Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., при участии от акционерного общества «Невский экологический оператор» Шармановой А.М. (доверенность от 19.08.2024 № 80), рассмотрев 25.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 777 на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу № А56-82896/2022, у с т а н о в и л:
Жилищно-строительный кооператив № 777, адрес: 197349, Санкт-Петербург, Байконурская ул., д. 7, к. 1, лит А, 313, ОГРН 1027807592658, ИНН 7814019363 (далее - Кооператив, ЖСК № 777), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, АО «НЭО»), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 № 1261906-2022/ТКО (далее - Договор) в части изложения пункта 4.1 Договора в следующей редакции: «стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505) следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества контейнеров объемом - 0,36 куб. м». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет). Решением суда первой инстанции от 15.03.2023 в иске отказано. Постановлением апелляционного суда от 24.05.2024 решение от 15.03.2023 отменено, возникшие разногласия урегулированы в редакции, предложенной Обществом. В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 24.05.2024 и принять новый судебный акт. Податель жалобы полагает неправомерным определение объема твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по нормативам ввиду отсутствия ограничений на применении одного из способов коммерческого учета, установленных Правилами № 505, и настаивает на урегулировании спора по пункту 4.1 Договора в редакции Кооператива. Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление от 24.05.2024 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель Общества возражала против удовлетворения кассационной жалобы. Кооператив и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Кооператив заявил ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с невозможностью обеспечения явки своего представителя. Рассмотрев в порядке статей 158, 159 АПК РФ ходатайство об отложении судебного заседания, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Байконурская ул., д. 7, корп. 1, лит. В. Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории города Санкт-Петербурга, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021. Общество письмом от 21.03.2022 № Коп/2022-4644 направило в адрес Кооператива Договор. Кооператив, не согласившись с условиями Договора, направил 24.05.2022 в адрес Общества протокол разногласий к Договору. По итогам рассмотрения поступившего протокола разногласий к Договору Общество направило в адрес Кооператива письмо от 20.07.2022 № 3034 об отказе в принятии заявленных разногласий. Кооператив, ссылаясь на неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших при заключении Договора разногласий, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции на основании вывода о том, что урегулирование разногласий по пункту 4.1 Договора в отсутствие доказательств согласования сторонами иных условий этого договора не приведет к устранению неопределенности в правоотношениях сторон, отказал в удовлетворении требований Кооператива. Апелляционный суд посчитал данный вывод суд первой инстанции ошибочным, установил непредставление Кооперативом доказательств организации раздельного накопления ТКО в соответствии с положениями Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р, отменил решение суда первой инстанции и возникшие разногласия по условиям Договора урегулировал в редакции, предложенной Обществом. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы. Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор. В свою очередь, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО. Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах № 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила № 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее. Согласно подпункту «а» пункта 8(1) Правил № 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил). В силу подпункта «е» пункта 25 Правил № 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил № 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО. По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил № 354). В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения № 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО. Абзацем третьим пункта 148(30) Правил № 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) 9(4) приложения № 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период. Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО. Кооператив не отрицает, что для применения указанного способа учета ТКО необходимо определение места нахождения площадки для раздельного накопления сортированного ТКО, типа реализуемой системы раздельного накопления, технических характеристик и количества контейнеров. Вместе с тем, Кооператив не представил в материалы дела доказательств организации накопления сортированного ТКО и не заявлял о наличии такового, а настаивал на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов. Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь приведенными нормативными положениями, суд апелляционной инстанции обоснованно урегулировал разногласия сторон по условиям пункта 4.1 Договора в редакции Общества, согласно которой определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО производится расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО. Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу № А56-82896/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 777 - без удовлетворения.
|