Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
14 октября 2025 г. 09:51


А66-16117/2022


928/2024-61804(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 сентября 2024 года

Дело №

А66-16117/2022

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
     при участии от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Субратовой Е.М. (доверенность от 08.04.2024 № 01-17/2166), от Министерства лесного комплекса Тверской области Емельяновой М.В. (доверенность от 20.06.2024 № 26/02/02-20),
     рассмотрев 23.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу № А66-16117/2022,
     

у с т а н о в и л:

     Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, адрес: 107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 17А, стр. 1б, ОГРН 1037739275617, ИНН 7733012419 (далее - Управление), обратилось в Заволжский районный суд города Твери с исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство лесного комплекса), о признании незаконным образования земельного участка с кадастровым номером 68:10:0000000:637, общей площадью 258883365 +/- 281732 кв. м, категория земель «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «для ведения лесного хозяйства», расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Оршинское участковое лесничество, номера лесных кварталов 1-57, в границы которого входят водные объекты: р. Шуя, р. Орша, оз. Глухое, оз. Страдовня, оз. Большое Черненкое, оз. Сухое, оз. Дореево, бол. Оршанский Мох и их береговые полосы; об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об описании местоположения и координатах характерных (поворотных) точек границ указанного земельного участка; о признании недействительным (ничтожным) договора аренды указанного лесного участка от 24.10.2016 № 79, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Агропромсоюз», адрес: 302026, г. Орел, Комсомольская ул., д. 66, пом. 18, оф. 303, ОГРН 1065742017615, ИНН 5754005440 (далее - Общество), а также о применении последствий недействительности сделки в виде погашения записи в ЕГРН об ограничении прав и обременений спорного объекта недвижимости.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - Прокуратура), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра).
     Определением Заволжского районного суда города Твери от 06.06.2022 гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Калининский районный суд Тверской области.
     Определением Калининского районного суда Тверской области от 01.07.2022 дело по иску Управления принято к производству.
     Определением Калининского районного суда Тверской области от 01.08.2022 гражданское дело по иску Управления передано по подсудности в Арбитражный суд Тверской области.
     Определением Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2022 исковое заявление Управления принято к производству.
     Определением суда от 27.04.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство имущественных отношений), государственное казенное учреждение Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» (далее - Учреждение).
     Определением суда от 27.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство природных ресурсов).
     Решением суда первой инстанции от 01.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе Управление указывает, что спорный земельный участок был сформирован и образован в нарушение прямого запрета, предусмотренного пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей в спорный период редакции; далее - ЗК РФ), на землях, покрытых поверхностными водными объектами, которые при постановке их на кадастровый учет должны были быть отнесены к землям водного фонда. Управление полагает необоснованным отказ в назначении экспертизы, поскольку целью ее проведения являлось не определение границ спорного земельного участка, а установление местоположений и площади пересечения водных объектов и земельного участка.
     Представитель Управления в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы; представитель Министерства лесного комплекса, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
     Общество и Прокуратура в отзывах на кассационную жалобу, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражали против удовлетворения кассационной жалобы  
     В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из выписки из ЕГРН от 11.03.2022 № 99/2022/454321551, земельный участок с кадастровым номером 68:10:0000000:637 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, имеет площадь 258883365 +/- 281732 кв. м, отнесен к категории земель «земли лесного фонда», с разрешенным видом использования «для ведения лесного хозяйства». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о видах разрешенного использования имеют статус «актуальные незасвидетельствованные».
     Образование данного земельного участка осуществлялось в соответствии с проектной документацией лесного участка от 20.11.2015, утвержденной Министерством лесного хозяйства Тверской области 27.11.2015. Земельный участок образован в границах земель лесного фонда Оршинского участкового лесничества Тверской области и является многоконтурным земельным участком. Согласно проектной документации в границах участка площадь нелесных земель лесного фонда, занятых водами, составляла 1201 га.
     Кадастровые работы по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 68:10:0000000:637 проведены Тверским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, в рамках выполнения государственного контракта от 30.10.2015  № Р-9К-15/1. Кадастровый номер участку присвоен 13.01.2016, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 02.08.2016.
     Сведения о местоположении береговых линий (границах водных объектов), ограничения в использовании, связанные с водными объектами (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов) в ЕГРН отсутствуют.
     Часть земельного участка (учетный номер части - 8), площадью 400 кв. м, предоставлена Обществу на основании договора аренды лесного участка от 24.10.2016 № 79 (с 16.11.2016 сроком на 49 лет). Договор № 79 заключен на основании распоряжения от 20.10.2016 № 157-рм в целях эксплуатации линейного объекта - антенно-мачтового сооружения с размещенными антеннами сотовой связи.
     Согласно пункту 2 Договора № 79 местоположение участка: Тверская обл., Калининский р-н, на землях лесного фонда Тверского лесничества Тверской области, Тверского отдела лесного хозяйства, Оршинское участковое лесничество, квартал 11, часть выдела 6, учетный номер части земельного участка 68:10:0000000:637/8.
     В приложении 1 к договору (в схеме расположения лесного участка) какие-либо водные объекты в непосредственной близости от переданного в аренду лесного участка отсутствуют.
     В соответствии с условиями договора по заданию Общества разработан Проект освоения лесов, получено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 16.12.2016 № 298-у. Согласно пункту 6.1 проекта на территории арендуемого лесного участка водные объекты отсутствуют.
     Договор зарегистрирован Управлением Росреестра 16.11.2016, номер государственной регистрации 69-69/002-69/137/008/2016-812/2.
     По утверждению истца, спорный земельный участок сформирован с нарушением земельного и водного законодательства без учета береговых полос водных объектов, что создает препятствия в реализации прав неограниченного круга лиц, поскольку участок пересекает береговые полосы следующих водных объектов: р. Шуя, р. Орша, оз. Глухое, оз. Страдовня, оз. Большое Черненкое, оз. Сухое, оз. Дореево, бол. Оршанский Мох. Общая площадь частей земельного участка, занятых водными объектами, составляет более 73% общей площади данного участка. Поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок и заключенный договор аренды лесного участка не позволяют истцу сформировать земельный участок, необходимый для заключения договора водопользования, что нарушает права публичного собственника и потенциальных водопользователей.
     Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
     Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
     В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории, земли лесного фонда (подпункт 5), земли водного фонда (подпункт 6).
     На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
     Исходя из положений статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
     Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
     В статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
     В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
     На основании пункта 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
     Как установлено судами и подтверждено материалами дела, спорный земельный участок образован в соответствии с утвержденной проектной документацией лесного участка от 20.11.2015, в границах земель лесного фонда, поставлен на государственный кадастровый учет 13.01.2016, право собственности Российской Федерации на него зарегистрировано 02.08.2016. Граница земельного участка с кадастровым номером 68:10:0000000:637 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
     Вопреки доводам Управления нарушений при формировании спорного земельного участка судами не установлено и таких доказательств материалы дела не содержат.
     В результате формирования, образования спорного земельного участка из земель, покрытых поверхностными водными объектами, и постановки его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества выбытие земельного участка из государственной собственности не допущено, имущественные права Российской Федерации не нарушены.
     Проанализировав условия договора аренды лесного участка от 24.10.2016 № 76, установив отсутствие водных объектов в непосредственной близости от переданного Обществу лесного участка, руководствуясь положениями статей 166, 168, 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 72, 83, 88 ЛК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии спорного договора требованиям лесного, гражданского и земельного законодательства, и отказали в удовлетворении иска в части требования о признании договора недействительным и применении последствий его недействительности.
     На основании изложенного выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
     Суд первой инстанции обоснованно на основании статьи 82 АПК РФ отказал в удовлетворении ходатайства истца о назначении судебной экспертизы, поскольку нахождение водных объектов на спорном участке не ставится под сомнение.
     Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права.
     Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход судебного разбирательства, исходя из доводов кассационной жалобы суд округа не установил.
     Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
     Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
     При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу № А66-16117/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92