Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
14 октября 2025 г. 18:41



6

А56-123800/2022



625/2024-62111(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 октября 2024 года

Дело №

А56-123800/2022

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
     при участии от акционерного общества «Невский экологический оператор» Воронко И.В. (доверенность от 19.08.2024 № 81), от некоммерческой организации «Товарищество собственников жилья «Тучков - 3» Лебедева К.К. (доверенность от 16.08.2022),
     рассмотрев 01.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации «Товарищество собственников жилья «Тучков - 3» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 по делу № А56-123800/2022,

у с т а н о в и л:

     Некоммерческой организации «Товарищество собственников жилья «Тучков - 3», адрес: 199004, Санкт-Петербург, Тучков переулок, дом 3, ОГРН 1037800030179 (далее - Товарищество), обратилось с иском к акционерному обществу «Невский экологический оператор» (далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.12.2021 № 1265620-2022/ТКО, установив следующую редакцию спорных пунктов: исключить пункты 3.3.8 и 9.3; пункт 4.1 сформулировать в следующей редакции: «Учет объема вывезенных твердых коммунальных отходов осуществляется по количеству вывезенных контейнеров, указанных ниже типов. Расчет осуществляется по следующей формуле: 0,7 х у = 0,70у; 0,36 х z = 0,36z; 0,70y + 0,36z = с, где у - количество вывезенных в оплачиваемый месяц контейнеров объемом 0,70 м3; z - количество вывезенных в оплачиваемый месяц контейнеров объемом 0,36 м3; с - объем вывезенных в оплачиваемый месяц и подлежащих оплате твердых коммунальных отходов.»; Пункт 2.5 сформулировать в следующей редакции: «В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня получения стороной акта сверки расчетов направленный проект акта считается согласованным обеими сторонами»; Дополнить раздел 6 «Ответственность сторон» пунктом 6.2.1 «В случае допущенной Региональным оператором просрочки вывоза ТКО, начиная с шестого дня со дня получения заявки Потребителя, Региональный оператор выплачивает Потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки»; В Приложении № 1 во второй таблице «Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки), накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним»: в графе «Количество контейнеров данного типа» в первой строке указать цифру «4», во второй строке - цифру «3»; первый абзац изложить в следующей редакции: «Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по заявке Потребителя в течение не позднее 5 (пяти) дней со дня получения заявки Потребителя. Заявка на вывоз ТКО отправляется Региональному оператору по электронной почте или по телефону (телефонограммой). Получив заявку, Региональный оператор так же по электронной почте или по телефону (телефонограммой) сообщает Потребителю конкретную дату вывоза ТКО с указанием временного интервала прибытия соответствующего транспортного средства по адресу: Санкт-Петербург, В.О., Тучков пер., д. 3; Таблицу 3 «Расчет объема твердых коммунальных отходов» исключить; Соглашение об электронном документообороте заключению не подлежит.
     Решением суда первой инстанции  от 01.06.2023 разногласия, возникшие при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, урегулированы путем внесения изменений в виде установления следующей редакции спорных пунктов: пункты 3.3.8 и 9.3 исключены, пункт 4.1 сформулирован в редакции Общества «Учет объема вывезенных твердых коммунальных отходов осуществляется по количеству вывезенных контейнеров, указанных ниже типов». Пункт 2.5 - «В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня получения стороной акта сверки расчетов направленный проект акта считается согласованным обеими сторонами»; дополнен раздел 6 «Ответственность сторон» пунктом 6.2.1 «В случае допущенной Региональным оператором просрочки вывоза ТКО, начиная с шестого дня со дня получения заявки Потребителя, Региональный оператор выплачивает Потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки»; В Приложении № 1 во второй таблице «Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки), накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним»: в графе «Количество контейнеров данного типа» в первой строке указать цифру «4», во второй строке - цифру «3»; первый абзац изложен в следующей редакции: «Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по заявке Потребителя в течение не позднее 5 (пяти) дней со дня получения заявки Потребителя. Заявка на вывоз ТКО отправляется Региональному оператору по электронной почте или по телефону (телефонограммой). Получив заявку, Региональный оператор так же по электронной почте или по телефону (телефонограммой) сообщает Потребителю конкретную дату вывоза ТКО с указанием временного интервала прибытия соответствующего транспортного средства по адресу: Санкт-Петербург, В.О., Тучков пер., д. 3; Таблицу 3 «Расчет объема твердых коммунальных отходов» исключить; Соглашение об электронном документообороте заключению не подлежит.
     Постановлением апелляционного суда от 24.04.2024 решение суда первой инстанции изменено, пункты 2.5, 9.3, 4.1, включая приложение № 1, изложены в редакции Общества.
     Дополнительным постановлением апелляционного суда от 26.06.2024 решение суда первой инстанции от 01.06.2023 в части включения пункта 6.2.1 в договор отменено, пункт 6.2.1. договора исключен.
     В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
     Приведенные Товариществом в кассационной жалобе доводы о несогласии с редакцией пункта 4.1 договора в части включения в него условия, согласно которому учет объема вывозимых ТКО производится расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов
     В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
     Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество представило Товариществу проект Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на 2022 год.
     Данный проект договора № 1265620-2022/ТКО с уже проставленной датой 31.12.2021 поступил истцу только 23.03.2022 (Договор).
     Отдельные условия проекта Договора вызвали возражения Товарищества, о чем незамедлительно сообщено Обществу письмом от 24.03.2022 № 1-3/22.
     Ответчик не согласился с аргументами истца, стороны вели переписку, обменялись претензиями. Разрешить спорные вопросы в досудебном порядке не удалось, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
     Главное разногласие вызвало условие Договора (пункт 4.1) об определении объема вывозимых ТКО. В редакции Ответчика учет объема вывозимых ТКО производится расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
     По мнению Товарищества, применение такого метода позволяет Обществу игнорировать фактические показатели по данному потребителю и выставлять на оплату за каждый месяц одинаковую сумму без учета фактически вывезенных отходов, хотя фактический объем каждый месяц может варьироваться. Это следует из Акта сверки взаимных расчетов по истцу за 1-е полугодие 2022 года. За каждый месяц с истца взыскивается одинаковая сумма 37 912,44 рублей, однако месячные объемы ТКО могут не совпадать.
     Так, в марте, июне и июле 2022 года вывозилось больше ТКО, чем в остальные месяцы; завышение объемов подлежащих, с точки зрения ответчика, оплате ТКО сверх фактически вывезенных является незаконным обогащением Общества за счет граждан, проживающих в доме.
     В претензии от 12.07.2022 № 1-7/22 Общество указало пункты изменений, которые необходимо внести в проект договора. Пункт 3.3.8 Общество предлагает исключить, так как у Товарищества нет ни полномочий, ни фактической возможности обеспечивать беспрепятственный доступ транспорта к месту накопления ТКО. Также предлагается исключить пункт 9.3, так как Товарищество не располагает возможностями по использованию электронного документооборота. По этой же причине не может быть заключено Соглашение об электронном документообороте, проект которого представил ответчик. Пункт 4.1 формулируется в новой редакции с учетом того, что Товаришество для вывоза ТКО использует имеющиеся у него три контейнера объемом 0,7 м3 и четыре контейнера объемом 0,36 м3. В редакции ответчика в данном пункте была допущена ошибка. Раздел 6 об ответственности сторон истец дополняет пунктом 6.2.1 об ответственности ответчика за просрочку вывоза ТКО. В Приложение № 1 вносятся уточнения о числе контейнеров и конкретизируется порядок вывоза контейнеров. Дополнительно, в тексте пункта 2.5 предлагается заменить слово «направления» словом «получения».
     Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии фактических и правовых оснований для урегулирования разногласий по пункту 4.1 в редакции истца.
     Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в данной части, в связи с чем его решение изменил, изложив пункт 4.1 в редакции ответчика.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норн материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
     Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
     Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016\ № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
     В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
     Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах № 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила № 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
     Согласно подпункту «а» пункта 8(1) Правил № 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
     В силу подпункта «е» пункта 25 Правил №N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил № 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
     По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил № 354).
     В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения № 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО. Абзацем третьим пункта 148(30) Правил № 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к данным Правилам соответственно.
     Исходя из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи суд апелляционной инстанции заключил, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
     В рассматриваемом деле суд апелляционной инстанции установил, что Товарищество не подтвердило осуществление раздельного накопления сортированных ТКО.
     Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 № 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р.
     Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
     Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно изложил пункт 4.1 Договора в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
     Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционным судом положений процессуального законодательства и законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
     Таким образом, постановление апелляционного суда являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 по делу № А56-123800/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации «Товарищество собственников жилья «Тучков - 3» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин


Судьи


Е.А. Аникина

Л.Б. Мунтян

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92