Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2024 года. Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2024 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К., при участии от федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Омаровой П.Н. (доверенность от 07.03.2024), от Министерства обороны Российской Федерации Захаровой А.В. (доверенность от 23.08.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А42-2411/2023, у с т а н о в и л: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, корп. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Управление, ФГАУ «Росжилкомплекс»), о взыскании 1 243 515 руб. 23 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в период с августа по декабрь 2022 года (с учетом уточнения иска). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-строительная компания» (далее - ООО «ЖСК»), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство). Решением от 07.02.2024 иск удовлетворен. Постановлением апелляционного суда от 29.05.2024 решение от 07.02.2024 отменено, в иске отказано. В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда от 29.05.2024, оставить в силе решение от 07.02.2024. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неправомерно отказал в иске, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, а не с момента государственной регистрации. В рамках настоящего дела на Управление с момента подписания актов приема - передачи имущества возложена обязанность по содержанию жилищного фонда. В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит рассмотреть жалобу с учетом его позиции, приведенной в отзыве. В судебном заседании представители Учреждения и Министерства поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Учреждение, действующее на основании государственного задания и устава, осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также по обеспечению энергоресурсами, в том числе и сторонних потребителей, не относящихся к Министерству обороны, в случае технологического присоединения. Приказами директора Департамента военного имущества Министерство от 05.06.2021 № 2077, от 05.04.2022 № 867 и от 22.06.2022 № 1978 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Приказы) указано на прекращение права оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СЗТУИО») в отношении объектов, расположенных в селе Ненокса, военный городок № 24. На основании пункта 2 Приказов спорные объекты закреплены за Управлением на праве оперативного управления. Во исполнение Приказов по актам приема-передачи от 15.08.2021, от 31.08.2021 и от 04.05.2022 шесть объектов переданы от ФГКУ «СЗТУИО» Управлению. В обоснование иска Учреждение сослалось на то, что в период с августа по декабрь 2022 года оно оказало коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению в отношении пустующих жилых помещений в многоквартирных домах № 4, 5, 7, 8 и 9, расположенных на улице Боровой в селе Ненокса города Северодвинска Архангельской области, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления, стоимость которых последнее не оплатило. В рамках досудебного урегулирования спора Учреждение направило в адрес Управления претензии с требованием оплатить задолженность. Претензии оставлены без удовлетворения. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Управлением обязательств по оплате коммунальных услуг, оказанных в спорный период, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру. Апелляционный суд отменил решение, в иске отказал, установив, что в исковой период право оперативного управления в отношении спорных объектов не было зарегистрировано за Управлением. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на собственников возложено бремя несения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ). В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующей с 01.01.2017, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его государственной регистрации обязаны нести все расходы по содержанию принадлежащего им имущества. Указанные выводы также соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2022 № 305-ЭС22-4503. При рассмотрении спора апелляционный суд обоснованно исходил из того, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При отсутствии государственной регистрации права оперативного управления на спорные жилые помещения обязанность по содержанию жилых помещений в силу статьи 210 ГК РФ лежит на собственнике этих помещений. Установив, что право оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано поквартирно в отношении помещений, расположенных по адресу: по улице Боровой, села Ненокса, города Северодвинска, начиная с 13.04.2023, то есть после спорного периода, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что у ответчика отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг, оказанных в отношении жилых помещений, право оперативного управления на которые за ним не зарегистрировано. Таким образом, апелляционный суд правомерно отказал в иске, отменив при этом решение суда первой инстанции. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А42-2411/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
|