Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
16 августа 2025 г. 08:17



4

А26-5627/2023



139/2024-60863(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 сентября 2024 года

Дело №

А26-5627/2023

        Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кустова А.А. и  Михайловской Е.А.,
        рассмотрев 25.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024 по делу                          № А26-5627/2023,

у с т а н о в и л:

     Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16,                   корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия,                             г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505        (далее - Администрация), о взыскании (с учетом уточнения требований)   203 768 руб. 81 коп. задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
     Решением суда от 15.02.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024, иск удовлетворен.
     В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение и постановление отменить в части взыскания 95 005 руб. 79 коп. задолженности и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы не согласен с судебными актами в части взыскания задолженности по жилым помещениям по адресам: г. Петрозаводск, ул. Щорса, д. 2, кв. 7, комн. 9, 9а; ул. Кооперативная, д. 3А, кв. 32, комн. 17; ул. Ричагина,                   д. 20А, кв. 4, комн. 2. Ответчик указывает, что данные жилые помещения отнесены к маневренному жилому фонду, и они заселены.
     В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить ее без удовлетворения.
     Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
      Законность решения и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
      Как следует из материалов дела, Компания предоставляет коммунальные услуги по отоплению собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Петрозаводска.
         В собственности Петрозаводского городского поселения имеются жилые помещения по адресам: ул. Щорса, д. 2, кв. 7, комн. 9, 9а; ул. Кооперативная, д. 3А, кв. 32, комн. 17; ул. Ричагина, д. 20А, кв. 4, комн. 2, в которые Компания в период с июля 2021 по январь 2023 года поставляла тепловую энергию.
        Указанные жилые помещения относятся к специализированному (маневренному) жилому фонду. По данным истца в помещениях граждане не зарегистрированы.
     Наличие задолженности по оплате тепловой энергии и оставление ответчиком без удовлетворения претензии послужило основанием настоящего иска.
         Суд первой инстанции удовлетворил требования Компании.
         Апелляционный суд согласился с выводами суде первой инстанции.
         Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
         Сведений о правообладателей спорных жилых помещений Единый государственный реестр недвижимости не содержит. В то же время ответчик не спорит с тем, что поименованные выше жилые помещения находятся в собственности Петрозаводского муниципального округа и относятся к специализированным жилым помещениям маневренного фонда.
     Возражая на иск в данной части, Администрация представила в отношении помещения по ул. Щорса, д. 2, кв. 7, комн. 9, 9а договор найма от 12.03.2018                  № 11-См специализированного жилого помещения маневренного фонда, заключенного с Чуйко В.Р. сроком на 1 год; в отношении помещения по                       ул. Кооперативной, д. 3А, кв. 32, комн. 17 - договор найма от 14.02.2022                         № 85-СМ специализированного жилого помещения маневренного фонда, заключенного с Марковой В.А. до момента расселения аварийного многоквартирного жилого дома;  в отношении помещения по ул. Ричагина,                       д. 20А, кв. 4, комн. 2 - договор найма от 02.08.2021 № 08-См специализированного жилого помещения маневренного фонда, заключенного с Тиманцевой Н.Э. сроком на 1 год.
     По условиям договоров найма наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а наймодатель - обеспечить предоставление нанимателю коммунальных услуг, требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (подпункт 6 пункта 7, подпункт 1 пункта 12, подпункт 5 пункта 13).
         Жилые помещения маневренного фонда в соответствии с положением пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
        Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в случаях, перечисленных в статье 95 ЖК РФ, предоставляются на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда (статья 106 ЖК РФ).
     Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
     Указанная норма, в частности, предусматривает перечень лиц, имеющих обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также момент возникновения данных обязательств применительно к моменту возникновения соответствующего права на жилое помещение.
     Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1.1 части 2 статьи 153 ЖК РФ); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования - с момента заключения данного договора (пункт 1.1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
     В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
     Как следует из части 9 статьи 157.2 ЖК РФ положения названной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
     Согласно позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 № 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
         Следовательно, коль скоро в статье 157.2 ЖК РФ идет речь об отношениях с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не относятся ни к одной категории из перечисленных.
          Таким образом, модель регулирования по статье 157.2 ЖК РФ не влечет заключение прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ). Обязанность по внесению платы за весь объем ресурса, потребленного нанимателями специализированных жилых помещений в виде коммунальных услуг, возникает у наймодателя (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 153 ЖК РФ, пункты 11, 12 Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.05.2011 № 354).
         При таких обстоятельствах следует признать ошибочным довод Администрации о том, что после заселения жилого помещения специализированного жилого фонда наниматель такого помещения может вступить в прямые договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.
         Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
        Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:

         решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024 по делу № А26-5627/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В. Старченкова

Судьи

А.А. Кустов
 Е.А. Михайловская

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92