Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2024 года. Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «БМ37» Дивногорцевой И.Ф. (доверенность от 23.09.2024), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Паас О.А. (доверенность от 29.12.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 по делу № А56-83065/2023,
у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «БМ37», адрес: 190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 37, лит. А, пом. 206, ОГРН 1197847048960, ИНН 7838084876 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным отказа Комитета от 02.06.2023 № 05-26-21456/23-0-0 в заключении договора на размещение объекта - элемента благоустройства территории - элемента входа (приямок) на землях площадью 4 кв. м, расположенных в кадастровом квартале 78:32:0001180, в границах согласно схеме границ разрешения № 82129, на срок три года; обязании Комитета принять решение о заключении договора на размещение указанного объекта. Решением от 08.02.2024 заявление удовлетворено. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 данное решение оставлено без изменения. Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, элемент входа (приямок) объектов капитального строительства не относится к видам объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее - постановление № 1300), которые могут размещаться на землях и земельных участках без их предоставления; размещение элементов входа (приямка) на государственных земельных участках возможно только в случае, если такое размещение имеет временный характер, однако в данном случае Общество по сути просило заключить договор на размещение обустроенного входа в здание, что не предполагает временный характер использования государственных земель, поскольку ведет к расширению объекта капитального строительства (изменению его контура). Как считает Комитет, входная группа для устройства отдельного входа в здание не может рассматриваться как размещение элемента благоустройства временного характера, а возможность использования государственного земельного участка без его предоставления в целях осуществления реконструкции объекта капитального строительства не предусмотрена нормами земельного законодательства. В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, которые ранее были изложены в отзыве на апелляционную жалобу. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, на основании решения Комитета от 30.04.2020 № 90/ИЗУ/Д между Комитетом и Обществом заключен договор от 21.05.2020 № 11/ЗР-00090 на размещение объекта - элемента благоустройства территории - элемента входа (приямок), размещение которого может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации, на землях площадью 4 кв. м, расположенных в кадастровом квартале 78:32:0001180, в границах согласно схеме границ разрешения № 82129, сроком до 21.05.2023. Необходимость в размещении элемента входной группы была обусловлена проведением Обществом комплекса работ по реставрации с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Дом страхового общества «Россия» по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 37, лит. А, находящегося в собственности Общества. В связи с истечением срока действия данного договора и сохранением у Общества необходимости в использовании участка Общество обратилось к Комитету с заявлением от 03.05.2023 № 12 о заключении договора на размещение того же объекта - элемента благоустройства территории - элемента входа (приямка) - на новый срок. Решением Комитета от 02.06.2023 № 05-26-21456/23-0-0 отказано в заключении договора со ссылкой на подпункт 1 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118), поскольку нормативными актами, регулирующими соответствующие отношения, предусмотрено размещение элементов благоустройства территории, а элементы входов и входных групп объектов капитального строительства не относятся к видам объектов, предусмотренных постановлением № 1300. Общество, считая данный отказ Комитета незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно перечню, утвержденному постановлением № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться элементы благоустройства территории (пункт 4). В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом № 521-118. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 этого Закона элементы благоустройства территории - элементы входов и входных групп (лестницы, площадки, ступени, приямки) размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона. Как предусмотрено пунктом 5 той же статьи, в заключении договора может быть отказано в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118. Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения (заключении договора), если объект, указанный в заявлении, не относится к установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ видам объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, либо такой объект относится к НТО, рекламным конструкциям или объектам недвижимости (за исключением объектов недвижимости, для размещения которых не требуется разрешения на строительство). Согласно пункту 1.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961), приямок - элемент окна, входа (входной группы), располагающийся ниже уровня земли (планировочная отметка поверхности земли в границах проектирования размещения элемента благоустройства на границе отмостки здания, сооружения), примыкающий непосредственно к фасаду здания, сооружения, имеющий ограждение. Таким образом, исходя из определения приямка, содержащегося в нормативном акте Санкт-Петербурга, приямок примыкает к фасаду здания и не входит в его контур. В соответствии с пунктом 2.1 Видов элементов благоустройства Санкт-Петербурга (приложение № 2 к Правилам № 961) элементы входов и входных групп (в том числе приямок) относятся к устройствам декоративным, техническим, конструктивным как одному из видов элементов благоустройства Санкт-Петербурга. Элементы благоустройства не являются объектами капитального строительства, объектами культурного наследия, музейными предметами (пункт 1 приложения № 2 к Правилам № 961). Суды, всесторонне и полно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в дело доказательства, с учетом приведенных выше положений нормативных актов Санкт-Петербурга и заключения Комитетом с Обществом ранее договора в отношении того же объекта, правомерно пришли к выводу, что элемент благоустройства, для размещения которого Общество просило заключить с ним договор, исходя из его характеристик и свойств не является объектом капитального строительства и относится к объектам, размещение которых допускается на землях и земельных участках без предоставления земельных участков. Суд апелляционной инстанции, дополнительно проанализировав условия ранее заключенного сторонами договора, проектную документацию на реставрацию объекта культурного наследия, посчитал также недоказанными Комитетом капитальный характер спорного элемента и бессрочность его размещения. При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемый отказ Комитета по изложенным в нем основаниям незаконным и удовлетворили требования Общества. Доводы Комитета не могут быть приняты во внимание как противоречащие нормативным правовым актам, в том числе Санкт-Петербурга, регулирующим спорные правоотношения. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 по делу № А56-83065/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
|