Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Боглачевой Е.В., рассмотрев 08.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2024 по делу № А42-9124/2023, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Мурманская ТЭЦ», адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 14, ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет), о взыскании 208 527 руб. 99 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости потерь тепловой энергии, возникших в сетях от тепловой камеры до внешних стен многоквартирных домов за период с января по июнь 2023 года, а также 2462 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 25.08.2023 по 28.09.2023. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска, акционерное общество «Мурманэнергосбыт». Решением от 18.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2024, иск удовлетворен. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 18.03.2024 и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2024, принять новый судебный акт, которым в иске отказать. По мнению подателя жалобы, Комитет не является надлежащим ответчиком. Согласно положению о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска, утвержденному решением Совета депутатов города Мурманска от 29.01.2015 № 8-100, структурные подразделения администрации города Мурманска несут бремя содержания имущества, находящегося у них в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Доказательства передачи спорных тепловых сетей в оперативное управление Комитета не представлены. В силу части 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стоимость потерь тепловой энергии не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, поскольку истцу при поставке тепловой энергии было известно об отсутствии обязательств ответчика; договор между сторонами не заключался. Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности г. Мурманска находятся тепловые сети горячего водоснабжения, идущие к многоквартирным домам № 18 и 22 по ул. Фрунзе, № 50 по ул. Полярные Зори, № 20 и 22 по ул. Декабристов, а также № 6/24, 19/1, 21 и 23 по ул. Алексея Генералова, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и выписками реестров муниципального имущества города Мурманска. Общество осуществляло функции теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Мурманск. Договор на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь в муниципальных сетях не заключался. В обоснование иска Общество указало, что в период с января по июнь 2023 года оно поставило тепловую энергию в многоквартирные дома с использованием спорных тепловых сетей. На участках сетей от тепловой камеры до внешних стен спорных многоквартирных домов возникли тепловые потери, стоимость которых должен компенсировать Комитет. В рамках досудебного урегулирования спора Общество направило в адрес Комитета претензию от 09.08.2023 № 5404-05/03 с требованием оплатить стоимость потерь тепловой энергии, возникших в муниципальных тепловых сетях. Претензия оставлена без удовлетворения. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Комитетом обязательства по оплате потерь тепловой энергии, возникших в муниципальных тепловых сетях в спорный период, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ). В силу части 10 статьи 15 Закона № 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам). Общество, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть обязан оплачивать потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии в виде разницы между переданной и оплаченной тепловой энергией. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия договора с ресурсоснабжающей организацией владелец тепловых сетей обязан компенсировать потери тепловой энергии в принадлежащих ему сетях. Факт нахождения спорных участков тепловых сетей в муниципальной собственности подтвержден выписками из реестра муниципального имущества города Мурманска и из Единого государственного реестра недвижимости, сторонами не оспаривается. Руководствуясь статьей 124, пунктом 2 статьи 125 ГК РФ, пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 1.5, 3.1 Положения о Комитете, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 № 37-484, суды признали Комитет органом, уполномоченным от имени муниципального образования компенсировать Обществу расходы, связанные с потерями тепловой энергии в спорных муниципальных сетях. Суды проверили расчет стоимости потерь, произведенный истцом, и признали его соответствующим действующему законодательству. Контррасчет стоимости потерь ответчик не представил. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца 208 527 руб. 99 коп. задолженности. Установив, что стоимость спорных потерь ответчик своевременно не уплатил, руководствуясь статьей 395 ГК РФ, суды признали обоснованным требование истца о взыскании с ответчика 2462 руб. 34 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 25.08.2023 по 28.09.2023. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2024 по делу № А42-9124/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска - без удовлетворения.
|