Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельск» Скачковой О.А. (доверенность от 08.12.2023), Ершова Д.П. (приказ от 25.09.2024 № 09/030), рассмотрев 30.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельск» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А05-4371/2023, у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельск», адрес: 163046, г. Архангельск, ул. Суфтина, д. 18, ОГРН 1122901009747, ИНН 2901226906 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области Правительства Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49 (далее - Комиссия), о признании недействительным решения от 27.01.2023 № 1 в части выделения объемов и их финансового обеспечения медицинской помощи в амбулаторных условиях для Общества, о возложении на Комиссию обязанности внести корректирующие изменения в решение от 27.01.2023 № 1 о распределении объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях для Общества на 2022 год до 21 032 случаев оказания медицинской помощи и финансового обеспечения таких объемов в размере 140 932 943 руб. 53 коп., с учетом правовых возможностей Комиссии и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования (далее - Правила № 108н), а также Положением о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение). К участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Архангельской области (далее - Правительство) и в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее - Фонд), акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (далее - АО «СК «СОГАЗ-Мед»), общество с ограниченной ответственностью «Капитал Медицинское Страхование» (далее - ООО «Капитал Медицинское Страхование»). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены: решение Комиссии от 27.01.2023 № 1 в оспоренной Обществом части признано недействительным, на Комиссию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения вопроса о выделении финансового обеспечения Обществу за фактически оказанную им в 2022 году медицинскую помощь по проведению гемодиализа в срок, не превышающий 30 дней с даты вступления решения в законную силу, Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в размере 3000 руб. и с Правительства в пользу Общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2023 отменено за исключением возврата Обществу из федерального бюджета излишне уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 3000 руб., в удовлетворении требований Обществу отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит обжалуемое постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции искажены данные, которые заложены им как основание для отмены решения Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2023. Так, суд апелляционной инстанции исказил в контексте постановления смысл обращения Общества от 14.12.2022 № 167 в том, что обращение содержит просьбу об уменьшении объемов. Как указывает податель жалобы, у Общества не было необходимости оспаривать решение Комиссии от 30.11.2022, поскольку оно не могло предположить, что в дальнейшем Комиссия ретроспективно (задним числом) своим решением от 27.12.2022 снизит объемы сеансов гемодиализа для Общества, несмотря на то, что данная медицинская помощь уже оказана. Общество не может влиять на объем выполняемой им медицинской помощи по проведению гемодиализа в амбулаторных условиях, поскольку направление и количество пациентов, а, следовательно, и окончательный объем медицинской помощи для Общества определяет Министерство здравоохранения Архангельской области (пункт 11 распоряжения Министерства здравоохранения Архангельской области от 12.07.2016 № 354-рд «О порядке направления пациентов с хронической болезнью почек на лечение методами диализа (гемодиализ, перитонеальный диализ)»). Получая оплату за оказанную им гемодиализную помощь Общество не извлекает прибыль, поскольку тариф ОМС включает в себя только расходы, перечисленные в пункте 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ и не может содержать такие показатели как прибыль и рентабельность, тарифы для всех медицинских организаций, участвующих в системе ОМС независимо от форм собственности являются едиными. Выводы суда апелляционной инстанции относительно письма Министерства здравоохранения Архангельской области от 27.10.2023 № 01-01-14/д3100 не соответствуют содержанию письма, которое содержит информацию об оказании медицинской помощи (гемодиализа) в амбулаторных условиях и говорит о том, что Министерство здравоохранения Архангельской области полностью владеет информацией о количестве пациентов, получающих гемодиализ в амбулаторных условиях, а, следовательно, и информацией о необходимом количестве сеансов. Вывод суда апелляционной инстанции о возможности отказа гражданину в предоставлении гемодиализа в амбулаторных условиях, а также возможности отложения и переноса сеансов гемодиализа, сделан в нарушение статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 11 и пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2012 №17н, клиническим рекомендациям («Хроническая болезнь почек (ХБП)-2021-2022-2023», 24.06.2021), которые утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, Общество отмечает, что суд апелляционной инстанции проигнорировал его довод о том, что в апелляционной жалобе Комиссия прямо указывает, что при распределении объемов для Общества, Комиссией были применены лишь два критерия из шести. Также податель жалобы указывает, что с учетом Закона Архангельской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области за 2022 год», которым утвержден отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области за 2022 год, оставшаяся денежная сумма, которая могла быть использована как дополнительные средства для перераспределения, после оплаты окончательных объемов медицинской помощи, составила 414 155 руб. 40 коп. В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, полагая постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным. В отзыве на кассационную жалобу Правительство также просит оставить ее без удовлетворения, полагая постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным. В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что Общество в 2022 году включено в перечень медицинских организаций Архангельской области, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Архангельской области, и является участником обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области. Обществом с АО «СК «СОГАЗ-Мед» (в лице Архангельского филиала), ООО «КМС» (в лице филиала в Архангельской области), и Фондом заключен договор от 10.01.2022 № 61 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с пунктом 1.1 которого Общество обязалось оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанными в пункте 2 настоящего договора, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь. Общество на протяжении 2022 года систематически обращалось в Комиссию за корректировкой распределенных объемов медицинской помощи, что подтверждается письмами от 21.06.2022 № 96, от 27.07.2022 № 1123, от 19.09.2022 № 133, от 11.10.2022 № 142, от 14.11.2022 № 154, от 14.12.2022 № 167 и от 25.01.2023 № 28/1. При этом на обращение Общества от 14.11.2022 № 154 в Комиссию с предложением об уменьшении плановых объемов по заместительной почечной терапии в амбулаторных условиях в связи с фактическим выполнением за 10 месяцев в объеме 17 442 случая, решением Комиссии от 30.11.2022 № 1 объемы по заместительной почечной терапии в амбулаторных условиях были уменьшены до 20 933 случаев, а в ответ на обращение Общества от 14.12.2022 № 167 решением Комиссии от 27.12.2022 № 2 объемы перераспределены еще в сторону уменьшения - до 20 883 случая. До окончания отчетного квартала 2022 года Общество в адрес Комиссии с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (в том числе по результатам фактического исполнения выделенных объемов) более не обращалось. В дальнейшем, Общество обратилось в Комиссию с заявлением от 25.01.2023 № 28/1 об увеличении объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и корректировке показателей объемов и стоимости медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования для Общества на 2022 год до 21 032 случаев оказания медицинской помощи. Обращение Общества от 25.01.2023 № 28/1 о корректировке объемов и их финансового обеспечения медицинской помощи в амбулаторных условиях для Общества в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2022 год (увеличение случаев до 21 032) рассмотрено на Комиссии и решением Комиссии от 27.01.2023 № 1 указанный объем оставлен без изменений в размере, определенном предыдущим решением Комиссии от 27.12.2022 № 2 (20 883 случая). Полагая решение Комиссии от 27.01.2023 № 1 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции по итогам рассмотрения заявления Общества пришел к выводу о том, что принятое Комиссией решение от 27.01.2023 № 1, в части корректировки утвержденного объема медицинской помощи на 2022 для Общества, без указания в нем конкретных обоснований, а также ввиду уменьшения Обществу финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по окончании 2022 года, лишает Общество возможности получения возмещения объема фактически оказанных медицинской организацией услуг, в связи с чем является незаконным и заявленные Обществом требования удовлетворил. Суд первой инстанции указал, что согласно пояснительной записке к проекту Областного закона «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области за 2022 год», представленной первым заместителем Губернатора Архангельской области - председателем правительства Архангельской области А.В. Алсуфьевым, - «остаток средств территориального фонда по состоянию на 01.01.2023, образовавшийся в результате неполного использования в 2022 году ассигнований на финансовое обеспечение ОМС составил 1 054 099,6 тыс. руб. и увеличился по сравнению с остатком средств, сложившимся на 01.01.2022, на 802 924,5 тыс. руб.». Соответственно, по мнению суда первой инстанции, денежные средства обязательного медицинского страхования могли и должны были быть перераспределены в пользу финансирования дополнительных объемов фактически оказанной медицинской помощи в 2022 году. Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда отменил и в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. По смыслу действующего законодательства основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ медицинские организации являются участниками ОМС. Согласно части 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами ОМС. В подпункте 1 пункта 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных этим Законом. В силу части 10 статьи 36 Закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС. С утверждением Правил №108н с 28.05.2019 Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н (далее - Правила № 158н), признаны утратившими силу. Следовательно, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, ссылка суда первой инстанции на пункты 110, 123 Правил № 158н является неправомерной. Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, а также критерии распределения и перераспределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи Комиссией, с указанной даты определены в пунктах 8, 9, 11 Положения, части 10 статьи 36 Закона № 326-ФЗ, а также в пункте 9 Порядка предоставления информации членами комиссии, утвержденным решением Комиссии от 30.09.2019 № 6. В частности, в силу пункта 8 Положения, распределение и перераспределение объемов медицинской помощи осуществляется: по видам и условиям предоставления медицинской помощи, а также применяемым способам оплаты медицинской помощи; в разрезе профилей медицинской помощи, и при решении Комиссии в разрезе заболеваний и состояний (групп заболеваний и состояний), групп и видов высокотехнологичной медицинской помощи; в разрезе медицинских услуг (групп медицинских услуг) в случае установления в тарифном соглашении по отдельным видам медицинских услуг (групп медицинских услуг) возможности использования только способа оплаты медицинской помощи «за единицу объема медицинской помощи»; с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц. Как указано в пункте 9 Положения, при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи учитываются: порядок организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей региона, а также сроков ожидания оказания медицинской помощи; сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования; соответствие заявленных медицинскими организациями объемов медицинской помощи перечню работ и услуг, включенных в лицензию на осуществление медицинской деятельности; соответствие объемов медицинской помощи, заявленных медицинскими организациями при подаче уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, мощности коечного фонда, наличию соответствующего медицинского оборудования, медицинских работников соответствующих специальностей и других; соответствие деятельности медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи; (в редакции, действовавшей до 09.01.2023) сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты. Распределение объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой, между медицинскими организациями в субъекте Российской Федерации осуществляется без учета объемов медицинской помощи застрахованным лицам субъекта Российской Федерации, оказываемой за его пределами. В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Положения в целях распределения объемов между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями в рамках территориальной программы до 1 января года, на который осуществляется распределение, секретарю комиссии не позднее трех рабочих дней после утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляются следующая информация и предложения, в том числе медицинскими организациями: штатная численность в разрезе профилей (отделений) и врачей-специалистов (штатные, занятые должности и физические лица) по состоянию на 1 сентября текущего года; численность прикрепившихся застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в разрезе половозрастных групп и их списочный состав (в электронном виде); фактически выполненные объемы медицинской помощи за предыдущий год и первое полугодие текущего года по видам и условиям предоставления медицинской помощи в разрезе профилей, врачей-специалистов, КПГ/КСГ по детскому и взрослому населению, количеству диагностических и (или) консультативных услуг, а также объемы их финансирования (за исключением медицинских организаций, вновь включенных в реестр медицинских организаций); предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год по видам и условиям оказания медицинской помощи, диагностических услуг, в разрезе профилей, врачей-специалистов, КПГ/КСГ по детскому и взрослому населению. Согласно пункту 11 Положения распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией по следующим критериям: количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей; показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц; количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг; соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации; необходимость и возможность внедрения новых медицинских услуг или технологий; наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи; достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования; результаты контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в динамике до трех лет (за исключением медицинских организаций, впервые включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в году, на который формируется территориальная программа). Оценка критериев производится комиссией комплексно и решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи обусловлено, в том числе показателями, применимыми к конкретной медицинской организации. При этом влияние показателей и критериев, значимых для распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, не имеет формульного и (или) числового выражения и учитывается комплексно, в том числе в рамках остаточного расчетного механизма: распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи по приоритетным профилям медицинской помощи, в дальнейшем - распределение по приоритетным медицинским услугам (группам медицинских услуг), в дальнейшем - распределение среди медицинских организация, реализующих приоритетными профили медицинской помощи и приоритетные медицинские услуги, в дальнейшем - распределение в пределах общего объема территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области. Необходимость установления формульного и (или) числового выражения влияния показателей и критериев распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи законодательством Российской Федерации не предусмотрена. С учетом установленных в Положении норм принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации. Из материалов дела следует, что признавая недействительным решение Комиссии от 27.01.2023 № 1 в части выделения объемов медицинской помощи для Общества на 2022 год, суд первой инстанции сослался на лишение медицинской организации возможности получения возмещения стоимости фактически оказанных медицинских услуг. Между тем, фактическое превышение медицинской организацией установленных объемов медицинской помощи, само по себе не влечет незаконность и необоснованность указанного решения, поскольку, как правильно отмечено апелляционным судом, в обязанности Комиссии не входит удовлетворение всех представленных медицинскими организациями предложений по увеличению их финансового обеспечения. Финансирование территориальной программы ОМС носит некоммерческий характер, а положения Закона № 326-ФЗ не содержат норм, обязывающих Комиссию распределять объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, в строгом соответствии с предложениями всех медицинских организаций по формированию объемов предоставления медицинской помощи и с учетом экономических потребностей данных организаций. Приведенными нормативно-правовыми актами не установлена обязанность Комиссии распределять объемы предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с целью обеспечения финансовой деятельности коммерческих организаций, учитывая, что целью ОМС в силу статьи 3 Закона № 326-ФЗ является обеспечение гарантией бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая (дело № А56-22822/2022, дело № А56-47580/2022, дело № А05-4284/2022). Апелляционным судом принято во внимание и Обществом не оспаривается, что объемы в сторону уменьшения до 20 933 и 20 883 случаев были перераспределены решениями Комиссии от 30.11.2022 № 1 и от 27.12.2022 № 2, которые были приняты именно по обращениям самого Общества, и в судебном порядке Обществом не оспорены, не отменены. При этом, решением Комиссии от 27.01.2023 № 1 выделенные ранее объемы медицинской помощи оставлены без изменения. Вместе с тем, после 30.11.2022 до окончания отчетного квартала 2022 года, Общество в адрес Комиссии с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (в том числе по результатам фактического исполнения выделенных объемов) не обращалось. Оспаривая решение Комиссии от 27.01.2023 № 1 в судебном порядке, Общество не указало, какие именно из критериев, указанных в пункте 11 Положения, применены Комиссией неверно либо нарушены. Доказательства нарушения Комиссией при принятии решения от 27.01.2023 № 1, в части выделения объемов медицинской помощи для Общества, критериев, приведенных в пункте 11 Положения, по которым осуществляется распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, Обществом не представлены и в материалах дела отсутствуют (суд первой инстанции при рассмотрении дела таких нарушений также не установил и в решении не указал). Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам и о нарушении судом норм материального права, и правомерно не усмотрел оснований считать решение Комиссии от 27.01.2023 № 1 не соответствующим закону и иным нормативным правовым актам. Доводы кассационной жалобы Общества повторяют его позицию по делу, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка. Как верно отметил суд апелляционной инстанции, обязанность Комиссии по изменению планируемых объемов медицинской помощи на фактически оказанные по окончании соответствующего периода действующими нормами, регулирующими деятельность Комиссии, не установлена. Довод Общества о том, что у него не было необходимости оспаривать решение Комиссии от 30.11.2022, и Общество не могло предположить, что в дальнейшем Комиссия ретроспективно (задним числом) своим решением от 27.12.2022 снизит объемы сеансов гемодиализа для Общества, несмотря на то, что данная медицинская помощь уже оказана, подлежит отклонению как необоснованный, поскольку и решение от 27.12.2022 Обществом также не оспорено, а окончательные объемы медицинской помощи установлены именно Обществом. Довод Общества о том, что оно не может влиять на объем выполняемой им медицинской помощи по проведению гемодиализа в амбулаторных условиях, поскольку направление и количество пациентов, а, следовательно, и окончательный объем медицинской помощи определяет Министерство здравоохранения Архангельской области, не отменяет обязанности Общества своевременно принимать меры по внесению предложений в Комиссию по корректировке соответствующего объема и обжалованию принятых решений. Ссылка подателя жалобы на то, что суд апелляционной инстанции проигнорировал его довод о том, что Комиссией при оценке объемов медицинской помощи были применены лишь два критерия из шести, не может быть принята во внимание ввиду системного толкования вышеприведенных норм права, которые предусматривают, что оценка критериев производится Комиссией комплексно и решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи обусловлено, в том числе, показателями, применимыми к конкретной медицинской организации. Довод Общества о наличии возможности выделения Обществу большего объема медицинской помощи, основанный на сведениях из пояснительной записки к проекту Областного закона «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области за 2022 год», и об остатке денежных средств в сумме 414 155 руб. 40 коп. также был исследован судом апелляционной инстанции и мотивированно отклонен с указанием на то, что денежные средства, отраженные в остатках, ввиду их целевого характера, в любом случае не подлежали перераспределению. Оснований не согласиться с выводом суда в данной части суд кассационной инстанции не усматривает. Доводы Общества о неверной оценке судом его обращения от 14.12.2022 № 167 и письма Министерства здравоохранения Архангельской области от 27.10.2023 № 01-01-14/д3100, не свидетельствуют о нарушении либо неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом, имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда. Направленность доводов жалобы Общества на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А05-4371/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр амбулаторного гемодиализа Архангельск» - без удовлетворения.
|