Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Тайер» Зайцевой Н.В. (доверенность от 12.09.2023), от Северо-Западной электронной таможни Прозоровой А.А. (доверенность от 27.12.2023), Григорьевой О.В. (доверенность от 19.01.2024), рассмотрев 08.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Тайер» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу № А56-97834/2023, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс-Тайер», адрес: 199155, Санкт-Петербург, Уральская ул., д. 17, корп. 1, лит. Д, офис 217, пом. 1-Н, 5-Н, ОГРН 1127847518776, ИНН 7801585322 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), о признании незаконным отказа во внесении изменений в декларации на товары (далее - ДТ) № 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982,10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, изложенного в письме от 11.07.2023 № 11-04-27/15872, в ДТ № 10228010/220822/3299798, изложенного в письме от 27.07.2023 № 11-04-27/17179, об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества путем внесения соответствующих изменений о стране происхождения товаров в ДТ и осуществления возврата излишне взысканной антидемпинговой пошлины и пени в размере 12 528 016 руб.61 коп. Решением суда первой инстанции от 08.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение ими фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 08.02.2024 и постановление от 11.06.2024 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель кассационной жалобы, Общество приобрело товар у компании «SAGA» (Республика Кыргызстан), которая в свою очередь приобрела этот товар у компании «TYRES PLANET SIA» (Латвия); товар был ввезен компанией «SAGA» на территорию Российской Федерации из Латвии через МАПП Бурачки Псковской таможни, задекларирован по процедуре таможенного транзита, помещен на ОТО и ТК № 2 таможенного поста Себежский Псковской таможни; в дальнейшем для таможенного оформления и помещения его под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» Обществом поданы спорные ДТ; в процессе таможенного оформления Общество представило непреференциальные сертификаты, выданные Латвийской Торгово-Промышленной палатой (г. Рига, Латвия); данные сертификаты содержали сведения об отправителе (компания «TYRES PLANET SIA»), грузополучателе (компания «SAGA»), стране происхождения, реквизиты инвойсов, в том числе по которым осуществлялась поставка товара от компании «SAGA» Обществу. Общество заявляет, что на момент перемещения товара через границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) его законным владельцем являлась компания «SAGA»; последующая продажа товара Обществу и его декларирование в процедуре «выпуск для внутреннего потребления» соответствуют таможенному законодательству, однако заявитель не имел возможности переоформить ранее выданные сертификаты происхождения товара на свое имя. Податель жалобы ссылается на представление вместе с заявлениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, в дополнение к ранее представленным при таможенном оформлении сертификатам сертификатов о происхождении товара, выданных уполномоченным органом Кыргызской Республики. Помимо прочего Общество отмечает, что в настоящих условиях оформление сделки от продавца, находящегося в Европейском союзе, в адрес покупателя в Российской Федерации объективно затруднено. В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество на основании внешнеторгового контракта от 07.07.2022 № 07/07/2022, заключенного с компанией «SAGA» (Республика Кыргызстан), ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и задекларировало по ДТ № 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982,10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864 товар: «шины пневматические новые резиновые для моторных транспортных средств для перевозки грузов...» различных производителей: BRIDGESTONE HISPANIA MANUFACTURING, S.L.; TYRE COMPANY DEBICA S.A.; BRIDGESTONE TIRE MANUFACTURING (THAILAND) CO., LTD, по ДТ № 10228010/220822/3299798 - товар: «шины пневматические резиновые новые, для моторных транспортных средств для перевозки грузов...»; производитель: BRIDGESTONE TIRE MANUFACTURING (THAILAND) CO., LTD. В графе 33 ДТ декларантом указан код 4011 20 900 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). В графе 34 ДТ отражены сведения о стране происхождения товара - Королевство Испании, Республика Польша, Королевство Таиланд. Страной отправления заявлена Латвийская Республика. В целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товара, ввезенного по ДТ, Общество представило сертификаты о происхождении товаров от 20.10.2022 № LV-22-101770, от 05.10.2022 № LV-22-101491, от 01.09.2022 № LV-22-101031, LV-22-101029, от 07.09.2022 № LV-22-101098, LV-22-101099, выданные уполномоченным органом Латвийской Республики. Товары по ДТ № 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864 были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления без доначисления и уплаты антидемпинговой пошлины. В дальнейшем Таможней по результатам проведенного таможенного контроля в форме проверки документов и (или) сведений в отношении товаров, задекларированных в ДТ № 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982,10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, после выпуска товара (акт от 08.11.2022 № 10228000/213/081122/А0990) и в процессе декларирования товара по ДТ № 10228010/011122/3366864 происхождение задекларированного товара не подтверждено. Таможня пришла к выводу, что представленные сертификаты оформлены с нарушением положений пункта 1 статьи 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и подпункта 4 пункта 5 Требований к сертификату о происхождении товара, установленных Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальными правилами определения происхождения товаров), утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 13.07.2018 № 49 (далее - Правила № 49). Как указал таможенный орган, спорные сертификаты не содержат сведений о стране назначения товаров, а указанные в них сведения о грузополучателе не соответствуют сведениям, заявленным в графе 8 ДТ. По итогам таможенного контроля после выпуска товаров и проведенного таможенного контроля в процессе декларирования товара Таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, начислена подлежащая уплате антидемпинговая пошлина в общем размере 12 528 016 руб. 16 коп. В июне и июле 2023 года Общество инициировало процедуру внесения изменений в ДТ, представив таможенному органу заявления от 28.06.2023 № 280623/1, от 12.07.2023 № 12-07-1 с целью возврата антидемпинговой пошлины. К заявлениям Общество приложило сертификаты о происхождении товара от 25.01.2023 № 045430*360129, 045431*360130, 045432*360131, 045129*360128, 045428*360127, от 28.03.2023 № 043473*360432, выданные уполномоченным органом Кыргызской Республики, с приложением инвойсов от 08.08.2022 № 1/08, от 25.08.2022 № 3, от 08.09.2022 № 5, от 09.09.2022 № 6, от 13.09.2022 № 7, от 19.10.2022 № 9, а также сертификаты о происхождении товаров от 20.10.2022 № LV-22-101770, от 05.10.2022 № LV-22-101491, от 01.09.2022 № LV-22-101031, LV-22-101029, от 07.09.2022 № LV-22-101098, LV-22-101099 с приложением инвойсов от 02.08.2022 № 0208/2022-1, от 10.08.2022 № 1008/2022-1, от 01.09.2022 № 0109/2022-1, 0109/2022-2, от 12.09.2022 № 1209/2022-1, от 17.10.2022 № 1710/2022-1. В связи с поступлением обращений Общества Таможней в соответствии со статьями 310, 324 ТК ЕАЭС организована проверка документов и сведений после выпуска товара, по результатам которой 10.07.2023 и 26.07.2023 составлены акты № 10228000/213/100723/А078, 10228000/213/260723/А0882. По мнению таможенного органа, оригиналы непреференциальных сертификатов о происхождении товара от 25.01.2023 № 045430*360129, 045431*360130, 045432*360131, 045129*360128, 045428*360127, от 28.03.2023 № 043473*360432 выданы страной, отличной от страны отправления и страны происхождения товара, задекларированного по ДТ. Письмами от 11.07.2023 № 11-04-27/15872, от 27.07.2023 № 11-04-27/17179 таможенный орган сообщил Обществу о результатах проверки и необходимости представления для подтверждения страны происхождения товара сертификата, выданного уполномоченным органом Латвийской Республики или Королевства Испании, Республики Польша, Королевства Таиланд. Посчитав отказ Таможни во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу, что представленные Обществом первоначально при таможенном декларировании товара сертификаты о происхождении товаров от 20.10.2022 № LV-22-101770, от 05.10.2022 № LV-22-101491, от 01.09.2022 № LV-22-101031, LV-22-101029, от 07.09.2022 № LV-22-101098, LV-22-101099, а также сертификаты о происхождении товара от 25.01.2023 № 045430*360129, 045431*360130, 045432*360131, 045129*360128, 045428*360127, от 28.03.2023 № 043473*360432, представленные вместе с обращениями, не соответствует положениям пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС. Принимая такое решение, суды признали неосновательными и отклонили ссылки Общества на особенности совершения сделки купли-продажи шин (транзитная поставка), установив, что на момент оформления сертификатов инвойсы по поставкам товара в адрес Общества были оформлены, конечный получатель (Общество) был известен. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Решением Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 № 154 (далее - Решение № 154) установлена антидемпинговая пошлина в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению № 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС Решением Коллегии ЕЭК от 29.06.2021 № 84 действие антидемпинговой меры, установленной Решением № 154, продлено по 28.06.2026. Судами установлено и Общество не опровергнуто, что ввезенные им шины попадают под действие Решения № 154. В силу пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе. Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС). Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС). Для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры) применяются Правила № 49 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент ввоза товара). Согласно пункту 2 Правил № 49 под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров. Как следует из пункта 25 Правил № 49, в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС от 29.05.2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых (для товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - определенная с учетом пункта 2 статьи 136 ТК ЕАЭС) превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, а с 1 января 2024 г. - 200 евро, подтверждается сертификатом (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка). Согласно пункту 14 Правил № 49 под аналогичными товарами понимаются товары, классифицируемые тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка. Задекларированный Обществом товар является аналогичным по отношению к товарам, к которым применяется антидемпинговая мера, предусмотренная Решением № 154, следовательно, происхождение товара должно быть подтверждено сертификатом о происхождении товара. Как установлено судами, Общество при таможенном декларировании товара представило сертификаты о происхождении товаров от 20.10.2022 № LV-22-101770, от 05.10.2022 № LV-22-101491, от 01.09.2022 № LV-22-101031, LV-22-101029, от 07.09.2022 № LV-22-101098, LV-22-101099, выданные Торгово-промышленной платой в г. Рига (Латвийской Республики). В графе «страна назначения» перечисленных сертификатов какие-либо сведения отсутствуют, а получателем товара значится компания «SAGA» (Республика Кыргызстан). Сведений о получателе товара - Обществе и стране назначения - Российская Федерация в данных сертификатов не имеется. Сертификаты о происхождении товара от 25.01.2023 № 045430*360129, 045431*360130, 045432*360131, 045129*360128, 045428*360127, от 28.03.2023 № 043473*360432 выданы в Республики Кыргызстан, которая не является ни страной происхождения, ни страной отправления товара. На основании пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. Согласно пункту 21 Правил № 49 сертификат происхождения товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам. В силу пункта 5 названных Требований сертификат о происхождении товара должен содержать следующую информацию: наименование страны происхождения товара; номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется); наименование и адрес экспортера и (или) производителя; наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом государства - члена ЕАЭС с товаром, заявленным при таможенном декларировании в дополнение к описанию товара, указанному в абзаце первом настоящего подпункта, допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации); вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; информацию об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата). На основании исследования материалов дела суды обоснованно заключили, что в рассматриваемом случае сертификаты о происхождении товаров от 20.10.2022 № LV-22-101770, от 05.10.2022 № LV-22-101491, от 01.09.2022 № LV-22-101031, LV-22-101029, от 07.09.2022 № LV-22-101098, LV-22-101099 не содержат сведений о наименовании страны назначения и сведений об Обществе как грузополучателем товара, т.е. допущено нарушение требований к порядку оформления/заполнения сертификата о происхождении товара, что влечет неподтверждение происхождения товара сертификатом (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, подпункт 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС). Также суды установили, что сертификаты о происхождении товара от 25.01.2023 № 045430*360129, 045431*360130, 045432*360131, 045129*360128, 045428*360127, от 28.03.2023 № 043473*360432 выданы не в стране происхождения товара и не в стране вывоза товара. Получили оценку судов и отклонены ссылки Общества на особенности совершения сделки, на основании которой ввезены спорные товары. Как указали суды, сертификаты выданы получателю товаров - компании «SAGA», являющемуся резидентом Республики Кыргызстан, притом, что спорный товар не предназначался и не планировался к ввозу на территорию Республики Кыргызстан, то есть резидент Республики Кыргызстан не является грузополучателем товара, а Республика Кыргызстан не является страной назначения товара. На момент выдачи сертификатов от 20.10.2022 № LV-22-101770, от 05.10.2022 № LV-22-101491, от 01.09.2022 № LV-22-101031, LV-22-101029, от 07.09.2022 № LV-22-101098, LV-22-101099, подачи транзитных деклараций грузополучатель товара (Общество) и страна назначения (Российская Федерация) уже были известны и согласованы сторонами. Доводы подателя кассационной жалобы относительно неверной оценки обстоятельств совершения сделки купли-продажи в условиях санкционной политики подлежат отклонению, поскольку установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции и апелляционного суда. Ошибочного распределения бремени доказывания, а также каких-либо нарушений положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при оценке доказательств судами не допущено. Несогласие Общества с установленными по делу обстоятельствами и произведенной судом оценкой доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу № А56-97834/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Тайер» - без удовлетворения.
|