Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос" Баташовой М. Г. (доверенность от 12.07.2023), Шолоховой М. С. (доверенность от 12.07.2023), от Псковской таможни Малкова А. Б. (доверенность от 11.01.2024), Нахаевой К. В. (доверенность от 29.12.2023), рассмотрев 17.09.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос", Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу № А52-1861/2023, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос", адрес: 121471, Москва, Можайское ш., д. 37, пом. IA, ком. 7, ОГРН 1027739284462, ИНН 7720000462 (далее - Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Псковской таможни, адрес: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - таможня, таможенный орган), от 06.02.2023 № РКТ-10209000-23/000002, РКТ-10209000-23/000003, РКТ-10209000-23/000004, РКТ-10209000-23/000005, РКТ-10209000-23/000006, РКТ-10209000-23/000007, РКТ-10209000-23/000008, РКТ-10209000-23/000009, РКТ-10209000-23/000010, РКТ-10209000-23/000011, РКТ-10209000-23/000012, РКТ-10209000-23/000013, РКТ-10209000-23/000014, РКТ-10209000-23/000015, РКТ-10209000-23/000016, РКТ-10209000-23/000017, РКТ-10209000-23/000018, РКТ-10209000-23/000019, РКТ-10209000-23/000020, РКТ-10209000-23/000021, РКТ-10209000-23/000022, РКТ-10209000-23/000023, РКТ-10209000-23/000024, РКТ-10209000-23/000025, РКТ-10209000-23/000026, РКТ-10209000-23/000027, РКТ-10209000-23/000028, РКТ-10209000-23/000029 о классификации товара; от 08.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) № 10013160/090722/3341910,10013160/020722/3329754, 10013160/290522/3271356, 10013160/290322/3177988; от 07.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10013160/010322/3127985, 10013160/070222/3068629,10013160/201121/0729456, 10013160/151121/0715495, 10013160/051221/3010051,10013160/201121/0729609, 10013160/301021/0678795, 10013160/241021/0660755,10013160/270821/0526369, 10013160/241021/0660803, 10013160/290621/0395346,10013160/140721/0428624, 10013160/170421/0221930, 10013160/040221/0052657,10013160/251220/0755859, 10013160/011120/0613753, 10013160/240321/0165541,10013160/310820/0464658, 10013160/200220/0085975, 10013160/300420/0221987,10013160/240420/0211070, 10013160/210520/0254969, 10013160/020720/0332636,10013160/090420/0187768; о возложении на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем предоставления льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). К участию в деле в качестве соответчика привлечено Центральное таможенное управление, адрес: 107140, Москва, Комсомольская площадь, д. 1, стр. 1, ОГРН 1037739218758, ИНН 7708014500 (далее - Управление). Решением от 17.11.2023 требования заявителя удовлетворены в части признания недействительными решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ после выпуска от 08.02.2023 № 10013160/090722/3341910,10013160/020722/3329754, 10013160/290522/3271356, 10013160/290322/3177988, от 07.02.2023 № 10013160/010322/3127985, 10013160/070222/3068629,10013160/201121/0729456, 10013160/151121/0715495, 10013160/051221/3010051,10013160/201121/0729609, 10013160/301021/0678795, 10013160/241021/0660755,10013160/270821/0526369, 10013160/241021/0660803, 10013160/290621/0395346,10013160/140721/0428624, 10013160/170421/0221930, 10013160/040221/0052657,10013160/251220/0755859, 10013160/011120/0613753, 10013160/240321/0165541,10013160/310820/0464658, 10013160/200220/0085975, 10013160/300420/0221987,10013160/240420/0211070, 10013160/210520/0254969, 10013160/020720/0332636, 10013160/090420/0187768 относительно внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары, в графы 36, 44, 47 о предоставлении льготы в виде освобождения от уплаты НДС; на таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном законом порядке; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 27.04.2024 решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 17.11.2023 и постановление от 27.04.2024 отменить в части удовлетворения требований, в требованиях отказать. По мнению подателя жалобы, суды сделали ошибочный вывод о наличии у Общества права на льготу по НДС, в регистрационном удостоверении был указал код ОКП 945210, согласно которому с кодом ТН ВЭД 9019 не возникает право на льготу по НДС. Код ОКПД2 32.50.50.000 в регистрационном удостоверении не был указан. Новый код, действующий с 01.01.2021, 32.50.50.190 не соответствует коду ОКП 945210. Новое регистрационное удостоверение с верным кодом выдано только 10.03.2023, на дату принятия спорных решений отсутствовало. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит (с учетом уточнения жалобы в судебном заседании) решение от 17.11.2023 и постановление от 27.04.2024 отменить в части отказа в требованиях, в этой части направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, ошибочны выводы судов о правомерности классификации спорного товара в позиции 9019 ТН ВЭД, суды не оценили письмо Росздравнадзора от 20.03.2023, консоли не обладают функциональным назначением терапевтической дыхательной аппаратуры; ошибочен вывод судов, что основной функцией товаров является подача медицинских газов, суды не оценили заключение специалиста и письмо производителя товара; суды не оценили довод Общества о невозможности отнесения товара к терапевтической дыхательной аппаратуре ввиду несоответствия его ГОСТу, товар относится к изделиям медицинским электрическим; выводы судов противоречат заключению таможенного эксперта, представленного Обществом; ошибочны выводы судов, что в комплектацию всех товаров входят газосепараторы; суды не оценили, что товар не соответствует описанию и пояснениям к товарной позиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД. В отзывах стороны просят кассационную жалобу противоположной стороны отклонить. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих жалоб, против удовлетворения жалобы противоположной стороны возражали. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Из материалов дела следует, что Обществом в период с 23.01.2020 по 09.07.2022 в таможенный орган поданы ДТ №10013160/230120/0025293, 10013160/240420/0211070,10013160/020720/0332636, 10013160/251220/0755859, 10013160/170421/0221930,10013160/270821/0526369, 10013160/301021/0678795, 10013160/201121/0729609,10013160/010322/3127985, 10013160/200220/0085975, 10013160/300420/0221987,10013160/310820/0464658, 10013160/040221/0052657, 10013160/290621/0395346,10013160/241021/0660755, 10013160/151121/0715495, 10013160/051221/3010051,10013160/290322/3177988, 10013160/090420/0187768, 10013160/210520/0254969,10013160/011120/0613753, 10013160/240321/0165541, 10013160/140721/0428624,10013160/241021/0660803, 10013160/201121/0729456, 10013160/070222/3068629,10013160/290522/3271356, 10013160/020722/3329754, 10013160/090722/3341910, по которым к таможенному оформлению заявлен товар "Консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" для жизнеобеспечения пациентов в палатах, в том числе операционных, реанимационных, родовых палатах", производитель - LM Medical Division S.r.l., ОКП 945210, место происхождения - Италия. Данный товар классифицирован заявителем в подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9. Указанный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС применяется к следующему товару "прочие инструменты и оборудование, прочие", предусматривает уплату ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости товаров, а также освобожденные от уплаты НДС. Поставщик товара является его производителем. Товар, поставленный в рамках указанных контрактов, приложений к ним, выпущен Московской областной таможней окончательно в режиме импорта по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9 - приборы и устройства, применяемые в медицине -инструменты и оборудование, прочие, в соответствии с которым ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0 % от таможенной стоимости товаров с преференцией согласно графе 36 ДТ - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий. Таможня на основании статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) провела проверку документов и сведений, представленных при таможенном декларировании, после выпуска товаров по вопросу правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. По результатам таможенной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от 28.12.2022 № 10209000/210/281222/А00658. В рамках проведенной дополнительной проверки документов и сведений таможенным органом приняты решения от 06.02.2023 об изменении классификационного кода товаров на код 9019 20 000 0 в отношении всех спорных ДТ. Ввезенному товару таможней присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС 9019 20 000 0, применяемый к следующему товару "аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура", предусматривающий уплату ввозных таможенных пошлин в размере 0 % от таможенной стоимости товаров, НДС в размере 20 %. В отношении спорных ДТ, за исключением ДТ 10013160/230120/025293 (в связи с истечением трехлетнего периода проведения таможенного контроля после выпуска товаров, установленного статьей 310 ТК ЕАЭС вынесены решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в результате чего доначислены платежи по НДС. Общество оспорило решения таможни в судебном порядке. Суд первой инстанции частично удовлетворил требования, посчитав, что Общество подтвердило правомерность освобождения спорного товара от НДС, а решения таможни о классификации товара являются законными и обоснованными. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, части 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" установлены правила Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД). В случае если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3а). Согласно ОПИ 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3 (в)). Порядок применения ОПИ ТН ВЭД регламентирован Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее - Положение № 522). Из пункта 6 Положения № 522 следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза " (далее - постановление № 49), суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов. Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС. По мнению Общества, ошибочны выводы судов о правомерности классификации спорного товара в позиции 9019 ТН ВЭД, суды не оценили письмо Росздравнадзора от 20.03.2023, консоли не обладают функциональным назначением терапевтической дыхательной аппаратуры; ошибочен вывод судов, что основной функцией товаров является подача медицинских газов, суды не оценили заключение специалиста и письмо производителя товара; суды не оценили довод Общества о невозможности отнесения товара к терапевтической дыхательной аппаратуре ввиду несоответствия его ГОСТу, товар относится к изделиям медицинским электрическим; выводы судов противоречат заключению таможенного эксперта, представленного Обществом; ошибочны выводы судов, что в комплектацию всех товаров входят газосепараторы; суды не оценили, что товар не соответствует описанию и пояснениям к товарной позиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД. Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям. Как установили суды, по спорным ДТ Общество задекларировало консоли для распределения медицинских газов и электропитания в вариантах исполнения: OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI ISOLA, OKI CIELO и отнесло их к товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно тексту товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения. Как следует из Пояснений к товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную товарную позицию включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (например, врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Приборы и устройства для анатомической работы или для вскрытия трупов, анатомирования и т.д. также включаются, как включаются при определенных условиях приборы и устройства для стоматологических лабораторий. При этом в данную товарную позицию не включаются: (м) устройства для механотерапии, кислородной терапии, озоновой терапии, искусственного дыхания, аэрозольной терапии, массажные аппараты и т.д. товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС. Избранная таможней товарная позиция 9019 ТН ВЭД ЕАЭС предназначена для аппаратуры для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочей терапевтической дыхательной аппаратуры. В Пояснениях к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что аппаратура для кислородной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура используется при спасении тонущих, при электротравме, остром отравлении (например, монооксидом углерода), для слабых новорожденных детей, в случаях послеоперационного шока, детского паралича (полиомиелита), острой астмы, недостаточного развития легких и так далее. К этим устройствам относятся: (А) Устройства, используемые вместо ручных методов искусственного дыхания, например, механические устройства, работающие путем приложения давления к грудной клетке пациента посредством колебательного движения, принудительного вдоха и т.д. (Б) Аппараты для собственно кислородной терапии. Они действуют за счет вдыхания кислорода или смеси кислорода и диоксида углерода через маску или путем подачи кислорода в респираторную камеру, состоящую из прозрачной пластмассовой палатки, установленной на кровати пациента. (В) Устройства, известные как "железные легкие", и аналогичные приспособления. Они состоят в основном из следующих элементов: (1) Камеры, сделанной из металла, дерева или стекловолокна, для размещения тела пациента (при этом голова остается снаружи) или меньшей камеры из прозрачной пластмассы, покрывающей только грудную клетку. (2) Независимого устройства, содержащего систему аспирации воздуха и аварийное воздуходувное устройство, которое может иметь силовое или ручное управление. (3) Толстой воздухонепроницаемой трубы, соединяющей воздуходувную систему и камеру. Как установили суды, являясь медицинским оборудованием, декларируемые консоли относятся к многокомпонентному, многофункциональному оборудованию, предназначенному как для распределения медицинских газов для кислородной терапии, озоновой терапии, искусственного дыхания и т.п., так и для подключения к источнику электропитания иной медицинской аппаратуры. При этом каждая из этих функций оборудования обеспечивается соответствующими его частями. Согласно полученным в ходе проведения проверки документам и сведениям, товары представляют собой медицинское оборудование: консоли OKI для распределения медицинских газов и электропитания, с принадлежностями. Консоли стационарно монтируются на стену или потолок и оснащены разъемами для подключения медицинской аппаратуры: газосепараторами с линиями выхода газов для подачи кислорода, сжатого воздуха, закиси азота, углекислого газа и др., электрическими розетками, разъемами для подключения к каналам связи (телефон-система вызова медсестры, локальная сеть), а также встроенными светильниками, выключателями, дополнительными устройствами для размещения и фиксации медицинского оборудования (инфузионные стойки, полки для монитора и пр.). Консоли устанавливаются в медицинских учреждениях в общих, хирургических, гемодиализных палатах, а также в палатах интенсивной терапии, реанимации и служат для оптимизации доступа к источникам электропитания, медицинских газов и к линиям связи. Консоли изготавливаются на заводе изготовителе по индивидуальным заказам и комплектуются принадлежностями в соответствии с потребностями заказчика, но в строгом соответствии с количеством, указанным в регистрационном удостоверении Росздравнадзора России от 20.04.2015 № РЗН2015/2591, в котором перечислены варианты исполнения консолей для распределения медицинских газов и электропитания OKI, а также принадлежности к ним с указанием количества, разрешенного к ввозу на территорию Российской Федерации с одним медицинским изделием. Как установлено судами, подтверждается материалами дела, в комплектацию всех товаров (варианты исполнения OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI TSOLA, OKI CIELO), задекларированным по проверяемым ДТ, входят газосепараторы с линиями выхода медицинских газов либо они предназначены для использования газосепараторов. Как отмечено судами, функциональное наполнение и оснащение медицинских консолей позволяет не просто размещать оборудование для диагностики, терапии или хирургии и позиционировать устройства в пространстве, но и подключать оборудование к источникам газов, вакуума, электроэнергии, обеспечивая тем самым их медицинское предназначение, так как сама по себе возможность размещения оборудования без способности подсоединения к системе подачи медицинских газов и электроэнергии исключает терапевтическое применение такого оборудования. На этом основании задекларированные консоли относятся к медицинскому оборудованию. Для классификации аппаратуры для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочей терапевтической дыхательной аппаратуры предназначена товарная позиция 9019 ТН ВЭД ЕАЭС. Исследовав представленную в материалы дела техническую документацию, суды пришли к выводу о правильной классификации товара таможней, указав, что по своим свойствам, назначению и характеристикам спорные товары не соответствуют характеристикам товаров, поименованных в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС. Апелляционный суд правильно отметил, что в силу части 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Код ТН ВЭД ЕАЭС, указанный в декларации о соответствии и в сертификате соответствия, не является обязательным для классификации товаров, тем самым не является доказательством правомерности заявленной Обществом классификации. Ссылка в регистрационном удостоверении на медицинское изделие на код ОКП 945210 - оборудование для кабинетов и палат не опровергает правильность классификации таможней спорного товара в группе 9019 ТН ВЭД ЕАЭС. При принятии спорных решений о классификации товаров в товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС таможня обоснованно исходила из того, что классифицирующей характеристикой спорных товаров является именно предназначение медицинских изделий, что следует из ее текста: "... аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура". Следовательно, отсутствие у рассматриваемых консолей в выполнении OKI PLUS газовых сепараторов для подачи газов и осуществления дыхательной терапии является частным случаем комплектации медицинских изделий, не влияющим на их предназначение, а также на правомерность классификации спорного товара в товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС. В силу правила 3(б) ОПИ ТН ВЭД смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим. Как правильно указали суды, из представленных технических описаний товара, схем сборки и установки консолей для распределения медицинских газов и электропитания OKI следует, что наиболее сложное технологическое оснащение консолей составляет система подачи медицинских газов (газовые выводы с клапанами, газосеператоры) по отношению к системе подключения электропитания и линий связи с использованием обычных штепсельных розеток и выключателей. Согласно каталогу изготовителя, товары позиционированы, как "Системы распределения медицинских газов ОК.1". Соответственно, основное свойство консолей определяется как свойство устройств для подачи медицинских газов - медицинской аппаратуры для кислородной терапии, озоновой терапии, искусственного дыхания и т.п. На основании вышеизложенного является верным вывод судов о том, что в соответствии с правилами 1, 3(б) и 6 ОПИ ТН ВЭД рассматриваемые консоли для распределения медицинских газов и электропитания торговой марки OKI подлежат классификации в подсубпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Отклоняя довод заявителя о том, что среди вариантов исполнения "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" в соответствии с РУ № РЗН 2015/2591, есть модели (например, OKI BASIC), конструкция которых вообще не предусматривает размещение газосепаратора с выходами медицинских газов, но нет модели без блока для электрических сетей, поскольку он основной, суды правомерно исходили из того, что проверенные таможней консоли вариантов исполнения OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI ISOLA, OKI CIELO укомплектованы (либо могут быть доукомплектованы) системой подачи медицинских газов (газовые выводы с клапанами, газосеператоры). Как верно указано судом, вариант исполнения консоли OKI BASIC предметом проверки не являлся и в ходе проверки не исследовался. При этом согласно техническому описанию конструкция модели OKI BASIC GAS имеет отсеки, разделяющие электричеством подачу газов. В ней также возможно размещение газосепараторов с линией выходов газа (до 20 штук) и расходомеров (до 20 штук) для контроля потоков газа. Однако существуют также модели (например, консоль OKI PLUS ES L и OKI PLUS ES LL) в которых возможно подключение медицинских газов без электрических компонентов. Суды обоснованно отклонили ссылку Общества на то, что в комплекте ряда 75 консолей OKI PLUS не указаны газовые сепараторы, что, как считает заявитель, свидетельствует о невозможности их использования для дыхательной терапии. Как следует из материалов дела, при проведении проверки на консоли модели OKI PLUS таможней получены инструкция по эксплуатации, регистрационное удостоверение на медицинское изделие с приложением и декларации о соответствии, из которых прямо следует, что консоли данной модификации OKI PLUS предназначены для распределения медицинских газов и электропитания, для них предусмотрена комплектация газовыми сепараторами. Самим заявителем в графе 31 ДТ, в том числе и в отношении консолей OKI PLUS, в комплекте которых не были указаны газовые сепараторы, заявлено, что такие консоли предназначены именно для распределения медицинских газов и электропитания. Следовательно, все ввезенные модели товара предназначены, в том числе для подачи медицинских газов. Суды обоснованно отклонили довод Общества, что основное свойство определяется электрическими приборами, предназначенными для подвода электропитания - розетками, выключателями и т.п., поскольку эти компоненты также указаны в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, как принадлежности консолей. Следовательно, указанный Обществом критерий оценки таких компонентов, как принадлежностей в рассматриваемом случае неприменим. Заключение специалиста № 23-ТИ/031, полученное заявителем в досудебном порядке, и письмо производителя оценены судами и обоснованно отклонены, поскольку они не опровергают выводы таможенного органа. Несостоятельна ссылка Общества на письмо Росздравнадзора от 20.03.2023 № 10-14881/23, согласно которому товары "Консоли для распределения медицинских газов и электропитания" относятся к разделу 2 "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия" Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, и не могут быть отнесены к терапевтической дыхательной аппаратуре для кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания, относимой к разделу 1 "Анестезиологические и респираторные медицинские изделия" Номенклатурной классификации, поскольку, как правильно указал апелляционный суд, правила классификации, действующие в ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД), отличаются от Номенклатурной классификации тем, что в определенных случаях позволяют оценивать функциональное назначение или компонентный состав не всего товара в целом, а его отдельные функции или компоненты, выделять среди них основные и классифицировать товар так, как если бы он выполнял только одну основную функцию или состоял только из одного основного компонента. В этом состоит правило 3(б) ОПИ ТН ВЭД, на основании которого в рассматриваемом случае таможней приняты спорные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и которое неприменимо при отнесении медицинских изделий к категориям Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам. При таких обстоятельствах является правомерным вывод судов о том, что Номенклатурная классификация не может определять классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правильно пришли к выводу о правомерности осуществленной таможенным органом классификации ввезенного товара, в связи с чем законно и обоснованно отклонили заявленные требования в этой части. По мнению таможни, суды сделали ошибочный вывод о наличии у Общества права на льготу по НДС, в регистрационном удостоверении был указал код ОКП 945210, согласно которому с кодом ТН ВЭД 9019 не возникает право на льготу по НДС. Код ОКПД2 32.50.50.000 в регистрационном удостоверении не был указан. Новый код, действующий с 01.01.2021, 32.50.50.190 не соответствует коду ОКП 945210. Новое регистрационное удостоверение с верным кодом выдано только 10.03.2023, на дату принятия спорных решений отсутствовало. Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. В силу абзаца второго подпункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042 (далее - Перечень № 1042). Положения данного абзаца в редакции, действовавшей на момент оформления деклараций, применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень № 1042 в отношении товаров, освобождаемых от обложения НДС, содержит наименование товара и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а также сведения о соответствующем коде по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются с учетом примечаний. Из примечания 1 к Перечню № 1042 следует, что для целей применения раздела I данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из сносок <*> <******> к Перечню № 1042, код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) OK 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код. Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП (ОКПД 2) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение. Содержащиеся в регистрационных удостоверениях и приложениях к ним сведения о подклассе и наименованиях групп продукции позволяют однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованной в Перечне, и являются достаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ). Как установлено таможенным органом, согласно графе 36 "Преференция" вышеперечисленных ДТ в четвертом элементе указан буквенный код "ХТ" (Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий). При декларировании в графе 44 вышеуказанных ДТ под кодом вида документа "07012" декларантом заявлен номер регистрационного удостоверения от 20.04.2015 № РЗН2015/2591 на медицинское изделие с указанием кода ОКП - 94 5210. В отношении проверяемых товаров при таможенном декларировании представлено освобождение от уплаты НДС (20 %) в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий в общей сумме 44 344 718 руб. 56 коп. С учетом сноски <*> к Перечню медицинских товаров при рассмотрении вопроса о предоставлении Обществу освобождения от уплаты НДС таможенный орган руководствуясь кодом ОКП 945210, указанным в регистрационном удостоверении, пришел к выводу, что в данном случае по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9019 20 000 0 применение освобождения от уплаты НДС не предусмотрено, следовательно, НДС подлежит уплате по ставке 20 %. Как правильно указал апелляционный суд, в соответствии с примечанием 1 к Перечню № 1042 для целей применения раздела I этого перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как установлено судами, в 2015 году действовал Общероссийский классификатор продукции (ОКП) в соответствии с которым в регистрационном удостоверении от 20.04.2015 № РЗН 2015/2591 медицинским изделиям "Консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" был присвоен код ОКП 945210 (включен в код ОКП 945200). В соответствии с приказом Росстандарта России от 31.01.2014 № 14-ст (с изменениями, внесенными приказом Росстандарта России от 10.11.2015 № 1745-ст) с 1 января 2017 года утратил силу Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Согласно письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 № Д28и-221 для определения соответствия одних общероссийских классификаторов другим классификаторам (ОКП и ОКПД2) при определении соответствующего кода ОКПД2 рекомендуется использовать подготовленные переходные ключи. Для целей ввоза товаров на территорию Российской Федерации с учетом отсутствия в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия кодов ОКПД2 ФТС России подготовлены разъяснения, изложенные в письме от 29.12.2016 № 01-11/67511 "О направлении разъяснений Росздравнадзора", в соответствии с которыми для медицинских изделий, уже допущенных к обращению на территории Российской Федерации в установленном порядке, внесение изменений в регистрационное удостоверение по причине введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Правилами № 1416 не предусмотрено, а для перехода с ОК 0342014 (кода ОКП) на ОК 005-93 (код ОКПД2) необходимо использовать специально разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации переходные ключи, поскольку форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выдаваемого Росздравнадзором до 2017 года, предусматривает указание кода медицинского изделия только по ОКП. Переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, были подготовлены и размещены в информационных системах общего пользования для применения на период до утверждения и вступления в силу изменений в Перечень № 1042, касающихся дополнения данного перечня кодами по классификатору продукции ОКПД2. Общество, применяя данные переходные ключи, обоснованно указало, что код ОКПО 945200 (указанный в имеющемся у него регистрационном удостоверении 2015 года) соответствует коду ОКПД2 32.50.50.000, учитывая, что этот код исключен приказом Росстандарта от 29.12.2018 № 1190-ст, вместо него названным приказом с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2019, включен код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", указанный в переоформленном регистрационном удостоверении на ввезенные Обществом медицинские изделия. Данные коды ОКП и ОКПД2 вместе с кодами товарных позиций 9018 и 9019 ТН ВЭД являются основанием для получения льготы по уплате НДС в соответствии с Перечнем № 1042 (пункт 14). Как видно из материалов дела, в дело Общество представило регистрационное удостоверение от 10.03.2023 № РЗН 2015/2591 на медицинское изделие "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями", в котором указан код ОКПД2 32.50.50.190, который также указан как основание для предоставления льготы по НДС согласно пункту 14 Перечня № 1042. При этом регистрационный номер медицинского изделия (РЗН 2015/2591) остался прежним, то есть фактически новое регистрационное удостоверение не выпускалось, а в регистрационном удостоверении поменялся лишь код с ОКП на ОКПД2-32.50.50.190. С учетом изложенного является верным вывод судов о том, что на момент ввоза товара Общество обладало правом на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС и законно внесло сведения по льготе в спорные ДТ. Суды правильно указали, что условия отнесения товара к разделу I Перечня 1042 определены в примечании 1 и ограничиваются кодом ТН ВЭД ЕАЭС и кодом по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014, при этом совпадение всех трех кодов в рамках одного пункта перечня не требуется. Следовательно, суды сделали правильный вывод о правомерности применения Обществом льготы по НДС, в связи с чем законно и обоснованно в этой части удовлетворила заявленные требования. При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Доводы жалоб не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов. Таким образом, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Псковской области от 17.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу № А52-1861/2023 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос", Псковской таможни - без удовлетворения.
|