Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2024 года. Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В., при участии от администрации города Твери Ковалевой И.И. (доверенность от 17.05.2023 № 23), Нагибиной С.В. (доверенность от 30.09.2021 № 92), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Автотехцентр «Континент» на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024 по делу № А66-12681/2023,
у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество «Автотехцентр «Континент», адрес: 170007, Тверская обл., г. Тверь, ул. Шишкова, д. 91, корп. А, ОГРН 1026900522615, ИНН 6902018582 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), о признании недействительным постановления Администрации от 29.06.2023 № 408 об установлении публичного сервитута на часть площадью 3 кв. м земельного участка общей площадью 938 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100507:483. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь», адрес: 170026, Тверская обл., г. Тверь, ул. Фурманова, д.12/4, ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364 (далее - Газпром); общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Престиж», адрес: 170001, Тверская обл., г. Тверь, пр. Калинина, д. 3, оф. 311, ОГРН 1216900015947, ИНН 6950256322 (далее - Компания). Решением от 28.11.2023 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024 данное решение оставлено без изменения. Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, необходимости в установлении публичного сервитута не имелось, так как нужды Компании по отоплению здания уже были обеспечены на момент установления публичного сервитута, не обоснована необходимость обеспечения публичных интересов; установлением публичного сервитута нарушаются права Общества, которое в связи с сооружением на его участке газопровода не имеет возможности установить ограждение по границам участка. Администрация и Газпром в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. От Газпрома также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В судебном заседании представители Администрации против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом ходатайства Газпрома не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 938 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100507:483, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Шишкова, д. 91-а, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под автобазу». Земельный участок общей площадью 3168 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100507:114, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира с почтовым адресом: г. Тверь, ул. Шишкова, д. 91, находится в публичной собственности и предоставлен в аренду Компании. На указанном земельном участке расположен торгово-административный центр, эксплуатируемый Компанией. Постановлением Администрации от 29.06.2023 № 408, принятым по результатам рассмотрения ходатайства Газпрома, установлен публичный сервитут в отношении части площадью 3 кв. м земельного участка общей площадью 938 кв. м с кадастровым номером 69:40:01000507:483 с целью строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых частей, необходимых для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения объекта «Газопровод к торгово-административному центру по адресу: г. Тверь, ул. Шишкова, д. 91 на земельном участке с КН 69:40:0100507:114», сроком на 10 лет; утверждены границы публичного сервитута на часть земельного участка согласно приложению № 1 к постановлению. Общество, считая, что фактически публичный сервитут установлен в целях обеспечения нужд Компании, а не государственных или муниципальных нужд или нужд местного населения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с названным Кодексом. Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 3 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Кодекса. С ходатайством об установлении сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (статья 39.40 ЗК РФ). Как установлено судами, с ходатайством об установлении публичного сервитута обратился Газпром, являющийся субъектом естественных монополий, для размещения линейного сооружения «Газопровод к торгово-административному центру по адресу: г. Тверь, ул. Шишкова, д. 91 на земельном участке с КН 69:40:0100507:114» в соответствии с договором от 27.05.2022 № ТОГ-УПР-Д-00378, заключенным с Компанией, о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. К ходатайству были приложены предусмотренные законом документы, в том числе проектная документация, альтернативные варианты прохождения трассы газопровода, обоснование отсутствия необходимости подготовки проекта планировки территории. Суды, всесторонне и полно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, правомерно посчитали, что для целей, указанных в ходатайстве Газпрома, мог быть установлен публичный сервитут в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ. Суды, установив, что поданное Газпромом ходатайство по форме и содержанию соответствовало требованиям законодательства, оценив также альтернативные варианты подключения объекта к газопроводу, приняв во внимание условия установленного публичного сервитута, а именно его площадь, составляющую 3 кв. м из земельного участка Общества площадью 938 кв. м, и расположение вблизи границ участка заявителя, подключение объекта к уже существующему газопроводу, проходящему по участку Общества, пришли к правильному выводу о недоказанности Обществом возникновения у него в связи с установлением публичного сервитута препятствий при осуществлении на участке предпринимательской деятельности и об отсутствии достаточных оснований для признания оспариваемого постановления Администрации незаконным. Доводами подателя жалобы не опровергаются выводы судов по существу спора. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 28.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024 по делу № А66-12681/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Автотехцентр «Континент» - без удовлетворения.
|