Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Марковой А.С. (доверенность от 01.11.2022), рассмотрев 02.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2024 по делу № А26-8507/2023, у с т а н о в и л: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге", адрес: 186223, Республика Карелия, г. Кондопога, Строительная ул., д. 2, ОГРН 1191001003533, ИНН 1003018311, (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Казначейство, Управление) о признании недействительным представления от 09.06.2023 N 06-20-22/11-4775 в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9, а также в части требования принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 7, 8, 9 и устранения нарушения, отраженного в пункте 7 представления, путем увеличения стоимости объектов основных средств, в том числе объекта "Ледовый дворец/Спортивный комплекс" и объекта "Спортивный блок N 2" и надлежащего отражения операций в регистрах бухгалтерского учета. Решением суда от 02.02.2024 заявление удовлетворено частично, представление от 09.06.2023 N 06-20-22/11-4775 признано недействительным: - в части эпизодов, связанных с оплатой услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, услуг охраны помещений, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем пунктов 1, 2; - пункты 7, 8, 9 полностью; суд обязал Управление Федерального казначейства по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге". В остальной части заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 11.05.2024 указанное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Техникум, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты изменить и дополнительно признать недействительными пункты 1 и 2 представления в части затрат на оплату труда персонала и на перечисления на оплату труда, а также пункт 3 представления. Податель жалобы указывает, что в 2024 году Министерство спорта Российской федерации приказом от 30.01.2024 № 69 был утвержден новый Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий, в соответствии с которым Минспорта разрешило своим подведомственным учреждениям направлять средства целевой субсидии из федерального бюджета, предоставленной на содержание недвижимого имущества, на оплату труда работников и начисления на оплату труда и включать соответствующие затраты в заявки на предоставление целевых субсидий. С учетом изложенного представление УФК в части запрета включать в заявки на получение целевых субсидий затраты на выплату заработной платы и начисления на оплату труда следует признать недействительным. По мнению подателя жалобы, работники, получившие компенсацию расходов до дня отъезда в отпуск предоставляют в учреждение отчет о произведенных расходах с приложением оправдательных документов, а работники, которые не получили компенсацию до отъезда в отпуск и заявившие о желании получить ее по фактически понесенным расходам после возвращения из отпуска, предоставляют заявление с приложением оправдательных документов. Такие заявления содержат все необходимые бухгалтерские реквизиты и проверяются более тщательно, чем авансовые отчеты. Таким образом, учреждением не было допущено нарушений действующего законодательства о бухгалтерском учете при оформлении хозяйственных операций по выплате работникам компенсации за проезд к месту отпуска и обратно. В судебном заседании представитель Казначейства возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Техникум извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Учреждение создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 N 250-р, согласно пункту 4 которого функции и полномочия учредителя учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Министерство спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России) и в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 N 250-р основной целью деятельности учреждения является подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации путем реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта и осуществления спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства. В соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 24.03.2023 N 80 "О назначении внеплановой выездной проверки в Федеральном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге", в соответствии с пунктом 10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, пунктом 10 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на 2023 год, утвержденного 26.12.2022 руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, проведена проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта". Проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2022. В ходе проверки установлен ряд нарушений бюджетного законодательства. Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 16.05.2023. По результатам проверки Казначейство в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, вынесено представление от 09.06.2023 N 06-20-22/11-4775, в котором Учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий нарушений. О результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить не позднее 04.09.2023. Не согласившись с представлением в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9 мотивировочной и резолютивной частей, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании представления в оспариваемой части недействительным. Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены частично. Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Как следует из материалов дела, Минспортом России в 2021, 2022 годах Учреждению была предоставлена субсидия на иные цели в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 02.02.2021 N 777-02-2021-105 (далее - Соглашение N 777-02-2021-105) по КБК 777 1103 13 2 Р5 16100 612; Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 05.03.2022 N 777-02-2022-062 (далее - Соглашение N 777-02-2022-062) по КБК 777 1103 13 1 Р5 17400 612. Согласно пункту 4 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 01.02.2017 N 59 (далее - Порядок N 59) для определения объема целевой субсидии Учреждение направляет в Минспорт России заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии. Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются Учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии. В силу пункта 2 Порядка N 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, перечень которых указан в приложении к Порядку N 59 (далее - перечень целевых субсидий). Перечень целевых субсидий содержит направления расходования, в рамках которых позволяется использовать субсидии. Суд первой инстанции верно указал, что, учитывая положения пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Порядка определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства спорта Российской Федерации", утвержденного Приказом Минспорта России 16.12.2016 N 1295 (далее - Порядок N 1295), пунктов 2 и 4 Порядка N 59, пунктов 4 и 5 "Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением", утвержденных приказами Минспорта России от 22.05.2015 N 550, от 08.02.2019 № 83 Учреждение при финансово-экономическом обосновании размера целевой субсидии не должно учитывать затраты, включенные в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение государственного задания) и не соответствующие целям, указанным в перечне целевых субсидий. Пунктом 3.16 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 27.10.2020 N 798 (далее - Порядок N 798) установлено, что целевые субсидии предоставляются на осуществление расходов по содержанию объектов спорта, зданий, сооружений, не используемых при выполнении государственного задания. Согласно абзацам 32 - 34 пункта 13 Порядка N 798 размер целевой субсидии, указанный в подпункте 3.16 Порядка, определяется из количества объектов, сведений о затратах на содержание объекта, не используемого в выполнении государственного задания, включающих балансовую стоимость объекта, площадь помещений, не используемых для выполнения государственного задания, информации об объемах поступлений в виде арендной платы и возмещения эксплуатационных расходов за содержание сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование имущества, поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, в разрезе направлений расходов бюджетной классификации. В целях получения субсидий из федерального бюджета на основании пункта 4 Порядка N 798 Учреждение направило в Минспорт России следующие заявки: а) от 16.12.2020 N 1306 (на предоставление субсидии по КБК 7771103132Р516100612 и коду субсидии 01-05-Р5 "Субсидии в целях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также военнослужащих и членов их семей" в размере 660 000 руб.), в том числе из расчета по 20 000 руб. * 33 чел.; от 16.12.2020 N 1306 (на предоставление субсидии по КБК 7771103132Р516100612 и коду субсидии 02-99-Р5 "Иные субсидии в целях содержания имущества" в размере 79 654 268,89 руб.), в том числе: на оплату труда персоналу - 52 259 359,40 руб.; на начисления на оплату труда - 15 782 326,54 руб.; на расходы по содержанию имущества объектов недвижимости Ледовый дворец и Спортивный блок N 1, а также техобслуживание транспортных средств, предрейсовый и послерейсовый осмотр автотранспорта, текущий ремонт и текущий осмотр автотранспорта - 5 826 564,91 руб.; на оплату прочих работ, услуг (обучение сотрудников, санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещений медицинского кабинета, ежегодный медицинский осмотр персонала, услуги охраняемой автостоянки, мойка автомобилей, охранные услуги Ледовый дворец, вывод сигнала охранно-пожарной сигнализации на пульт пожарной части Ледовый дворец, калибровка тахографов автотранспорта) - 5 517 420,04 руб.; на оплату услуг по страхованию (страхование эскалатора, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика) - 209 000 руб.; на командировочные расходы и медицинские осмотры - 59 598 руб. б) от 09.06.2021 N 530 с пояснениями от 07.02.2022 N 03-12/93 (на предоставление субсидии по КБК 7771103131Р517400612 и коду субсидии 02-99-Р5 "Иные субсидии в целях содержания имущества" в размере 71 834 800 руб.), в том числе: на содержание объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, для исполнения предметов и целей деятельности Учреждения, установленных Уставом: Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок N 1, расположенных по адресу: г. Кондопога, ул. Строительная, д. 2 и д. 2А (расходы на коммунальные услуги, на техническое обслуживание с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на охранные услуги, на услуги связи, на текущий ремонт помещений и систем) - 19 587 678,79 руб.; на командировочные расходы, медосмотр при приеме на работу по объектам недвижимости Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок N 1 - 65 500 руб.; на выплату заработной платы (исходя из численности персонала занятого на данных объектах, не включенной в численность персонала, оплачиваемого за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) - 52 112 756,51 руб.; на оплату страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда, не включенного в финансовое обеспечение для выполнения государственного задания - 68 864,70 руб. По мнению Казначейства, Учреждением в нарушение пункта 4 Порядка N 798: - в заявку от 16.12.2020 N 1306 на получение целевой субсидии на предоставление субсидии по КБК 7771103132Р516100612 и коду субсидии 02-99-Р5 "Иные субсидии в целях содержания имущества" в размере 89 500 833,89 рублей, направленную в Министерство, включены предполагаемые расходы, не отвечающие требованиям пункта 3 Порядка N 798, в том числе: на оплату труда персоналу - 52 259 359,40 рублей; на начисления на оплату труда - 15 782 326,54 рублей; на оплату коммунальных услуг объектов недвижимости Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок N 1 - 9 846 565,00 рублей; на расходы по содержанию имущества объектов недвижимости Ледовый дворец и Спортивный блок N 1, а также техобслуживание транспортных средств, предрейсовый и послерейсовый осмотр автотранспорта, текущий ремонт и текущий осмотр автотранспорта - 5 826 564,91 рублей; на оплату прочих работ, услуг (обучение сотрудников, санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещений медицинского кабинета, ежегодный медицинский осмотр персонала, услуги охраняемой автостоянки, мойка автомобилей, охранные услуги Ледовый дворец, вывод сигнала охранно-пожарной сигнализации на пульт пожарной части Ледовый дворец, калибровка тахографов автотранспорта) - 5 517 420,04 рублей; на оплату услуг по страхованию (страхование эскалатора, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика) - 209 000 рублей; расходы, не имеющие финансово-экономического обоснования - 59 598,00 рублей; - в заявку от 09.06.2021 N 530, с пояснениями от 07.02.2022 N 03-12/93 (на предоставление субсидии по КБК 7771103131Р517400612 и коду субсидии 02-99-Р5 "Иные субсидии в целях содержания имущества" в размере 71 834 800,00 рублей), направленную в Министерство, неправомерно включены предполагаемые расходы, не отвечающие требованиям пункта 3 Порядка N 798, в том числе: на содержание объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, для исполнения предметов и целей деятельности Учреждения, установленных Уставом: Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок N 1, расположенных по адресу: г. Кондопога, ул. Строительная, д. 2 и д. 2А (расходы на коммунальные услуги, на техническое обслуживание с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на охранные услуги, на услуги связи, на текущий ремонт помещений и систем) - 19 587 678,79 рублей; на командировочные расходы, медосмотр при приеме на работу по объектам недвижимости Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок N 1 - 65 500 рублей: на выплату заработной платы (исходя из численности персонала занятого на данных объектах, не включенной в численность персонала, оплачиваемого за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) - 52 112 756,51 рублей; на оплату страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда, не включенного в финансовое обеспечение для выполнения государственного задания - 68 864,70 рублей. По мнению Казначейства, исходя из положений пункта 6 Порядка N 1295, пунктов 4 и 5 Общих требований N 500 Учреждение должно было производить вышеперечисленные расходы за счет субсидии на выполнение государственного задания, а не за счет иной субсидии, предоставляемой в целях содержания имущества, так как указанные затраты включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение государственного задания) и не считаются затратами, имеющими отношение к содержанию имущества Учреждения, за исключением расходов, связанных с оплатой услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, услуг охраны помещений, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем. С учетом изложенного доводы подателя жалобы правомерно отклонены судами обеих инстанций как не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам. Как следует из п. 3 представления, в нарушение частей 1, 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пункта 216 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания к Приказу N 52н) операции по расчетам с подотчетными лицами по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей не оформлены первичными учетными документами - авансовым отчетом по форме ОКУД 0504505 и отчетом о расходах подотчетного лица по форме ОКУД 0504520. Суды обеих инстанций выводы Казначейства, изложенные в п. 3 представления, признали законными и обоснованными, в связи с чем требования Учреждения в указанной части оставлены без удовлетворения. Как следует из материалов дела, проверкой компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отпуска и обратно установлено, что в 2021 году правом на компенсацию воспользовались 18 работников Учреждения, общая сумма компенсации работников и членов их семей согласно регистров бухгалтерского учета составила 423 585,48 руб. Пунктом 3.1 Порядка N 798 предусмотрено предоставление субсидий на иные цели на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также военнослужащих и членов их семей. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отпуска и обратно осуществляется Учреждением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" (далее - Порядок N 455), которым предусмотрено, что письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником учреждения не позднее чем за 2 недели до начала отпуска (пункт 11 Правил). Компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником учреждения заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, работником учреждения представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией (пункт 12 Правил). С учетом изложенного доводы Учреждения о том, что оформление авансового отчета не требуется по расходам на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, правомерно отклонены судами обеих инстанций как основанные не неверном толковании норм права. Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку правомерных выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, и их не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов. С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2024 по делу № А26-8507/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге" - без удовлетворения.
|