Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» - Евстигнеевой Е.В. (доверенность от 15.05.2024), от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - Воробьевой Ю.А. (доверенность от 19.08.2024), от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери - Ковалевой И.И. (доверенность от 26.03.2024), рассмотрев 26.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.02.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А66-12496/2023,
у с т а н о в и л: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (далее - Общество, ООО «Тверская генерация») о возложении на ответчика обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери от 01.11.2015 (объекты: нежилое помещение VI по адресу: город Тверь, проспект Чайковского, д. 46а (тепловой узел, инвентарный номер 110102200001480), центральный тепловой пункт по адресу: город Тверь, улица Достоевского, между домами 7 корпус 1 и 7 корпус 2 (инвентарный номер 110102200001481). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ), общество с ограниченной ответственностью «ЗАБОТА-Т», общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРЕСТИЖ», товарищество собственников жилья «ЗАТЬМАЧЬЕ». Решением суда первой инстанции от 14.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.04.2024, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В отзывах на кассационную жалобу Департамент, Департамент ЖКХ просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Департамента, Департамент ЖКХ ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, с целью оказания услуг бесперебойного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) в городе Твери Общество (арендатор) и Департамент (арендодатель) по согласованию с Департаментом ЖКХ заключили договор от 01.11.2015 аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе коммунального теплоснабжения города Твери (далее - Договор). Согласно пункту 1.2 Договора по соглашению сторон, в течение срока действия Договора, в состав имущества могут быть внесены изменения. Изъятие и передача дополнительного имущества осуществляется по акту приёма-передачи. При этом стороны заключают дополнительное соглашение к Договору об исключении и (или) о включении объектов в соответствующее приложение к Договору. В соответствии с пунктом 3.3.17 договора арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях настоящего договора объекты теплоснабжения, принятые арендодателем в муниципальную собственность после заключения настоящего договора в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду по настоящему договору. После прохождения постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, 15.06.2020 зарегистрировано право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества с инвентарным номером 1101022000001480, нежилое помещение VI, 1997 год постройки, балансовая стоимость 283 640 руб., тепловой узел, общая площадь 33,8 кв. м, 1-этажное, расчетный год ввода в эксплуатацию - 1997, материал стен - кирпичные, приблизительные размеры 6,9 м х 4,9 м, в том числе оборудование, кадастровый номер 69:40:0400096:5671, РМС 84 995, адрес: город Тверь, проспект Чайковского, дом 46а; 24.12.2019; а также на объект недвижимого имущества с инвентарным номером 1101022000001481, центральный тепловой пункт, 1997 год постройки, балансовая стоимость 126 770 руб., общая площадь 13,5 кв. м, 1-этажное, расчетный год ввода в эксплуатацию 1997, материал стен - кирпичные, приблизительные размеры - 3 м х 5 м. В центральном тепловом пункте установлено следующее оборудование: бойлер 2-х секционный - 1 шт., вводная гребенка - 1 шт., ГВУ генератор - 1 шт., кадастровый номер 69:40:0400043:82, РМС 87 723, адрес: город Тверь, улица Достоевского, между домами 7 корпус 1 и 7 корпус 2 (далее - спорные объекты). ООО «Тверская генерация» наделено статусом единой теплоснабжающей организации города Твери в соответствии с постановлением администрации города Твери от 27.12.2013 № 1652 и решением Тверской городской Думы от 27.04.2016 № 101. Департамент, со ссылкой на пункт 3.3.17 Договора, просит обязать Общество заключить дополнительное соглашение к договору, предусматривающее включение спорных объектов в предмет аренды. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Департаментом исковые требования, признав их обоснованными. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. В соответствии со статьей 16 Закона от № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа теплоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) осуществление полномочий по организации в границах городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Департамент в соответствии с постановлением администрации города Твери от 10.08.2020 № 921 «Об утверждении Положения о порядке постановки на учет бесхозяйных объектов на территории города Твери» осуществляет мероприятия по выявлению объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования город Твери, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, с последующим оформлением права муниципальной собственности на них. Право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества приобретено после постановки объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества на основании решений Центрального районного суда города Твери от 24.06.2019 по делу № 2-1183/2019 и от 22.01.2019 по делу № 2-449/19. Постановлением администрации города Твери от 14.06.2023 № 367 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2028 года по состоянию на 2023 год» Общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения «ТЭЦ-1; ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная «Южная», котельная «ХБК». Зоны деятельности единой теплоснабжающей организации (Общества) включают зону централизованного теплоснабжения, зоны деятельности котельных закрытого акционерного общества «Тверской комбинат строительных материалов № 2» и общества с ограниченной ответственностью «Лазурная», а также зоны действия котельных, эксплуатируемых Обществом. Зона действия централизованного теплоснабжения охватывает потребителей, расположенных во всех районах города Твери. Источниками тепловой энергии в выделенной зоне являются ТЭЦ-1, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельная «Южная», а также ТЭЦ-3 и котельная «Котельный цех». Основными категориями потребителей являются многоквартирные жилые дома, административные строения и объекты социальной инфраструктуры. Из материалов дела следует и судами установлено, что спорные объекты, указанные в заявлении, подключены к централизованной системе теплоснабжения, в отношении которой ООО «Тверская генерация» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и являются частью единых сетей инженерно-технического обеспечения теплоснабжения города (письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 23.10.2020 № 28/2287-ви и Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери от 16.10.2020 № 2912948-ви, схема теплоснабжения города Твери до 2028 года). В силу норм статьи 15 Закона № 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация, которой является ответчик, обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, а также договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения. Согласно части 2 статьи 17 Закона № 190-ФЗ по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя. Суды признали, что для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, поддержанию тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами и правилами, объективно необходимо владение и пользование спорными объектами коммунальной инфраструктуры. Суды установили, что спорные объекты фактически используются Обществом для оказания услуг по теплоснабжению. В такой ситуации уклонение Общества от оформления арендных отношений путем заключения дополнительного соглашения к Договору, определяющего условия владения и пользования спорными объектами, является неправомерным. Отказ Общества от заключения указанного дополнительного соглашения нарушает добровольно принятое ответчиком обязательство, предусмотренное пунктом 3.3.17 Договора. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что исковые требования Департамента удовлетворены правильно, обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 14.02.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу № А66-12496/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» - без удовлетворения.
|