их креплений к объектам, относящимся к общему имуществу в многоквартирном доме, в отношении которого должен проводиться капитальный ремонт. Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили, что работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД осуществлялись на основании договора от 02.03.2020 № 13-1/А/ИС/2020, заключенного между Фондом и ООО «Мастергейт». Согласно акту приемки оказания услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (составленному по форме № КС-14) от 22.06.2020 лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в МКД в соответствии с распоряжением Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга № 3812-р от 31.10.2019, является уполномоченный представитель Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Также суды указали, что в ходе проверки административным органом Фондом не были представлены сведения о мероприятиях, проведенных с целью обеспечения доступа в квартиры № 9, 10, 15, 16, 21 для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения. Суды не установили, и из материалов дела не следует надлежащее извещение собственников вышеуказанных квартир о необходимости предоставления доступа для проведения указанных работ, а также ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района Санкт-Петербурга» с целью оказания содействия в обеспечении доступа в вышеуказанные квартиры. Судебные инстанции, проанализировав акты об отказах в предоставлении доступа в жилое/нежилое помещение для выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества от 18.06.2020, пришли к выводу о том, что они составлены без участия собственников квартир № 9, 10, 15, 16, 21, подписаны только представителями Фонда, подрядной организации ООО «Мастергейт» и управляющей организации ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района». Также суды указали, что названные акты не содержат подписи уполномоченного представителя собственников помещений МКД, что является нарушением требований пунктов 3 и 4 статьи 5-1 Закона № 690-120. Суды, ссылаясь на положения пунктов 5 и 6 статьи 5-1 Закона № 690-120, заключили, что Фондом не представлены доказательства направления актов от 18.06.2020 в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, который определяет невозможность выполнения работ по капитальному ремонту, а также решения указанного уполномоченного органа о невозможности проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы водоотведения в отношении квартир № 9, 10, 15, 16, 21 МКД. Ввиду изложенного суды пришли к выводу о нарушении Фондом части 2 статьи 182 ЖК РФ - не соблюдение Фондом порядка установления фактов воспрепятствования в предоставлении доступа в жилые помещения для осуществления работ по капитальному ремонту общедомового имущества, определенный Законом № 690-120. Суды обоснованно согласились с выводом Инспекции о том, что Фондом, как региональным оператором, не обеспечена надлежащая организация и проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения МКД. Суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о законности оспариваемого предписания. Довод подателя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где получил надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции№). Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 12.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2024 по делу № А56-93596/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» - без удовлетворения.
|