Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
15 августа 2025 г. 08:28



2

А26-9323/2023



882/2024-63710(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 октября 2024 года

Дело №

А26-9323/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
     рассмотрев 07.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2024 по делу № А26-9323/2023,
     

у с т а н о в и л :

     
     Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН1001040590 (далее - Министерство), за счет казны Республики Карелия убытков в размере 8 747 726, 13 руб., возникших в связи с предоставлением гражданам-инвалидам жилых помещений.
     Протокольным определением суда от 19.12.2023 требование Администрации о взыскании убытков в размере 5 318 234,23 руб. выделено в отдельное производство в рамках дела № А26-11486/2023.
     Решением суда от 06.03.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2024,  с Республики Карелия в лице Министерства за счет казны Республики Карелия в пользу Администрации взыскано   3 156 491,90 руб. убытков, возникших в результате предоставления гражданину-инвалиду жилого помещения.
     В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
     Податель кассационной жалобы считает, что взыскиваемые убытки не могли возникнуть у Администрации до момента отчуждения имущества в собственность гражданина; расчет суммы убытков с использованием статистических данных по категории «все типы квартир» не является компенсацией возможных убытков Администрации, а приводит к ее необоснованному обогащению и нарушает принцип эффективности расходования бюджетных средств.
     До начала судебного заседания от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.  
     Представитель Администрации в судебное заседание не явился.
     Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.09.2018 по делу № 2-5629/2018 на Администрацию возложена обязанность предоставить Ругоеву Кириллу Владимировичу, относящемуся к категории инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории Петрозаводского городского округа.
     Во исполнение указанного решения суда общей юрисдикции Администрация на основании постановления от 03.02.2023 № 328 вне очереди предоставила Ругоеву К.В. жилое помещение - квартиру общей площадью 31 кв.м по адресу: г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 9, кв. 53, заключив с ним договор социального найма жилого помещения от 15.03.2023 № 14-О.
     По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия на дату заключения договора социального найма в I квартале 2023 года средняя стоимость 1 кв.м на рынке вторичного жилья в городе Петрозаводске сформировалась в сумме 85 823 руб., в связи с чем расходы Администрации на приобретение указанного жилого помещения составили 2 660 513 руб.
     Также Администрацией были понесены расходы на выполнение работ по капитальному ремонту предоставленного жилого помещения в размере 768 978,90 руб., в подтверждение чего представлен муниципальный контракт № 0806300011822000281 на выполнение работ по капитальному ремонту жилого помещения и дополнительное соглашение от 16.12.2022 № 1 к нему, локальная смета № ЛС-02-01-02, акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 03.12.2022, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 16.12.2022 № 1, платежное поручение № 144759.
     Считая, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом № 181-ФЗ, должны компенсироваться за счет средств местного бюджета (бюджета Республики Карелия), Администрация направила Министерству претензию от 07.08.2023 с требованием возместить возникшие убытки.
     Оставление Министерством без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 49, 51, 57 ЖК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 17, 28.2  Закона № 181-ФЗ, статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и исходя из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, признали обоснованным заявленное Администрацией требование о возмещении убытков.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами  норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
     Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
     Из системного толкования статей 17, 28.2 Закона № 181-ФЗ и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
     На основании пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
     Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
     Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
     В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
     В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
     Таким образом, в силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 ГК РФ возникновение у Российской Федерации в лице соответствующих органов обязанности по возмещению убытков за счет казны обусловлено юридическим составом, образуемым по общему правилу совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
     Приняв во внимание приведенное правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, установив факт ненадлежащего исполнения Министерством обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между данными обстоятельствами, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению как затрат Администрации в сумме 2 660 513 руб. на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом № 181-ФЗ, так и расходов на оплату ремонтных работ по приведению жилого помещения в состояние, соответствующее определенным критериям и требованиям законодательства, в размере 768 978,90 руб.
     Суды исследовали и обоснованно отклонили довод Министерства о недоказанности факта причинения Администрации убытков ввиду того, что спорное жилое помещение на момент вынесения решения находилось в муниципальной собственности.
     Материалами дела подтверждено, что в отношении спорной квартиры с Рогуевым К.В. заключен договор социального найма жилого помещения от 15.03.2023 № 14-О.
     Довод Министерства о том, что при расчете суммы убытков Администрация необоснованно использовала статистические данные по категории «все типы квартир» вместо категории «квартиры среднего качества (типовые квартиры)» был исследован судами и отклонен, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что представленная спорная квартира относится к категории «квартиры среднего качества», напротив, исходя из ее качественных характеристик и многоквартирного дома, в котором она находится, спорная квартира соответствует категории «квартиры улучшенного качества», в связи с чем применение статистических сведений по категории «все типы квартир» является допустимым.
     Также суды отметили, что в соответствии с приказом Министерства строительства  Российской Федерации от 22.12.2022 № 1111/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2023 года»  рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Карелия по состоянию на I квартал 2023 года составляла 90 199 руб., в то время как в рамках настоящего спора Администрацией определен размер убытков исходя из меньшей стоимости одного квадратного метра жилого помещения.
     Отклоняя доводы Министерства о необоснованности требования Администрации о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта в передаваемом жилом помещении со ссылками на положения статьи 210 ГК РФ (проведение капитального ремонта относится к обязанностям собственника помещения - Администрации), суды правомерно отметили, что выполнение Администрацией как собственником обязанностей по содержанию принадлежащего ему имущества - жилых помещений (в том числе выполнение ремонтных работ) не исключает обязанность Министерства возместить понесенные в связи с такими работами расходы, поскольку решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.09.2018 по делу № 2-5629/2018 на Администрацию возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям применительно к условиям Петрозаводского городского округа. Спорные работы по капитальному ремонту в жилом помещении, предоставленному Ругоеву К.В., производились с целью приведения жилья в надлежащее санитарное и технически исправное состояние. Факт несения Администрацией расходов на проведение работ по капитальному ремонту спорной квартиры в размере 768 978,90 руб. подтвержден представленными в материалы дела муниципальным контрактом № 0806300011822000281 и дополнительным соглашением от 16.12.2022 № 1 к нему, локальной сметой № ЛС-02-01-02, актом по форме № КС-2 от 03.12.2022, справкой по форме № КС-3 от 16.12.2022 № 1, платежным поручением № 144759 на взыскиваемую сумму.
     С учетом изложенного суды правомерно в полном объеме удовлетворили требование Администрации.
     Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, данной судами, само по себе не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
     Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2024 по делу № А26-9323/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

О.Р. Журавлева
С.В. Соколова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92