Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
15 августа 2025 г. 08:30


А56-37188/2023


928/2024-63978(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 октября 2024 года

Дело №

А56-37188/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.
     при участии от акционерного общества «Невский экологический оператор»  Нестеренко А.А. (доверенность от 27.12.2023 № 239), от товарищества собственников жилья «Коломяжское» Лозовского С.А. (доверенность от 01.09.2021),
     рассмотрев 30.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Коломяжское» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу  № А56-37188/2023,

у с т а н о в и л:

     Товарищество собственников жилья «Коломяжское», адрес: 197349,  Санкт-Петербург, Вербная ул., д. 12, корп. 1, ОГРН 1037832022250, ИНН 7814136910 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к акционерному обществу «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Оператор), с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 № 1263810-2022/ТКО (далее - Договор).
     Решением от 06.11.2023 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, изложив пункт 4.1. Договора в следующей редакции: «Производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505), следующим способом: расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО)».
     Постановлением от 22.04.2024 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и урегулировал возникшие разногласия об определении коммерческого учета объема и (или) массы ТКО на условиях, предложенных Оператором, то есть расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
     В кассационной жалобе Товарищество, просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на разъяснения в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного 13.12.2023 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и фактически введенную Товариществом в установленном порядке систему раздельного накопления ТКО на момент рассмотрения дела в апелляционном суде.
     На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в целях мирного урегулирования сторонами спора (определение суда от 22.07.2024).
     В судебном заседании 16.09.2024 объявлен перерыв по основанию, предусмотренному статьей 163 АПК РФ, до 30.09.2024 на 9 ч 55 мин.
     В судебном заседании 30.09.2024 представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
     Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Товарищество осуществляет управление многоквартирными жилыми домами (МКД), а именно д. 10, корп. 1 и д. 2, корп.1 по Вербной ул. в Санкт-Петербурге.
     Оператор, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории города Санкт-Петербурга, разместил типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
     По заявке Товарищества Оператор подготовил и направил проект Договора в соответствии с формой типового договора.
     Товарищество, не согласившись с условиями типового договора, направило 29.03.2023 Оператору протокол разногласий, предложив метод учета объема ТКО  исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
     Оператор, рассмотрев протокол разногласий, в свою очередь направил Товариществу протокол урегулирования разногласий от 06.04.2023, согласовав изложение спорного пункта 4.1 Договора в своей редакции, то есть с применением метода учета объема ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
     Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших разногласий в отношении условий типового договора послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
     Суд первой инстанций, сделав вывод о наличии у Товарищества права  выбрать один из указанных в подпункте «а» пункта 5 Правил № 505 способов коммерческого учета ТКО, признал надлежащей редакцию пункта 4.1 Договора, предложенную Товариществом.
     Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав на необоснованность выводов о безусловном праве потребителя выбрать способ коммерческого учета из перечисленных в пункте 5 Правил № 505, и урегулировал разногласия сторон в отношении спорного пункта Договора в редакции Оператора.
     Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
     Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
     Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
     Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
     В свою очередь, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
     Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
     В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах № 354.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
     Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил № 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
     В силу подпункта "е" пункта 25 Правил № 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил № 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
     По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил № 354).
     В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения № 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
     Абзацем третьим пункта 148(30) Правил № 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
     Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
     В судебном заседании апелляционного суда стороны пояснили, что заявка на раздельное накопление ТКО подана истцом только в 2024 году.
     Товарищество документально не подтвердило накопление сортированного ТКО ранее даты подачи им в 2024 году заявки и не заявляло о наличии такового.
     Более того, сторонами в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 09.04.2024 № 1 (далее - Соглашение), действие которого распространено на отношения сторон, возникшие с 01.04.2024 (пункт 6 Соглашения). В приложении № 1 к Соглашению предусмотрено, что расчет объемов ТКО, исходя из фактически вывезенных объемов, производится с 01.04.2024.
     При этом Соглашение не затрагивает пункт 4.1 Договора и Приложение № 1 к Договору, действующие с 01.01.2022 по 31.03.2024 (пункт 7 Соглашения).
     Как следует из пункта 3 Соглашения, стороны подтвердили, что Товариществом организована система раздельного накопления ТКО.
     Стороны договорились внести изменения в пункт 4.1 Договора, изменив способ коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема фактически вывезенных контейнеров (пункт 4 Соглашения).
     Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь приведенными нормативными положениями, суд апелляционной инстанции обоснованно урегулировал возникшие за период с 01.01.2022 по 31.03.2024 разногласия сторон по условиям пункта 4.1 Договора в редакции Общества, согласно которой определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО производится расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
     Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
     При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А56-37188/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Коломяжское» - без удовлетворения.
     

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

А.Г. Кудин
И.Г. Савицкая

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92