Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу Бахаевой Т.А. (удостоверение от 24.07.2024), от акционерного общества «Коми тепловая компания» Вершилович Е.В. (доверенность от 13.09.2024), Сапунова М.В. (доверенность от 29.07.2024), рассмотрев 25.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 по делу № А56-23223/2023, у с т а н о в и л: акционерное общество «Коми тепловая компания», адрес: 167001, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Дмитрова, д.10, ОГРН 1041100412682, ИНН 1101205461 (далее - Общество, АО «КТК») обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об оспаривании приказа Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу, адрес: 190091, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 55-57, ОГРН 1137847049526, ИНН 7842490616 (далее - Управление Росаккредитации, Управление) от 09.12.2022 № СЗФО/24-П «О прекращении действия аккредитации акционерного общества «Коми тепловая компания», аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.518212». Решением суда первой инстанции от 05.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2024, заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемый приказ Росаккредитации признан недействительным. В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на ошибочные выводы судов. Податель жалобы в обоснование законности издания оспариваемого приказа поясняет, что в связи с частичным неустранением аккредитованным лицом выявленных несоответствий, Управление не могло принять иного решения, кроме как прекратить аккредитацию. Вывод о том, что прекращение действия аккредитации приведет к полному прекращению деятельности организации считает ошибочным. Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представители Общества с доводами жалобы не согласились. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, АО «КТК» имеет аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра) за номером RA.RU.518212. На основании заявления Общества о прохождении периодической процедуры подтверждения компетентности от 26.07.2022 № 5862 и согласно Приказу Росаккредитации от 08.08.2022 № П-3189 в отношении АО «КТК» проведена процедура подтверждения компетентности в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, установленным Приказом Минэкономразвития РФ № 707 от 26.10.2020 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации». По результатам выездной оценки соответствия критериям аккредитации Управлением составлен акт экспертизы от 07.09.2022, согласно которому выявлены несоответствия пункту 21 Критериев аккредитации в части пунктов 4.1.4, 4.1.5, 5.4, 5.5 «с», 6.1, 6.2.1, 6.2.3, 6.4.1, 7.1.1 «с», 7.2.1.7, 7.7.1 «k», 7.8.5, 8.1.1, 8.2.1, 8.2.3, 8.2.4, 8.2.3, 8.3.2 «f», 8.5.1, 8.5.2, 8.8.1, 8.9.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.07.2019 № 385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019), а также пунктам 24.3, 24.4, 24.5 Критериев аккредитации (далее- Акт экспертизы от 07.09.2022). Кроме того, принято решение о завершении процедуры подтверждения компетентности, приостановлении действия аккредитации и направления перечня несоответствий критериям аккредитации, оформленное приказом от 15.09.2022 № ПК2-1095. Уведомлением от 16.09.2022 № СЗФО/668-У Обществу направлен перечень несоответствий критериям аккредитации и установлен срок для их устранения - до 16.11.2022. Общество направило 15.11.2022 в адрес Управления отчет об устранении указанных в Уведомлении несоответствий критериям аккредитации, приложив копии подтверждающих документов, что послужило основанием для принятия Управлением решения от 21.11.2022 о проведении в отношении АО «КТК» внеплановой выездной проверки № СЗФО/200-П-В. По итогам которой, 08.12.2022 составлен акт выездной проверки № СЗФО/200-АВП, в котором отражено, что Общество не устранило часть выявленных несоответствий требованиям критериев аккредитации, указанных в Акте экспертизы от 07.09.2022, а именно: пункта 21 Критериев аккредитации в части исполнения пунктов 5.4; 6.2.1; 6.2.3; 7.2.1; 7.8.5; 8.1.1; 8.2.1; 8.2.3, 8.8.1; 8.9.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, а также пунктов 24.3, 24.5 Критериев аккредитации (далее - Акт проверки от 08.12.2022). Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением приказа от 09.12.2022 № СЗФО/24-П «О прекращении действия аккредитации акционерного общества «Коми тепловая компания», аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.518212» (далее- Приказ). Полагая решение о прекращении действия аккредитации АО «КТК» в качестве испытательной лаборатории, оформленное Приказом 09.12.2022 № СЗФО/24-П, незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, Суды двух инстанций требование Общества удовлетворили, придя к выводу, что у Управления отсутствовали основания для прекращения действия аккредитации Общества и вынесения оспариваемого Приказа, как нарушающего права и законные интересы Общества в экономической сфере. Суды исходили из того, что Обществом представлены доказательства устранения выявленных несоответствий, упомянутых в Акте экспертизы от 07.09.2022, Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ). Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон об аккредитации, Закон № 412-ФЗ, Закон) регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе: - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации). Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом (пункт 5 статьи 4 Закона). Критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации (пункт 8 статьи 4 Закона). Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации наделена полномочиями национального органа по аккредитации. Выступая участником национальной системы аккредитации, Росаккредитация предоставляет государственную услугу по аккредитации, то есть подтверждает соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, официально подтверждая способность юридического лица или индивидуального предпринимателя компетентно осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. В силу статьи 24 Закона № 412-ФЗ аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в установленные законом сроки. Решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица (пункт 24 Закона № 412-ФЗ). Порядок приостановления и прекращения действия аккредитации установлен статьями 22 и 23 Закона № 412-ФЗ. Национальный орган по аккредитации при получении от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц рассматривает указанное уведомление и по результатам его рассмотрения принимает решение о необходимости проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном статьей 27 настоящего Федерального закона. В случае устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, повлекшего за собой приостановление действия аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня установления факта устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия принимает решение о возобновлении действия аккредитации и вручает аккредитованному лицу непосредственно или его представителю под расписку уведомление о принятом решении либо направляет его аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 6 статьи 23 Закона об аккредитации). Согласно пункту 5 части 1 статьи 22 Закона № 412-ФЗ действие аккредитации прекращается, в том числе в случае неустранения аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, за исключением случаев, установленных пунктом 1 части 7 статьи 23 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона № 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Критерии аккредитации устанавливаются на основании международных стандартов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (часть 5 статьи 13 Закона № 412-ФЗ). Критерии аккредитации могут включать в себя ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и документы международных организаций в области аккредитации, обязательные для выполнения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации. Национальный орган по аккредитации принимает руководства по аккредитации, обязательные для соблюдения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации. Критериями аккредитации должны устанавливаться требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица (часть 7 статьи 13 Закона N 412-ФЗ). Критерии аккредитации, на соответствие которым проводилась внеплановая выездная проверка Общества, а также перечень документов, подтверждающих соответствие критериям аккредитации, утверждены Приказом Минэкономразвития от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации...» (далее - Критерии аккредитации, Приказ № 707), который вступил в силу с 01.01.2021. В пункте 21 Приказа № 707 определены критерии аккредитации лаборатории, согласно которым лаборатория должна соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009), утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2019 года № 385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта». Письмом от 22.03.2021 № 6217/04-ДГ Росаккредитация официально проинформировала аккредитованных лиц, о том, что по решению Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международной организации по стандартизации (ISO) срок перехода на данный ГОСТ 19025-2019 завершается 1 июня 2021 года. Из материалов дела следует, что получив 15.11.2022 в письме № 02-05/6465 от Общества отчет об устранении несоответствий критериям аккредитации, Управление в соответствии с частью 10 статьи 27 Закона № 412-ФЗ провело в отношении Общества внеплановую проверку устранения выявленных в Акте экспертизы от 07.09.2022 несоответствий и выявило, что нарушения требований пункта 21 Критериев аккредитации в части исполнения пунктов 5.4; 6.2.1; 6.2.3; 7.2.1; 7.8.5; 8.1.1; 8.2.1; 8.2.3, 8.8.1; 8.9.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, а также пунктов 24.3, 24.5 Критериев аккредитации в полном объеме не устранены, что отразило в Акте проверки от 08.12.2022. При обращении в суд с рассматриваемым заявлением Общество приложило детальные возражения по Акту выездной проверки в отношении всех его пунктов, в которых зафиксированы не устраненные Обществом нарушения. Каждый эпизод выявленных несоответствий Критериям аккредитации, (по фактическому содержанию и правовому обоснованию) получил детальную судебную оценку; устранение таких несоответствий проверено судом первой инстанции полностью и апелляционным судом (только в обжалуемой части- пункты 2, 5, 8 Акта выездной проверки) в условиях состязательной судебной процедуры (статья 9 АПК РФ). При этом суды обоснованно обратили внимание на то, что часть несоответствий указанных в Акте выездной проверки от 08.12.2022 ранее не были упомянуты в Акте экспертизы от 07.09.2022, т.е. были «вновь выявленными». Следовательно, следует согласиться с тем, что не подлежат учету те несоответствия, которые не предлагалось устранить в Акте экспертизы от 07.09.2022 применительно к такой мере как прекращение действия аккредитации в случае неустранения несоответствий (пункт 5 части 1 статьи 22 Закона № 412-ФЗ). В кассационной жалобе Управление без какой либо конкретики, в целом указало на несогласие с выводом судов об устранении Обществом всех несоответствий, настаивая на том, что наличие хоть одного из них является основанием для принятия решении о прекращении аккредитации. В силу положений статьи 286 АПК РФ пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1). Поскольку доводов которые бы подвергали сомнению позицию судов по факту устранения Обществом несоответствий в кассационной жалобе нет, оснований для изменения либо отмены судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 по делу № А56-23223/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
|