Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б. судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., рассмотрев 18.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 по делу № А26-6523/2023, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Кондопожское дорожное ремонтно-строительное управление», адрес: 186220, Республика Карелия, г.Кондопога, ул. Советов, д.138, ОГРН 1141001044788, ИНН 1003008271 (далее - ООО «Кондопожское ДРСУ», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор», адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д.26, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523, (далее - ООО «КЭО», Региональный оператор, ответчик) об обязании заключить договор на оказание услуг по приему и размещению твердого коммунального отхода (ТКО) - «уличного смета», образующегося при выполнении работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства Петрозаводского городского округа на условиях типового договора. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр. Ленина, д.2 (далее - Администрация), Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Андропова, д.2 (далее - Министерство), Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 183032, г.Мурманск, Кольский пр, д.24А (далее - МРУ Росприроднадзора) и Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Автоспецтранс», адрес: 185034, Республика Карелия, г.Петрозаводск, Вытегорское шоссе, д.82 (далее - МУП Автоспецтранс»). Решением суда от 26.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2024, исковые требования удовлетворены В кассационной жалобе ООО «КЭО» просит отменить судебные акты, поскольку отходы, образующиеся при выполнении работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства не носят однородный характер и при транспортировании всех видов отходов происходит их смешение, т.е. по основополагающему признаку не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам и не могут транспортироваться региональным оператором в рамках единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Представители ООО «Кондопожское ДРСУ», ООО «КЭО», Администрации, Министерства, МРУ Росприроднадзора и МУП Автоспецтранс» надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ). От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, в рамках заключенного 20.12.2022 с Администрацией Петрозаводского городского округа муниципального контракта № 510-2012-1445 ООО «Кондопожское ДРСУ» выполняет комплекс работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства и обеспечению безопасности движения в границах Петрозаводского городского округа, в том числе в комплекс работ входит уборка и вывоз уличного смета. ООО «КЭО» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по результатам конкурса, является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.05.2018 сроком на 10 лет. Тарифы на услуги Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлениями Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам. ООО «Кондопожское ДРСУ» 20.03.2023 обратилось к Региональному оператору с просьбой заключить договор на оказание услуг по приему и размещению ТКО - «уличного смета», образуемого на автомобильных дорогах города Петрозаводска (письмо № 218ПУ). Письмом от 04.04.2023 Региональный оператор отказал в заключении договора, указав, что «уличный смет» не относится к твердым коммунальным отходам, в обоснование отказа сослалось на позицию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенную в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802. Общество 07.12.2023 в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила №1156) подало заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с указанием на реквизиты потребителя, вид отходов - уличный смет, вид объекта - дорожно-мостовое хозяйство города Петрозаводска, координаты площадки накопления, объем отходов. Письмом от 11.12.2023 № 4589 Региональный оператор повторно отказал в заключении договора, указав, что собранные Обществом отходы, образующиеся в процессе содержания дорог, не соответствуют определению ТКО и их нельзя отнести исключительно к ТКО, поскольку муниципальным контрактом предусмотрена не только уборка уличного смета с объектов дорожно-мостового хозяйства, но и уборка иных отходов, находящихся на таких объектах, в результате чего происходит смешение различных видов отходов. В связи с ненаправлением Региональным оператором в адрес Общества проекта договора, ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Регионального оператора правовых и фактических оснований для отказов (с тем содержанием, обоснованием и вариантом изложения, которые установлены судами). Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения (ввиду кассационных доводов Регионального оператора). Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового судопроизводства. Суды проанализировали спорные правоотношения ввиду значимых нормативных требований, определяющих правовые основы обращения с отходами производства и потребления в частности статьи 1, 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и положения Правил №1156 во взаимосвязи со статьями 421, 445, пунктов 1 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), отметив, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается Региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. При этом, собственники ТКО в свою очередь, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления. Такой договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ), его порядок и форма закреплены в Правилах № 1156 (пункты 8(1) - 8(20). В обоснование своего отказа Региональный оператор указывает на отсутствие оснований для заключения договора в виду того, что отходы, образующиеся при выполнении работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства, по основополагающему признаку не могут быть отнесены к ТКО, следовательно, не могут транспортироваться Региональным оператором в рамках единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Истец же отмечает, что в зоне осуществления деятельности ООО «Кондопожское ДРСУ» транспортированию, размещению и утилизации будет подлежать только уличный смет, образуемый на автомобильных дорогах города Петрозаводска, который можно отнести к ТКО. Таким образом, спорным моментом для сторон в вопросе заключения договора стала оценка, образуемых истцом отходов и возможности их соотнести к ТКО. Суды в споре стали на сторону истца, отметив следующее. Понятие ТКО дано в статье 1 Закона № 89-ФЗ - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), дана более подробная характеристика группам таких отходов как «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0), которые включает виды отходов - мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог. В письме Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются ТКО, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Отмечается, что отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Представленным в дело Паспортом отходов I-IV классов опасности с протоколом результатов лабораторных испытаний от 22.07.2022 (листы 103- 104), подтверждается, что мусор и смет уличный, образующийся в результате чистки и уборки территории городских и сельских поселений имеет код ФККО 7 31 200 01 72 4, то есть относится к ТКО. В нашем случае, это «смет уличный», образующийся в ходе текущего содержания объектов дорожно-мостового хозяйства города Петрозаводска. Следовательно, исходя из комплексного трактования норм федерального законодательства, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, в силу статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются Региональными операторами. Иных оснований для отказа в заключении договора Региональный оператор не привел. Кассационная жалоба ООО «КЭО» не свидетельствует о неправильном применении судами норм права; в ней выражено лишь несогласие с судебной оценкой определенных обстоятельств, полнота и объективность установления которых судами подтверждается материалами дела. Доводы подателя жалобы о нарушении апелляционным судом процессуальных норм не нашли своего подтверждения, поскольку как следует из протокола судебного заседания (лист дела 126), суд констатировав невозможность обеспечения проведения заседания онлайн 04.04.2024 в 09 час 55 мин, объявил перерыв до 10 час. 47 мин., обеспечив такую возможность. Ввиду неявки сторон означенный ресурс не был задействован. В виду изложенного, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 по делу № А26-6523/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» - без удовлетворения.
|