Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Старченковой В.В., рассмотрев 24.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Старорусского района «Жилищное коммунальное хозяйство» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А44-3359/2023, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью Старорусского района «Жилищное коммунальное хозяйство», адрес: 175210, Новгородская область, Старорусский район, деревня Дубовицы, улица Дружбы, дом 12А, ОГРН 1185321004967, ИНН 5322015508 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Старорусские пекарни и кондитерские», адрес: 175202, Новгородская область, Старорусский район, город Старая Русса, Советская набережная, дом 8, ОГРН 1145332510058, ИНН 5322014624 (далее - Компания), о взыскании 161 313 руб. 90 коп. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.01.2023 по 28.02.2023, 6 351 руб. неустойки, рассчитанной за период с 10.02.2023 по 31.05.2023, а также 6 030 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Решением суда первой инстанции от 28.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы настаивает на правомерности взыскания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании постановления Администрации Старорусского муниципального района от 17.10.2022 № 2404 «Об установлении нормативов сточных вод в централизованную систему водоотведения» (далее - Постановление № 2404). Как указывает Общество, в спорный период Постановление № 2404 являлось действующим, расчет платы произведен до вынесения решения Старорусского районного суда Новгородской области и до вступления его в законную силу. Выводы судов о том, что Постановление № 2404 не подлежало применению, в том числе за период предшествующий признанию судом незаконности установления нормативов, противоречит резолютивной части решения Старорусского районного суда Новгородской области от 12.05.2023 по делу № 2а-660/2023. В отзыве Компания возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения и рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя. От Общества в суд округа 19.09.2024 поступило ходатайство, в котором оно просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя и поддерживает доводы кассационной жалобы. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, муниципальным унитарным предприятием Старорусского района «Жилищное коммунальное хозяйство» (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и Компанией (абонент) 01.07.2016 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 8-В (далее - договор) в отношении объекта Компании, расположенного по адресу: г. Старая Русса, наб. Советская, д. 8 (хлебокомбинат). В связи с реорганизацией муниципального унитарного предприятия Старорусского района «Жилищное коммунальное хозяйство» в форме преобразования в Общество сторонами заключено соглашение от 22.08.2018 № 1 о внесении соответствующих изменений в договор. На территории Старорусского муниципального района нормативы состава сточных вод в централизованную систему водоотведения утверждены Постановлением № 2404. Производственной лабораторией Общества 18.01.2023 произведен отбор сточных вод в контрольном колодце на коллекторе, выходящем на ул. Советская набережная, без уведомления абонента о проведении отбора сточных вод и в его отсутствие, что подтверждается актом от 18.01.2023 № 4с отбора проб сточных вод. По результатам проведенного контроля качества сточных вод производственной лабораторией Общества, имеющей аттестат аккредитации № ААС.А.00555, составлен протокол от 25.01.2023 № 5с и выявлено превышение максимально допустимого значения по загрязняющим веществам. В связи с отсутствием у Компании декларации о составе сточных вод и учитывая, что отбор проб сточных вод 18.01.2023 произведен с нарушением пункта 13 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728, а именно без предварительного уведомления абонента, Общество произвело расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за январь и февраль 2023 года в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), то есть без учета результатов контроля состава и свойств сточных вод. Для внесения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод Общество выставило Компании счета-фактуры от 31.01.2023 № 283 на сумму 82 248 руб. 44 коп. и от 28.02.2023 № 339 на сумму 79 065 руб. 46 коп., которые последней не оплачены. Приведенные обстоятельства явились основанием для предъявления настоящего иска. Отказывая в иске, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилами статьи 71 АПК РФ, установили, что организации водопроводно-канализационного хозяйства уполномоченным органом не установлены нормативы состава сточных вод, в связи с чем взыскание с абонента платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является неправомерным. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов. Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), а также Правилами № 644. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Как установлено частью 1 статьи 15 Закона № 416-ФЗ, в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные названным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. Подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644 установлено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе, вносить плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами № 644. В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Указанное положение не распространяется на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 кубических метров, за исключением объектов абонентов, используемых, в том числе, фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления отдельных видов деятельности, в том числе осуществления предприятий общественного питания, производства пищевых продуктов (пункт 167 Правил № 644). Согласно части 2 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правилами № 644, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. В соответствии с пунктом 170 Правил № 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 Правил № 644). В пункте 172 Правил № 644 определено, что нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения. В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 Закона № 416-ФЗ и пунктом 194 Правил № 644 обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в адрес организации, осуществляющей водоотведение, установлена для случаев, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод. По смыслу приведенных норм взимание с абонента платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в случае, когда такие нормативы установлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В рассматриваемом деле нормативы состава сточных вод в централизованную систему водоотведения были утверждены Постановлением № 2404. Однако вступившим в законную силу 26.06.2023 решением Старорусского районного суда Новгородской области от 12.05.2023 по делу № 2а-660/2023 Постановление № 2404 признано не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Согласно части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Таким образом, последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление № 50)). Вопреки доводам подателя жалобы, в абзаце седьмом пункта 38 Постановления № 50 разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ). В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. В мотивировочной части вступившего в законную силу решения Старорусского районного суда Новгородской области от 12.05.2023 по делу № 2а-660/2023 указано, что на момент принятия Постановления № 2404 у организации, осуществляющей водоотведение - Общество, отсутствовали установленные и утвержденные нормативы допустимых сбросов, что является основанием для отказа в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на их установление (абзац 2 пункта 174 Правил № 644). Принятия настоящего решения означает, что Постановление № 2404 являлось незаконным изначально, что должно учитываться в расчетах и не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право. С учетом приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации суды пришли к обоснованному выводу о том, что взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае, когда такие нормативы не установлены, неправомерно. Суд округа отмечает, что упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, установленный пунктом 203 Правил № 644, не отменяет компенсационного характера расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с необходимостью внесения ею платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного водным объектам, а также финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (пункт 205 Правил № 644), поэтому в отсутствие установленных нормативов взимание с абонента платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов неправомерно. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены. Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А44-3359/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Старорусского района «Жилищное коммунальное хозяйство» - без удовлетворения.
|