Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., при участии от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Сусловой А.Г. (доверенность от 25.12.2023), от товарищества собственников жилья «Аврора» Петренко О.А. (доверенность от 18.08.2023), рассмотрев 23.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу № А56-84934/2023,
у с т а н о в и л:
Товарищество собственников жилья «Аврора», адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, Рощинская ул., д. 1а, ОГРН 1064705048429, ИНН 4705033490 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 14, лит. Б, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 05.06.2023 № 001_2023-ИА и акта № 001_2023-ИА от 05.06.2023. Решением суда первой инстанции от 27.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2024, требования Товарищества удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы, ссылаясь на положения пунктов 3.1 и 3.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56535-2015 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 № 1005-ст (далее - ГОСТ Р 56535-2015), полагает, что спорные работы не относятся к капитальному ремонту и не подлежат финансированию за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной Комитетом внеплановой документарной проверки были выявлены и в акте от 05.06.2023 № 001_20203-ИА отражены нарушения требований, предусмотренных частью 1 статьи 166 и частью 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, направленных на оплату работ по замене двух общедомовых приборов учета тепла, проведенных в 2022 году, и работ по локальному ремонту кровли многоквартирного дома в объеме 120 кв. м, вентиляционных камер и примыкающих к ним участков, а также ремонту и герметизации межблочных швов на крыше в объеме 310 пг.м, ремонту 4-х повреждений кровли в 2021 году. В целях устранения нарушений инспекцией Товариществу выдано предписание от 05.06.2023 № 001_20203-ИА, в соответствии с которым на Товарищество возложена обязанность в срок до 02.12.2023 произвести возврат денежных средств в размере 669 952 руб. 56 коп. на специальный счет, предназначенный для сбора средств на капитальный ремонт № 40705810690250300011. Не согласившись с указанными актом и предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции, установив, что работы правомерно произведены Товариществом за счет средств фонда капитального ремонта, пришел к выводу, что предписание Комитета не соответствует требованиям действующего законодательства и признал оспариваемое предписание недействительным. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 39, частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет или на счет регионального оператора. В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 ЖК РФ). Согласно статье 11 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» (далее - Закон № 82-оз) перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и(или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего областного закона, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, оценку соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов»; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) утепление и ремонт фасада; 6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); 7) ремонт фундамента многоквартирного дома; 8) разработку ведомостей объемов работ, работы по предпроектной подготовке, разработку проектной (сметной) документации в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 9) проведение экспертизы проектной документации в случае, если законодательством Российской Федерации требуется ее проведение; 10) проведение историко-культурной экспертизы в отношении многоквартирных домов, признанных официально памятниками архитектуры, в случае если законодательством Российской Федерации требуется проведение такой экспертизы; 11) осуществление строительного контроля. В силу части 4.2 статьи 170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта. В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ленинградской области, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 4.1 статьи 170 ЖК РФ). В рассматриваемом случае в многоквартирном доме за счет средств фонда капитального ремонта выполнены работы по замене двух общедомовых приборов учета тепла, проведен локальный ремонт кровли многоквартирного дома в объеме 120 кв. м, вентиляционных камер и примыкающих к ним участков, имеющих повреждения, а также локальной ремонт и герметизация межблочных швов на крыше в объеме 120 кв. м. По утверждению Товарищества, данные работы являются капитальным ремонтом. Между тем указанные работы могут выполняться как в рамках капитального ремонта, так и в рамках текущего ремонта. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение № 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8). Пункт 2.4.2 Правил № 170 предусматривает, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8. В соответствии с пунктом 3 приложения № 8 к Правилам № 170 к капитальному ремонту может быть отнесен ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%. Текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества (пункт 3.1 ГОСТ Р 56535-2015). Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту), потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (пункт 3.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 543-ст). Комитет, установив, что выполненные работы по локальному ремонту кровли проведены в объеме 120 кв. м, что составляет менее 30% от ремонтируемого имущества (площадь кровли МКД - около 2200 кв. м), руководствуясь нормой пункта 3.1 ГОСТ Р 56535-2015, пришел к выводу о нецелевом расходовании 186 400 руб., поскольку по характеру и объему выполненные работы не относятся к работам по капитальному ремонту и не подлежат финансированию за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Также в ходе проверки установлено, что за счет средств фонда капитального ремонта были заменены два общедомовых прибора учета. Стоимость работ составила 483 552,56 руб. Между тем, замена приборов узла учета тепловой энергии не может относиться к капитальному ремонту объекта, а входит в состав работ, выполняемых при текущем ремонте систем теплоснабжения и горячего водоснабжения. Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, предусмотрено, что контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.) также относятся к работам, выполняемым в процессе надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления многоквартирных домов. При таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, в связи с чем не подлежит признанию недействительным. Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права. Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу № А56-84934/2023 следует отменить, а требования Товарищества - оставить без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу № А56-84934/2023 отменить. Отказать в удовлетворении заявления товарищества собственников жилья «Аврора».
|