Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Савицкой И.Г., рассмотрев 11.09.2024 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 1007 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2024 по делу № А56-111258/2023, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, часть пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с жилищно-строительного кооператива № 1007, адрес: 194355, Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 19, кв. 1, ОГРН 1027801558971, ИНН 7802051080 (далее - Кооператив), 385 795, 70 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2022 по 30.06.2023; 52 504,34 руб. неустойки, начисленной за период с 11.11.2022 по 31.10.2023; неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начисленной на сумму долга с 01.11.2023 по день его фактической уплаты; 12 039 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины, 151,20 руб. судебных издержек. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда первой инстанции от 16.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2024, исковые требования полностью удовлетворены. В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 16.02.2024, постановление от 16.05.2024 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя кассационной жалобы, вопреки выводам судов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не может считаться заключенным ввиду неурегулирования вопроса о способе коммерческого учета ТКО, планируемом объеме и (или) массе транспортируемых ТКО, составе таких отходов, периодичности и времени вывоза ТКО. Кроме того, податель жалобы считает, что суды не дали надлежащей оценки доводу о недоказанности оказания услуг в указанном Обществом объеме и надлежащем исполнении Кооперативом обязанности по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО из расчета количества и объемов контейнеров, вывезенных Обществом. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ. Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований в ходе изучения доводов кассационной жалобы и материалов дела судом кассационной инстанции не установлено. Как следует из материалов дела, Кооператив осуществляет управление многоквартирным жилым домом 19, лит. А по ул. Композиторов в Санкт-Петербурге. Общество выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга на основании соглашения от 02.09.2021, заключенного с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Общество сопроводительным письмом от 17.03.2022 № Коп/2022-3505 направило Кооперативу подписанный проект договора от 30.12.2021 № 1264048-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор). Ссылаясь на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО по типовой форме и неисполнение Кооперативом обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.10.2022 по 30.06.2023 Общество направило в адрес ответчика претензии от 22.03.2023 № НЭО/2023-10666, от 25.08.2023 № НЭО/2023-30723 с требованием погасить образовавшуюся задолженность и неустойку. Оставление Кооперативом указанных претензий без исполнения послужило основанием для обращения Обществом в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции, исходя из доказанности факта оказания Обществом услуг по обращению с ТКО и отсутствия доказательств уплаты долга Кооперативом, признал требования истца обоснованными и удовлетворил их в полном объеме. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Кооператива не подлежащей удовлетворению в силу следующего. Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). Разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил). В отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах предоставление коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), разделом XV(1) которых установлены особенности осуществления коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также порядок заключения соответствующего договора, определения объема данного вида услуги и размер платы за нее. Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям (пункт 148(7) Правил № 354). В отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) Правил № 1156 (подпункт «а» пункта 8(1) названных Правил). Правильно применив к правоотношениям сторон положения Закона № 89-ФЗ, Правил № 1156 и Правил № 354, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО при отсутствии раздельного учета сортированных ТКО, суды обоснованно удовлетворили исковые требования. Ответчик, не оспаривая факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО, выражает несогласие с порядком расчета стоимости этих услуг, полагая, что цена оказанных услуг должна определяться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления. Указанный довод был оценен судами и аргументированно отклонен со ссылкой на положения абзаца третьего пункта 148(30) Правил № 354, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 № 929, Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р. Расчет неустойки Кооперативом не оспорен, контррасчетом не опровергнут. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанные на правильном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела. С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2024 по делу № А56-111258/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 1007 - без удовлетворения.
|