Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К., рассмотрев 24.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А26-5395/2023, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация, ответчик), о взыскании 389 235 руб. 44 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию и горячую воду за период с 01.04.2020 по 28.02.2023. Решением суда первой инстанции от 15.01.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2024, исковые требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление в части взыскания 7 534 руб. 92 коп. задолженности в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: город Петрозаводск, улица Зеленая, дом 2, квартира 5, комната 5, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Спорное жилое помещение заселено на основании договоров найма специализированного жилого помещения маневренного фонда, в связи с чем обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нанимателе этого помещения. В отзыве Компания возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Компания с 01.02.2015 предоставляет коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в городе Петрозаводске Республики Карелия. Администрация как лицо, обладающее полномочиями собственника имущества, обязана оплатить тепловую энергию, поставленную Компанией в следующие жилые помещения, находящиеся в городе Петрозаводске, а именно: - в комнату 5 в квартире 5 в доме 2 по улице Зеленая (период поставки с 01.05.2022 по 09.10.2022, стоимость ресурса - 7534 руб. 92 коп.); - в квартиру 13 в доме 39 по улице Советская (период поставки с 01.04.2020 по 28.02.2023, стоимость ресурса - 42 801 руб. 49 коп.); - в комнату 3 в квартире 2 в доме 19 по улице Варламова (период поставки с 01.04.2020 по 28.02.2023, стоимость ресурса - 50 120 руб. 04 коп.); - в квартиру 239 в доме 6 по проспекту Карельский (период поставки с 01.04.2020 по 28.02.2023, стоимость ресурса - 82 634 руб. 78 коп.); - в квартиру 20 в доме 34 по улице Жуковского (период поставки с 01.04.2020 по 15.03.2021, стоимость ресурса - 36 156 руб. 36 коп.); - в квартиру 95 в доме 47 по проспекту Октябрьский (период поставки с 01.04.2020 по 28.02.2023, стоимость ресурса - 96 686 руб. 81 коп.); - в квартиру 1 в доме 22 по проспекту Первомайский (период поставки с 01.06.2021 по 28.02.2023, стоимость ресурса - 48 011 руб. 76 коп.); - в квартиру 68 в доме 6 по улице Калевалы (период поставки с 01.05.2022 по 28.02.2023, стоимость ресурса - 25 289 руб. 28 коп.). В указанных помещениях согласно справкам, полученным из муниципального казенного учреждения «Петрозаводская паспортная служба», зарегистрированные граждане в спорный период отсутствовали. С учетом уточнения исковых требований сумма задолженности за поставленную в спорные помещения тепловую энергию и горячую воду в период с 01.04.2020 по 28.02.2023 составила 389 235 руб. 44 коп. Перечень адресов с указанием периода и суммы задолженности приведен в приложении к заявлению об уточнении исковых требований (том дела 2, листы 66, 68). Направленная Компанией в адрес Администрации претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлена последней без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, установили факт поставки коммунальных ресурсов в спорный период и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск. Законность обжалуемых судебных актов проверяется в кассационном порядке в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе Администрации. Поскольку услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывались населению многоквартирных домов, расположенных в городе Петрозаводске Республики Карелия, к спорным правоотношениям в приоритетном порядке применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Как установлено частью 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию и горячую воду (часть 4 статьи 154 ЖК РФ). Согласно части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что Компания на основании части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предоставляет коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения собственникам и пользователям помещений в спорных МКД по прямым договорам. В кассационной жалобе Администрация оспаривает выводы судов в части взыскания 7 534 руб. 92 коп. задолженности, начисленной в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: город Петрозаводск, улица Зеленая, дом 2, квартира 5, комната 5. Податель жалобы указывает, что поскольку спорное помещение в заявленный период было заселено нанимателем по договорам найма специализированного жилого помещения маневренного фонда от 05.08.2019 № 33-См и от 10.10.2022 № 63-См, у Администрации отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг. Администрация настаивает, что обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги лежит на нанимателе жилого помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда. Приведенные доводы были предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно отклонены по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Администрация в обоснование своих возражений в отношении спорного жилого помещения представила договоры найма специализированного жилого помещения маневренного фонда от 05.08.2019 № 33-См и от 10.10.202 № 63-См, справку от 26.05.2023 № 131545, выданную муниципальным казенным предприятием «Петрозаводская паспортная служба» (том дела 1, лист 129 разворот, листы 140-143). В соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: - служебные жилые помещения; - жилые помещения в общежитиях; - жилые помещения маневренного фонда; - жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; - жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; - жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; - жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; - жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При этом частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ установлено, что положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ. В указанный перечень входят следующие категории лиц: - наниматель жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ); - наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1 части 2 статьи 153 ЖК РФ); - наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ); - член жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом (пункт 4 части 2 статьи 153 ЖК РФ); - лицо, принявшее от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ); - застройщик (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ). Таким образом, возможность заключения прямого договора между нанимателем жилого помещения и ресурсоснабжающей организацией поставлена в зависимость, в том числе от вида жилого фонда, к которому относится такое помещение. Вопреки доводам подателя жалобы, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не входят в перечень нанимателей, на которых распространяются положения статьи 157.2 ЖК РФ. Таким образом, модель регулирования по статье 157.2 ЖК РФ не влечет заключение прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ). Обязанность по внесению платы за весь объем ресурса, потребленного нанимателями специализированных жилых помещений в виде коммунальных услуг, возникает у наймодателя (статья 210 ГК РФ, часть 1 статьи 153 ЖК РФ, пункты 11, 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой Администрацией части. Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены. Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А26-5395/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
|