Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., рассмотрев 03.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Островное» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 по делу № А05-12331/2023, установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор», адрес: 163046, г. Архангельск, Поморская ул., д. 45, пом. 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество, региональный оператор), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с администрации муниципального образования «Островное», адрес: 163520, Архангельская обл., Приморский р-н, с. Вознесенье, Центральная ул., д. 28, ОГРН 1162901052126, ИНН 2921127614 (далее - Администрация), 21 280, 59 руб., в том числе 16 408,36 руб. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные в период с 01.06.2020 по 31.07.2023, и 4872,23 руб., неустойки, начисленной за период с 13.07.2020 по 26.12.2023, а также 126 руб. почтовых расходов. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Матвеева Анна Дмитриевна, адрес: 163046, г. Архангельск, ОГРНИП 311290108000106, ИНН 290120239964, общество с ограниченной ответственностью «ЭкоПрофи», адрес: 115114, Москва, 2-й Проезд Павелецкий, д. 5, стр. 1, подв. 0, пом. 26, ОГРН 1187746526472, ИНН 7720430070, муниципальное бюджетное учреждение «Ластольское», адрес: 163524, Архангельская обл., дер. Ластола, Северодвинская ул., зд. 4, ОГРН 1132932000134, ИНН 2921126508. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024, исковые требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указывает податель жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления Обществом услуги по обращению с ТКО на территории муниципального образования «Островное», в том числе административного здания Администрации в порядке, предусмотренном подпунктом «в» пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156) (сбор в пакеты или в другие емкости, предоставленные региональным оператором); здание Администрации имеет печное отопление и отходы, образуемые в процессе трудовой деятельности, утилизируются в печи; транспортировка ТКО и крупногабаритных отходов производится силами сторонней организации по договору аренды спецтехники с экипажем от 28.02.2022 № 02/Арх. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «ЭкоИнтегратор» с 01.01.2020 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области. Общество в период с 01.06.2020 по 31.07.2023 оказало услуги по вывозу ТКО, образуемых на объекте - административное здание общей площадью 184,3 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, с. Вознесенье, Центральная ул., д. 28, которые не были оплачены. По данным Общества, задолженность по их оплате составила 16 927,05 руб. Общество направило в адрес Администрации досудебную претензию от 22.08.2023 № 28055/08-23 с требованием уплатить образовавшуюся задолженность, а также пени, начисленные за период с 11.02.2020 по 16.08.2023. Оставление Администрацией указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суды двух инстанций пришли к выводу об обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего. Правовые основы рассматриваемых правоотношений определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Правилами № 1156. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 Правил № 1156 (пункт 5 указанных Правил). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждена Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Типовой договор). В силу пункта 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац четвертый пункта 8(17) Правил № 1156). Согласно пункту 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество разместило на официальном сайте http://www.eco-tko.ru в разделе «Потребителям» договор на оказание услуг по обращению с ТКО для юридических лиц по типовой форме, а в газете «Архангельск» (выпуск № 1 (4930)) - предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Администрация заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес Общества не направляла. В таком случае в силу пункта 8(17) Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора. Согласно постановлению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 (в редакции от 09.08.2019 № 24п) норматив накопления ТКО для административных зданий и учреждений составлял 0,43 куб. м/год на одного сотрудника. Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 № 5п норматив накопления ТКО для административных зданий, учреждений и офисов установлен в размере 0,07 куб. м/год с 1 кв. м общей площади. Администрация осуществляет деятельность в указанном административном здании общей площадью 184,3 кв.м и в результате ее деятельности, как справедливо отмечено судами, образуются ТКО, обязанность вывоза которых возложена на регионального оператора. Приводимый Администрацией довод об отсутствии ТКО ввиду их утилизации путем сжигания в печи оценен судами и отклонен как неподтвержденный соответствующими доказательствами. Также суды уделили должное внимание доводу Администрации о вывозе отходов иной организацией и констатировали отсутствие доказательств наличия договоров о вывозе ТКО иными лицами. С учетом установленных обстоятельств по делу суды пришли к выводу об оказании Администрации услуг по обращению с ТКО, стоимость которых в указанном периоде составила 16 927,05 руб. В отсутствие доказательств оплаты указанной суммы задолженности, суды признали исковые требования обоснованными. Согласно пункту 22 типового договора, утвержденного Правилами 1156, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Согласно расчету Общества размер неустойки за период с 13.07.2020 по 26.12.2023 составил 4872,32 руб. Расчет неустойки проверен судами и признан верным. При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 по делу № А05-12331/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Островное» - без удовлетворения.
|