Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» Скворцова Ю.В. (доверенность от 09.01.2024 № 98), рассмотрев 17.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Питкяранта» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу № А26-10411/2022, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго», адрес: 196006, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 266, строение 1, офис 11.1-Н.199, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - Общество, ресурсоснабжающая организация), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Питкяранта», адрес: 186810, Республика Карелия, город Питкяранта, улица Ленина, дом 31А, офис 304, ОГРН 1161001057513, ИНН 1005013020 (далее - Компания, управляющая организация), о взыскании 1 156 978 руб. 53 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию за период с июня по август 2022 включительно. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Единый расчетный центр Республики Карелия» (далее - АО «ЕРЦ»). Решением суда первой инстанции от 20.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.2024, исковые требования удовлетворены в части. С Компании в пользу Общества взыскано 774 704 руб. 83 коп. задолженности, а также 16 452 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Компания ссылается на то, что Общество необоснованно включило в сумму взыскиваемого долга задолженность собственников помещений спорных многоквартирных домов (далее - МКД) за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС). В отзыве Общество возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Компания представила возражения на отзыв Общества и настаивает на удовлетворении кассационной жалобы. В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Республики Карелия вступившим в законную силу решением от 23.04.2019 по делу № А26-234/2019 обязал Компания заключить с Обществом договор теплоснабжения и горячего водоснабжения для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям исполнителями коммунальных услуг от 04.09.2018 № 3873-4-18/1005 с приложениями и дополнительные соглашения от 28.12.2018 № 1 и от 07.02.2019 № 2 к указанному договору. В соответствии с указанным решением суда между Обществом (ресурсоснабжающая организация) и Компанией (исполнитель) заключен договор от 04.09.2018 № 3873-4-18/1005 (далее - договор), по условиям которого Общество обязалась подавать в многоквартирные дома тепловую энергию, используемую для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению или коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, горячей воды, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и в целях содержания общего имущества (пункт 1.1 договора). Перечень многоквартирных домов, подключенные нагрузки с разбивкой по объектам и видам потребления указаны в приложении № 1 к договору; договорной объем поставки коммунальных ресурсов (ориентировочное потребление коммунальных ресурсов исполнителем в годовой период с учетом нормативных потерь) составляет 1 942,06 Гкал; ориентировочный расчет годового потребления коммунальных ресурсов с разбивкой по месяцам и видам потребления приведен в приложении № 4 к договору (пункт 1.2 договора). Объемы поставленной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии, горячей воды определяются в расчетном периоде (календарном месяце) с оформлением сторонами двухстороннего акта - товарной накладной. Стоимость поставленных тепловой энергии и горячей воды определяется по каждому многоквартирному дому в каждый расчетный период исходя из действующих в соответствующий расчетный период тарифов (цен) на тепловую энергию, горячую воду и объемов поставленных тепловой энергии, горячей воды (пункт 6.1, 7.1 договора). Расчетным периодом является календарный месяц. Ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направляет исполнителю подписанные со своей стороны по два экземпляра акта - товарной накладной и акта о количестве потребленных коммунальных ресурсов, а также счет-фактуру на отпуск коммунальных ресурсов за расчетный месяц. Исполнитель в течение пяти рабочих дней с момента получения указанных актов возвращает ресурсоснабжающей организации подписанные уполномоченным представителем исполнителя по одному экземпляру каждого из актов. Срок исполнения исполнителем обязательств по оплате за тепловую энергию и горячую воду устанавливается до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема потребления коммунальных ресурсов, определенного в соответствии с разделом 6 договора (раздел 8 договора). Во исполнение условий договора Общество в период с июня по август 2022 года поставила в многоквартирные жилые дома (далее - МКД), находящиеся в управлении Компании, тепловую энергию на общую сумму 1 156 978 руб. 53 коп. и выставила к ее оплате соответствующие счета-фактуры. Компания полученный коммунальный ресурс не оплатила. Ссылаясь на то, что отпущенная энергия в полном объеме Компанией не оплачена, Общество с соблюдением претензионного порядка обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил № 354, удовлетворили иск в части. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими ресурсы. Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил № 354). В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил № 354 потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения. Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю. Факт оказания Обществом Компании услуг по теплоснабжению в спорном периоде установлен судами, подтвержден материалами дела и не оспаривается подателем жалобы. Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2017 внесены изменения в пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги. В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. На управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и обязанность по оплате потребленного для этой цели коммунального ресурса соответствующей ресурсоснабжающей организации. Судами установлено, что МКД, находящиеся в управлении Компании, оборудованы узлами учета тепловой энергии, которые фиксируют объем тепловой энергии, поставляемой как на нужды отопления, так и для приготовления горячей воды. Сторонами не оспаривается, что горячая вода как самостоятельный коммунальный ресурс управляющей организации не поставляется, приготовление горячей воды в МКД осуществляется с использованием нецентрализованной закрытой системы горячего водоснабжения (горячая вода приготавливается Компанией самостоятельно путем нагрева холодной воды за счет поставляемой Обществом тепловой энергии). Суды установили, что расчет определения нормативного количества потребления тепловой энергии объектов по договору в приложении № 1а (ГВС) не противоречит положениями абзаца третьего пункта 54 Правил № 354, согласно которому в отсутствие централизованного горячего водоснабжения одной из составляющих общего объема произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета, является объем потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенный, в том числе исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Стороны представили в материалы дела расчеты задолженности по ГВС на общедомовые нужды за спорный период. По результатам исследования и оценки представленных расчетов суды установили, что расчет задолженности по ГВС на общедомовые нужды, представленный Обществом, соответствует условиям заключенного сторонами договора и нормам, регулирующим спорные правоотношения сторон. Вопреки доводам подателя жалобы при взыскании задолженности по ГВС на общедомовые нужды суды отказали Обществу во взыскании повышающего коэффициента, установленного подпунктом «ж» пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, что следует из содержания обжалуемых судебных актов. При взыскании задолженности за коммунальную услуги по отоплению суды правомерно руководствовались следующим. Согласно абзацу первому пункта 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа (пункт 42(2) Правил № 354). В силу пункта 3 Постановления № 603 до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за указанную коммунальную услугу определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу названного Постановления. На момент вступления в силу Постановления № 603 на территории Республики Карелия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года. Таким образом, Общество правомерно предъявило ко взыскании с Компании 718 841 руб. 58 коп. задолженности за отопление за период с июня по август 2022 года. Вопреки доводам подателя жалобы наличие трехстороннего соглашения о порядке проведения расчетов от 04.09.2018, заключенного Компанией, Обществом и АО «ЕРЦ», не влияет на объем обязательств управляющей организации перед ресурсоснабжающей за поставленный ресурс. Компания, являясь исполнителем коммунальных услуг, выступает покупателем тепловой энергии в отношениях с Обществом и лицом, обязанным оплатить ее стоимость. Заключение исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией и платежным агентом агентского договора не изменят способа управления многоквартирными жилыми домами, и не прекращает обязательства, принятые исполнителем коммунальных услуг по договору, заключенному с ресурсоснабжающей организацией. Суды установили, что АО «ЕРЦ» как расчетный агент не выставляет к оплате потребителям начисления по горячему водоснабжению на общедомовые нужды. Таким образом, сведения, представленные АО «ЕРЦ» об оплатах, произведенных конечными потребителями за индивидуальное потребление тепловой энергии, не могут подтверждать факт исполнения обязательств Компанией как исполнителя коммунальных услуг. Суд кассационной инстанции отмечает, что Компания как исполнитель коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов должна располагать данными как об объеме индивидуального потребления коммунальных ресурсов, так и израсходованного на общедомовые нужды. С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой Компанией части. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд кассационной инстанции не усматривает существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела, и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу № А26-10411/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Питкяранта» - без удовлетворения.
|