Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» Береснева Д.С. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев 08.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу № А26-6749/2023, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс», адрес: 185011, Республика Карелия, город Петрозаводск, Советская улица, дом 31, помещение 15 (далее - Общество, ООО «Гарантия-Плюс»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Ф.Энгельса, дом 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225286 (далее - Комитет), от 31.05.2023 № ЛК 035/067/073, которым Обществу предписано выполнить собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома корректировку величины перерасчета за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, выставленного в платежном документе за март 2023 исходя из объема потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период с сентября 2022 по декабрь 2022, распределить в течение 2023 календарного года равными долями. Определением суда первой инстанции от 03.11.2023 дело № А26-6749/2023 и дело № А26-6750/2023 о признании недействительным предписания Комитета от 08.06.2023 № ЛК 079/067/089 и № А26-8314/2023 о признании недействительным предписания Комитета от 16.08.2023 № ЛК 117/067/152 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А26-6749/2023. Определением суда от 03.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Разумова Наталья Васильевна. Решением суда первой инстанции от 18.12.2023 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые предписания Комитета признаны недействительными. Постановлением апелляционного суда от 23.04.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить. В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы Комитета отказать. Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Комитетом на основании обращений № 1661 от 04.05.2023, № 1363 от 14.04.2023, мотивированных представлений от 28.04.2023, 05.05.2023 приняты решения контрольного (надзорного) органа о проведении внеплановой документарной проверки от 05.05.2023 № ЛК 035/Р/127, от 08.06.2023 № ЛК 079/067/089 в отношении ООО «Гарантия-Плюс» по многоквартирному дому № 5В по ул. Боровая в городе Петрозаводске (далее - МКД), дому № 45 по улице Черняховского в городе Петрозаводске. Согласно части 9 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры. Руководствуясь частью 1 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ, по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия Комитетом составлены акты документарной проверки от 31.05.2023 № ЛК 035/А/127, от 08.06.2023 № ЛК 079/А/114. Актами проверки от 31.05.2023 № ЛК 035/А/127, от 08.06.2023 № ЛК 079/А/114 установлено, что Общество в платежных документах за март 2023 выставило перерасчет платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД за календарный 2022 год вместо требуемого периода с сентября 2022 по декабрь 2022, не распределило перерасчет равными долями в течение календарного года, что является нарушением порядка перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, установленного подпунктом «б» пункта 29(2), подпунктом «а» пункта 29(3) Правил № 491, пункта 2 приложения к Правилам № 491, части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушением лицензионных требований, установленных частью 2 статьи 162, частью 2.3 статьи 161, пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс). Аналогичные нарушения выявлены по результатам внеплановой проверки в отношении МКД № 13 по улице Дружбы в городе Петрозаводске, № 22 по улице Мелентьевой в городе Петрозаводске, по результатам которой составлен акт от 16.08.2023 № ЛК/А/217 Комитетом выданы предписания от 31.05.2023 № ЛК 035/067/073, от 08.06.2023 № 079/067/089, от 16.08.2023 № ЛК 117/067/152, в соответствии с которыми Общество обязано выполнить корректировку величины перерасчета расходов за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, выставленного в платежном документе за март 2023 по МКД исходя из объема потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период с сентября 2022 года по декабрь 2022 года, распределить в течение 2023 календарного года равными долями. Общество не согласилось с принятыми предписаниями от 31.05.2023 № ЛК 035/067/073, от 08.06.2023 № 079/067/089, от 16.08.2023 № ЛК 117/067/152, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактическим оснований для удовлетворения заявления Общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В силу пункта 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее - КР СОИ). В соответствии с подпунктом «л» пункта 11 Правил № 491, возможность потребления коммунального ресурса потребляемых при использовании и содержании общего имущества считается предусмотренной конструктивными особенностями многоквартирного дома при наличии в таком доме внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление с использованием соответствующего коммунального ресурса коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, а также отведению сточных вод. Таким образом, суды заключили, что именно собственники помещений в многоквартирном доме, являясь одновременно собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, несут ответственность по оплате коммунальных ресурсов потребляемых при использовании и содержании общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения в порядке и в размере, определенном жилищным законодательством. По общему правилу в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением № 92, вступившим в силу с 01.09.2022, в Правила №491 внесены изменения, в частности, введены пункты 29(2), 29(3). В силу пункта 29(2) размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке: б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; в) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; Пунктом 29(3) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам: а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом; б) при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме; в) при принятии на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, при этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета, учитывается при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. Согласно пункту 2 приложения к Правилам № 491 величина перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения определяется в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) Правил № 491 и подлежит перерасчету в случаях и за периоды, которые указаны в пункте 29(3) Правил № 491, по представленной формуле. Суды констатировали, что Постановлением № 92 (пункт 29(3) «а» Правил № 491 определено, что перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, такой перерасчет производится по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом. Суды, исходя из буквального содержания пункта 29(3) «а» Правил № 491 в редакции Постановления № 92 сочли, что расчетным периодом для проведения корректировки платы за коммунальные ресурсы является календарный год. Иного порядка корректировки Правила № 491 в редакции Постановления № 92 не предусматривают. Суды указали, что с датой вступления в законную силу Постановления № 92 связано возникновение у Общества как у управляющей организации права на проведение корректировки платы за коммунальные ресурсы. Поскольку указанное Постановление № 92 вступило в законную силу с 01.09.2022, суды посчитали, что в 1 квартале 2023 года у Общества возникло право проведения такой корректировки. При этом Общество при проведении корректировки обязано соблюдать порядок и формулу перерасчета, определенную пунктом 2 приложения к Правилам № 491, согласно которой, как указано выше, периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом «а» пункта 29(3) Правил № 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется. Никаких оговорок об ином периоде, учитываемом при проведении перерасчета (в том числе в связи с датой вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов) ни Постановление № 92, ни иное действующее жилищное законодательство не содержит. Однако судами не учтено, что согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» вступило в силу с 1 сентября 2022 года, указаний на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие не имеется. В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Соответственно, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 изменения начали действовать и подлежат применению с 1 сентября 2022 года. В связи с чем, вывод судов о том, что перерасчет необходимо производить за весь календарный год - с января 2022 года по декабрь 2022 года является ошибочным, поскольку установление в подпункте «а» пункта 29(3) Правил № 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия постановления № 92 за период до 01.09.2022 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2024 № 306-ЭС24-2498). Кассационная инстанция считает, что оспариваемые предписания Комитета приняты в соответствии с нормами действующего законодательства. Руководствуясь приведенными нормами правового регулирования применительно к совокупности установленных фактических обстоятельств дела, суд округа полагает, что в рассматриваемом случае требования Общества удовлетворению не подлежали. Согласно частям 1 и 3 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или процессуального права. Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению. С учетом изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, при этом суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу № А26-6749/2023 отменить. Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс».
|