Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2024 года. Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Карельский деловой центр» адвоката Москвиной А.С. (доверенность от 01.01.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карельский деловой центр» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу № А42-6762/2023,
у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Карельский деловой центр», адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 40, пом. 3, ОГРН 1101001008020, ИНН 1001236956 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление Росимущества), о признании недействительной односторонней сделки, оформленной уведомлением от 09.03.2023 № 51-ДЕ-08/2078, об установлении с 01.01.2023 годовой арендной платы по договору от 20.10.2016 № 595 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026508:2 в размере 179 333 руб. 05 коп. Решением от 08.12.2023 в иске отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 данное решение оставлено без изменения. Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, у Управления Росимущества отсутствовали основания для изменения размера арендной платы, поскольку не изменялись ни методика определения арендной платы, ни цели предоставления земельного участка; доказательства нецелевого использования земельного участка не представлены; нецелевое использование участка не является основанием для изменения арендной платы по договору аренды. Управление Росимущества в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. В отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом его ходатайства не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Управление Росимущества (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 20.10.2016 № 595 аренды земельного участка общей площадью 64 618 кв. м с кадастровым номером 10:04:0026508:2, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, северо-западная часть кадастрового квартала № 10:04:02 65 08, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, для размещения производственных объектов сроком по 29.09.2065. Согласно пункту 1.2 договора на участке расположены объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Размер и условия внесения арендной платы установлены разделом 3 договора. Согласно пункту 3.1 договора арендная плата составляет 1938 руб. 54 коп. в год и уплачивается арендатором ежеквартально равными частями в срок до 15-го числа последнего месяца оплачиваемого квартала. Пунктом 3.3 договора арендодателю предоставлено право в бесспорном и одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год, производить изменение размера арендной платы. Размер арендной платы может быть изменен на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; в случае внесения соответствующих изменений в методику определения размера арендной платы за государственное имущество и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Уведомление об изменении арендной платы, направленное арендатору, является достаточным основанием для изменения арендной платы, государственная регистрация не требуется. Управление Росимущества уведомлением от 09.03.2023 № 51-ДЕ-08/2078 сообщило Обществу об установлении с 01.01.2023 годовой арендной платы в размере 179 333 руб. 05 коп., что составляет 3% от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с подпунктом е) пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее - Правила), в связи с внесением изменений в Правила. Общество, считая, что основания для увеличения арендной платы отсутствовали, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, имеет регулируемый характер, ее размер определяется в порядке, установленном уполномоченным органом. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, такой порядок установлен Правилами. Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости; по результатам торгов; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными уполномоченным органом; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. На момент заключения договора годовой размер арендной платы был рассчитан в соответствии с утвержденными ставками арендной платы ввиду указания в пункте 1.2 договора на размещение на участке объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Между тем, как установлено судами и не оспаривалось Обществом, на земельном участке, помимо указанных выше объектов инженерной инфраструктуры, расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимого имущества - здания нежилого назначения. При этом согласно пункту 1.1 договора участок предоставлен в аренду для размещения производственных объектов. Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, определено федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - Предприятие). Согласно подпункту в) пункта 2 данного Указа доставка сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, может осуществляться с использованием сетей связи иных операторов на основании договора об оказании услуг связи и (или) договора аренды технических средств, заключаемых между Предприятием и операторами связи. Общество в судебном заседании подтвердило, что не имеет договоров с Предприятием в отношении использования расположенных на участке объектов инженерной инфраструктуры в указанных выше целях. При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств наличия оснований для исчисления арендной платы для Общества в льготном размере, суды правомерно посчитали, что Управление Росимущества верно определило годовой размер арендной платы в соответствии с подпунктом е) пункта 3 Правил как для земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, и отказали в иске. Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 1.1 договора земельный участок предоставлен для размещения производственных объектов, а доказательства осуществления на земельном участке деятельности, предоставляющей право на исчисление арендной платы в льготном размере, не представлены. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу № А42-6762/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карельский деловой центр» - без удовлетворения.
|