Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
15 октября 2025 г. 01:07



2

А56-104046/2023



609/2024-62112(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 октября 2024 года

Дело №

А56-104046/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
     при участии от государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» Мишенина А.В. (доверенность от 25.09.2023), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Бахтиной Е.В. (доверенность от 09.01.2024),
     рассмотрев 01.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А56-104046/2023,
     

у с т а н о в и л:

     
     государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42; ОГРН 1027809256254; ИНН 7830000426; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3;  ОГРН 1089847323026; ИНН 7840396953; далее - Управление) от 07.08.2023       № ИМ/7003/23.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Блинова Надежда Алексеевна (ОГРНИП 322450000017135).
     Решением суда первой инстанции от 30.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.05.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
     В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы жалобы, представитель Предприятия просил в ее удовлетворении отказать.
     Жалоба рассмотрена в отсутствие Блиновой Н.А., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Предприятие (заказчик) разместило извещение от 22.06.2023 № 32312515881 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту ограждения Варваросинских источников по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, лит. Г4.
     Блинова Н.А. обратилась в Управление с жалобой от 11.03.2021 на действия Предприятия, указав, что установленные заказчиком требования к подтверждению опыта участников сужают круг потенциальных участников закупки и ограничивают конкуренцию.
     Решением Управления 07.08.2023 № ИМ/7003/23 в действиях Предприятия установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
     Предприятие не согласилось с указанным решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суд первой инстанции, придя к выводу о необоснованности и неправомерности оспариваемого решения, заявленные требования удовлетворил.
     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
     В силу части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Закона.
     Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке (часть 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).
     Согласно части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
     Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
     Согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
     Как предусмотрено частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.
     В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Предприятием для оценки заявок участников закупки в пункте 13.2 конкурсной документации установлен такой критерий оценки заявок, как квалификация участника конкурса - опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора, с указанием количества исполненных договоров на производство работ по ремонту и (или) реконструкции ограждений объектов производственного назначения, оборудованных специальными средствами защиты от проникновения, за период с 01.01.2021 по настоящее время.
     При оценке заявок по данному критерию при расчете баллов комиссия заказчика не учитывает договоры, заключенные до 01.01.2021, не исполненные до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, не подтвержденные копиями документов (копиями договоров, подписанных актов выполненных работ).
     Согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
     При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.
     Несогласие антимонопольного органа с целесообразностью установления заказчиком определенных критериев и порядка оценки заявок участников закупки, проводимой в соответствии с Законом № 223-ФЗ, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении заказчиком требований закона.
     На основании проведенного анализа конкурсной документации Предприятия Управление пришло к выводу о том, что прием к оценке договоров, исполненных по предмету закупки после 01.01.2021, является ограничением доступа к участию в закупке лицам, имеющим соответствующий опыт и возможность проведения работ по предмету закупки, но исполнившим договоры ранее указанного срока, что может привести к уменьшению круга потенциальных участников закупки и ограничению конкуренции.
     Признавая вывод антимонопольного органа ошибочным, суды исходили из того, что заказчикам предоставлено право, согласующееся с целями и задачами Закона № 223-ФЗ, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
     Судами также указано, что поскольку при вынесении оспариваемого решения Управлением не установлено факта неравного подхода заказчика к участникам закупки, вменение Предприятию нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона     № 223-ФЗ неправомерно.
     Приняв во внимание отсутствие доказательств того, что при формировании названных положений закупочной документации заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Управления упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
     Помимо этого судами отмечено, что Блинова Н.А. не принимала участия в закупке и не могла представить договоры, исполненные до 2021 года, поскольку зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.10.2022, в связи с чем действиями заказчика ее права и законные интересы не могли быть нарушены.
     В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А56-104046/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

И.Г. Савицкая
 В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92