Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Ефимовой А.В. (доверенность от 26.03.2024), рассмотрев 11.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Гумилевская 15» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу № А56-96588/2023, у с т а н о в и л: Товарищество собственников жилья «Гумилевская 15», адрес: 196602, Санкт-Петербург, ВТГ г. Пушкин, тер. Гуммолосары, ул. Гумилевская, д.15, стр. 1, кв.49, ОГРН 1237800048980, ИНН 7817128480 (далее - ТСЖ, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербург, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохнинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 21.09.2023 № 4615-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург (далее - Реестр) и об обязании внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Омега», адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Анциферовская, д.14, корп.1, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ООО «Омега»). Решением суда от 14.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2024, в удовлетворении заявленных ТСЖ требований отказано. В кассационной жалобе Товарищество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Представители ТСЖ, ООО «Омега», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебном заседании представитель ГЖИ с доводами жалобы не согласился по основанием, изложенным в отзыве. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, Инспекцией по итогам проверки поступивших от ТСЖ документов заключением от 11.08.2023 установлено несоответствие пункту 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок), в частности: - подпункта «б» пункта 5 Порядка: к заявлению не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ; - подпункта «в» пункта 5 Порядка: сведения о многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Гумилевская, д. 15, стр. 1 (далее - МКД) размещены в разделе Реестра содержащем перечень адресов многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО «Омега». Заявлений о внесении изменений в Реестр ввиду прекращения договора управления в Инспекцию не поступало. Распоряжением Инспекции № 3927-рл от 11.08.2023 рассмотрение заявления ТСЖ приостановлено и в его адрес, а также адрес ООО «Омега» направлены соответствующие запросы. В период приостановления рассмотрения заявления в Инспекцию поступил протокол №1 от 18.09.2023, согласно которому собственники помещений МКД выбрали способ управления управляющей организацией ООО «Омега». Инспекция посчитала, что представленный заявителем протокол от 09.04.2023 № 2, согласно которому выбран способ управления многоквартирным домом ТСЖ, не является последним волеизъявлением собственников помещений в МКД, что не соответствует подпункту «б» пункта 5 Порядка и свидетельствует о недостоверности сведений отраженных в заявлении. Инспекцией 21.09.2023 принято распоряжение № 4615-рл об отказе от внесения изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург (далее - Распоряжения № 4615-рл). Не согласившись с этим Распоряжением, ТСЖ обжаловало его в судебном порядке. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого Распоряжения (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом). Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15). Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ. Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ). В силу пункта 2 Порядок № 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт «а»), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт «б»), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт «в»). Согласно пункту 3 Порядка № 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы: - копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт «а»); - копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт «в»). В соответствии с пунктом 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ. Согласно пункту 7 Порядка № 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления. В силу пункта 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г»- «е» пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. В соответствии с пунктом 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка. Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом. В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Материалами дела подтверждается, что 31.07.2023 в адрес ГЖИ от ТСЖ поступило заявление о внесении изменений в Реестр в отношении МКД, на основании решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 09.04.2023 № 2. В период приостановления рассмотрения заявления в Инспекцию поступил протокол от 18.09.2023 № 1 общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в период с 18.09.2023 по 17.09.2023, согласно которому собственники выбрали способ управления управляющей организацией ООО «Омега». Учитывая, что последнее решение собственников помещений МКД о выборе управляющей компании для управления МКД принято на общем собрании, результаты которого оформлены протоколом от 18.09.2023 № 1, то по результатам заявления ТСЖ Инспекцией правомерно в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом «б» пункта 7 Порядка № 938/пр принято Распоряжения № 4615-рл об отказе во внесении изменений в Реестр. Суд округа полагает, что действия компетентного государственного органа отвечают принципу полноты изложения, ясности и прозрачности правового регулирования. На момент принятия решения (Распоряжения № 4615-рл) срок проведения проверки документов (пункт 16 Порядка), предоставленных ООО «Омега» не истек, Инспекция правомерно вынесла решение об отказе во внесении изменений в Реестр, поскольку основания, предусмотренные пунктом 5 Порядка № 938/пр (несоответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка) нашли свое подтверждение. При изложенных обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку Распоряжение № 4615-рл содержит мотивированное обоснование принятия решения в соответствии с пунктом 9 Порядка № 938/пр; порядок и сроки внесения изменений в Реестр ГЖИ не нарушены. Отказ во внесении изменений в Реестр не лишает возможности осуществления управлением МКД, поскольку впоследствии Инспекция установив наличие признаков ничтожности, представленного другим соискателем (ООО «Омега») протокола от 18.09.2023, вынесла Распоряжение от 17.11.2023 № 5140-рл, исключив сведения о МКД из раздела реестра содержащего перечень адресом и домов в отношении которых лицензиатом (ООО «Омега») осуществляется предпринимательская деятельность. Суд округа отмечает, что означенные выводы судов сделаны в соответствии с нормами процессуального права, не противоречат его принципам, не создают неоправданных препятствий, а напротив, способствуют достижению относительно скорого и объективного конечного результата судебного разбирательства для всех заинтересованных лиц. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу № А56-96588/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Гумилевская 15» - без удовлетворения.
|