Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И., рассмотрев 09.10.2024 без вызова сторон кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу № А26-11177/2023, у с т а н о в и л:
Министерство экономического развития Республики Карелия, адрес: 185035, Петрозаводск, ул. Андропова (центр. р-н), д.2 ОГРН 1031000003198, ИНН 1001041065 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мама Карелия», адрес: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Октябрьская, д. 5, пом. 2 ОГРН 1161001054840, ИНН 1016001749 (далее -Общество), о взыскании 438 273 руб. 61 коп. субсидии, предоставленной из бюджета Республики Карелия по соглашению № 9-2021-01211 от 22.12.2021 (далее - соглашение). Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда первой инстанции от 16.02.2024 исковые требования удовлетворены. Постановление суда апелляционной инстанции от 23.05.2024 решение от 16.02.2024 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 23.05.2024 и оставить в силе решение от 16.02.2024. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на не подлежащий применению утвержденный Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.07.2018 № 267-П Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок № 267-П), тогда как в данном случае следовало руководствоваться Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.07.2021 № 295-П «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг)» (далее - Порядок № 295-П). Истец отмечает, что ответчик в своем отзыве на иск и в апелляционной жалобе признавал наличие задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2023, которую погасил лишь 26.01.2023, в связи с чем считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не администрируется налоговой службой и не учитывается на едином налоговом счете. В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным, указывает, что Управление ФНС по Республике Карелия подтвердило наличие переплаты по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2023, а Министерство не привело доказательств наличия недоимки на отчетную дату по налогам и страховым взносам в их совокупности по окончании года; Общество в срок до 27.03.2023 сдает в налоговую службу декларацию по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), по результатам проверки которой предоставляется возможным подтвердить наличие недоимки суммарно по налогам и страховым взносам. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон. Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Министерством и Обществом 22.12.2021 заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предметом соглашения являлось предоставление Обществу из бюджета Республики Карелия в 2021 году субсидии в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в области обрабатывающего производства, а именно: фактически понесенных расходов Получателя на приобретение нового оборудования - машины фасовочной, оплату лизинговых платежей, оплату процентов по кредитным договорам, заключенным с российскими кредитными организациями, в целях достижения результатов подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 № 49-П. В соответствии с пунктом 2.1 соглашения субсидия предоставлена получателю в размере 1 314 820 руб. 84 коп. путем перечисления платежным поручением от 28.12.2021 № 534628. Согласно пункту 3.2 соглашения субсидия предоставлялась при условии принятия получателем обязательств по достижению установленных Министерством в соглашении значений показателей результата предоставления субсидии. Министерством в период с 22.06.2023 по 11.07.2023 в целях контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии проведена документарная проверка Общества по указанному соглашению. Результаты проверки отражены в акте от 11.07.2023, которым выявлено нарушение пункта 4.3.2 соглашения в части необеспечения достижения значения показателей результата предоставления субсидии, установленных соглашением. В соответствии с пунктом 4.1.9 соглашения в случае установления факта недостижения значения показателей результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, Получатель обязался в течение 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства возвратить средства субсидии в бюджет Республики Карелия. В рассматриваемом случае размер средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия по результатам проверки, установлен Министерством в размере 438 273 руб. 61 коп. По результатам проверки Обществу выставлено требование от 24.07.2023 № 10629/13-16/МЭР-и о возврате указанной суммы средств субсидии в бюджет Республики Карелия Неисполнение Обществом указанного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, посчитав их обоснованными, как по праву, так и по размеру. Суд апелляционной инстанции, признав выводы суда первой инстанции ошибочными, напротив, не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. В данном случае суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта исходя из следующего. Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Как предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи Кодекса, субсидии юридическим лицам предоставляются, в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ указанные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году; положения об осуществлении в отношении получателей субсидий проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ. В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. В рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 19 Порядка № 295-П на основании протокола комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидии по результатам оценки поступившей от Общества заявки путем присвоения и последующему суммированию баллов по каждому из критериев оценки, установленных пунктом 21 Порядка, Министерством было принято решение о предоставлении субсидии Обществу в соответствии с Распоряжением № 165 от 21.12.2021. Приложением 1 к соглашению устанавливалось, что одним из показателей результата предоставления субсидии является отсутствие недоимки по налогам и страховым взносам в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам), превышающей 3 000 рублей на отчетную дату. Срок, на который запланировано достижение значения показателя результата предоставления субсидии - 01.01.2023. Согласно пункту 4.3.3.1 соглашения получатель обязался предоставлять в Министерство отчет о достижении результата предоставления субсидии, показателей, установленных в соглашении, ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Общество 01.01.2023 предоставило отчет о достижении установленных значений показателей результата предоставления субсидии. При этом в отчете указывалось, что на отчетную дату 01.01.2023 по показателю результата «отсутствие недоимки по налогам и страховым взносам в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающий 3 000 руб. на отчетную дату», недоимка по налогам и страховым взносам отсутствует. Плановым значением показателя «не прекращение деятельности в течение 2 лет с момента предоставления субсидии» - срок не наступил. При этом, как установлено апелляционным судом, Общество использует упрощенную систему налогообложения (УСН), в связи, с чем в течение года выплачивает авансовые платежи по данному налогу. По окончании года, после проверки всех финансовых операций за весь год, Обществом в установленные сроки сдается в налоговый орган декларация по УСН, срок предоставления - до 27.03.2023. Только по результатам, отраженным в данной декларации, определяется недоимка или переплата по налогу. До сдачи декларации о наличии недоимки суммарно по налогам и страховым взносам (с учетом авансовых платежей) достоверно установить невозможно. Согласно информации, предоставленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ОСФР по РК) в письмах от 17.01.2023 №ЮЕ-10-02/610 и от 11.07.2023 №ТБ-07-21/43910, сумма задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по состоянию на 01.01.2023 составило у Общества 11 839 руб. 43 коп. Между тем УФНС России по Республике Карелия сообщило письмом от 21.06.2023 №30-13/25393@ об отсутствии у получателя субсидии задолженности по налогам, сборам, пени, налоговым санкциям по состоянию на 01.01.2023. Кроме того, в материалы дела представлено письмо УФНС по Республике Карелия от 21.02.2024 №29-07/05047@ с таблицей, содержащей сведения о налогах Общества, из которой следует, что по состоянию на 01.01.2023 Общество имело положительное сальдо по Единому налоговому счету в сумме 2 110 605 руб. 77 коп. Отклоняя довод Министерства о том, что Общество, тем не менее, по состоянию на 01.01.2023 имело задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 11 839 руб. 43 коп., что, по мнению истца, свидетельствует о недостижении им показателей результата предоставления субсидии, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется. Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ). Уплата таких страховых взносов осуществляется страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 3, пункт 1.1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ). Между тем, из соглашения о предоставлении субсидии следует, что кроме наличия самой недоимки по расчетам контролирующего органа необходимо учитывать наличие переплаты по налогам и страховым взносам. Из содержания соглашения и Порядка № 295-П исключений из этого условия не следует. В соответствии со статьей 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат (пункт 2 статьи 20 Закона № 125-ФЗ). В таблице, приложенной к письму УФНС по Республике Карелия от 21.02.2024 №29-07/05047@, указано наличие у Общества переплаты по Единому налоговому счету в размере 67 118 руб. 96 коп. в части страховых взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). Пунктом 6 статьи 26.12 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей страхователя производится территориальным органом страховщика самостоятельно. Поскольку по состоянию на 01.01.2023 Общество имело положительное сальдо по Единому налоговому счету в сумме 2 110 605 руб. 77 коп., а доказательств превышения недоимки над суммой переплаты по страховым взносам, уплачиваемым в ФСС РФ, Министерство не представило, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что по состоянию на 01.01.2023 Общество с учетом имеющейся переплаты не имело недоимки по налогам и страховым взносам. Более того, Общество после предоставления в Министерство отчета от 20.01.2023 самостоятельно обнаружило задолженность в ФСС РФ по уплате взносов на обязательное страхование от несчастных случаев в сумме 18 850 руб. 40 коп. и погасило ее платежным поручением от 26.01.2023 № 50. Таким образом, принимая во внимание, что средства субсидии были израсходованы Обществом по целевому назначению, цели, на которые выдана субсидия, достигнуты (рабочие места созданы), а возврат субсидии в заявленном размере не будет отвечать целям ее предоставления, так как приводимые истцом основания для возврата части субсидии являются в данном случае формальными, суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Приводимые Министерством в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебной инстанцией при рассмотрении дела, имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда. Направленность доводов подателя жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда округа. Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу № А26-11177/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия - без удовлетворения.
|