Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
15 августа 2025 г. 11:54



11

А56-49624/2023



071/2024-64365(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 октября 2024 года

Дело №

А56-49624/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
     при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» Антонова И.И. (доверенность от 09.01.2024), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Щербаковой Е.С. (доверенность от 26.12.2023), от Управления по Фрунзенскому району ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Дмитрик А.Н. (доверенность от 02.09.2024);
     рассмотрев 02.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2024 по делу                            № А56-49624/2023,

у с т а н о в и л:

     Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение                «Организатор перевозок», адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д.32, лит.А, ОГРН 1089847002728, ИНН 7840379186, (далее - СПб ГКУ «Организатор перевозок», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, адрес: 190031, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.40, ОГРН 1047855154401, ИНН 7840308932 (далее - ГУ МЧС по СПб, Управление) об оспаривании пунктов 2, 4, 8 предписания от 28.02.2023                            № 41-1-50/1 (78-006-2023/0395рс), выданного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Фрунзенского района Управления по Фрунзенскому району ГУ МЧС по СПб, адрес: 192102, Санкт-Петербург, ул. Средняя, д.3, лит.А (далее - Отдел Управления, ОНД).
     Решением суда от 07.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.05.2024, Учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в связи  немотивированным и формальным выводом судов о законности восьмого пункта оспариваемого предписания и необъективной оценкой судами представленных в дело доказательств об отсутствии нарушений упомянутых во втором и четвертом пунктах предписания, а также вывода о реальной возможности его исполнения.
     Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; а представители Управления и Отдела против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, приведенным в отзыве.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 09.02.2023 № 42-1-50 в рамках осуществления государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности Отделом Управления ГУ МЧС по СПб проведена выездная проверка в отношении объекта защиты V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 «здания складского помещения», находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д.4, лит.Ю (далее - Объект), находящегося в ведении СПб ГКУ «Организатор перевозок».
     По результатам проверки Отделом составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 28.02.2023 и в этот же день выдано предписание № 41-1-50/1 для устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 10.01.2024, в котором в частности в пунктах 2, 4, и 8 указано следующее:
      -объект защиты шириной 13,5 метров, объемом 3,25 тыс. м3 не обеспечен источником наружного противопожарного водоснабжения с требуемым расходом воды 20 л/с, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 6, части 3, статьи 62, статьи 68, пункта 3 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ, Технический регламент) и пункта 5.3 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»; далее- СП 8.13130.2020 (пункт 2 предписания);
      - на объекте защиты допускается эксплуатация средства обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты не обеспечил ежегодное проведение испытаний систем до их замены в установленном порядке (Рабочий проект «Пожарной сигнализации» шифр: ТД.8609-ПС разработан 2009 году, акт о приемке в эксплуатацию системы пожарной автоматики 13.11.2010, извещатель пожарный пламени ИП 330-110 «Пульсар 1-0 ЮС» срок службы 10 лет; извещатель пожарный ручной ИПР-ЗСУ средний срок службы 10 лет; приборы приемно-контрольные «Сигнал 20ПSMD», пульт управления и контроля С2000 - средний срок службы 10 лет; блок резервированного электропитания «БРП-12» средний срок службы 10 лет; оповещатель пожарный «Свирель-12» средний срок службы 12 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479; далее - Правила № 1479 (пункт 4 предписания);
     - противопожарное расстояние от объекта защиты до соседних зданий не соответствует требуемому устанавливаемому в зависимости от степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности: здания, находящиеся на соседних земельных участках расположены на расстоянии 5-7 метров, т.е. менее требуемых установленного в пункте 6.1.2 (таб.3) СП 4.13130.2013, что является нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 69 Закона № 123-ФЗ и пункта 6.1.2 СП 4.13130.2013 (пункт 8 предписания).
     Полагая названные пункты предписания незаконными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Отдела в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи предписания (в оспариваемой Учреждением части). При этом суды обратили внимание на то, что действующие в настоящий период требования пожарной безопасности не являются более высокими, чем ранее действовавшие, а принятие норм и правил после введения спорного Объекта в эксплуатацию не освобождает от их соблюдения, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5    статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы сторон и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
     При рассмотрении спора Отдел правомерно исходил из правовых категорий «пожарная безопасность», «требования пожарной безопасности», «нарушение требований пожарной безопасности», соответствующих обязанностей организаций в области пожарной безопасности и их ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (статьи 1 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; далее - Закон № 69-ФЗ).
     Согласно статье 1 Закон № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
     Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (статьи 2 и 20 Закона № 69-ФЗ).
     Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
     В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон                       № 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
     В силу части 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
     Частью 4 статьи 6 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего закона, согласно которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
     Согласно второму пункту предписания, Учреждению вменяется не обеспечение Объекта защиты (шириной 13,5 метров, объемом 3,25 тыс. м(3)) источником наружного противопожарного водоснабжения с требуемым расходом воды 20 л/с.
     В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Технического регламента его положения обязательны для исполнения, в том числе и при эксплуатации объектов защиты.
     Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется Техническим регламентом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности (часть 3 статьей 62 названного регламента).
     В статье 68 Технического регламента установлены требования о необходимости наличия наружного противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов, а также находящихся на них зданий, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого, данной сетью, здания.
     Как правомерно указали суды к нормативным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, является СП 8.13130.2020, который  включен в перечень документов в области стандартизации, утвержденный приказом Росстандарта от 13.02.2023 № 318, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
     Пунктом 5.3 СП 8.13130.2020 регламентировано, что расход воды на наружное пожаротушение для здания V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 (складское здание) при строительном объеме 3,25 тыс. куб. м должен составлять не менее 20 л/с.
     При этом у силу пункта 8.9 СП 8.13130.2020 - расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Допускается предусматривать прокладку рукавных линий по проездам и подъездам для пожарной техники.
     Учреждением за период проверки не были представлены документы, подтверждающие наличие наружного противопожарного водоснабжения, а именно: проектная документация, акты ввода наружного противопожарного водопровода в эксплуатацию, документы, подтверждающие содержания в исправном состоянии наружного противопожарного водопровода, а также проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
     Кроме того, на территории Объекта защиты каких-либо знаков, указывающих направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обнаружено не было, также не были указаны места расположения пожарных гидрантов, либо иных источников наружного противопожарного водоснабжения.
     Как на надлежащее выполнение означенных требований, Учреждение указывает, что на расстоянии 91 м от принадлежащего ему ангара (адрес: Санкт-Петербург, улица Софийская, дом 4, литера Ю), на наружных сетях водоснабжения СПб ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» находится пожарный гидрант № 16 на водопроводной сети диаметром 300 мм, расположенный на проезжей части городской дорожной сети у здания по этому же адресу - дом 4, литера О, в также на наличие пожарного гидранта № 205 на сети ООО «Фирма Александрия», расположенный на расстоянии 60 метров от ангара-  дом 4, литера Ю.
     Проверив эту информацию по справочнику противопожарного водоснабжения Санкт-Петербурга, Управление установило, что пожарные гидранты № 16 у дома 4, литера Ю, правообладателем которой является ООО «Фирма Александрия» и пожарный гидрант № 205, расположенный на объектовой сети ООО «Фирма Александрия» на учете не стоят. Тогда как ближайший пожарный гидрант № 52, установленный на кольцевой городской водопроводной магистрали диаметром 300 мм, принадлежащей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», находится на расстоянии 210-212 метров от проверяемого Объекта складского назначения с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием.
     Более того, в ходе проведения 07.03.2023 аналогичной выездной проверки в отношении складской базы расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 4, правообладателем которой является ООО «Фирма Александрия», было установлено, что данная организация не обеспечила содержание в исправном состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на подведомственной им территории, а также не проводит проверки на водоотдачу наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
     В адрес Управления 06.10.2023 от ООО «Фирма «Александрия» по запросу поступило письмо от 05.10.2023 № 26, в котором сообщается, что на территории ее складской базы, расположен пожарный гидрант № 205, данный гидрант является объектовым, вода в гидранте подлежит учету через счетчик Общества, техническое обслуживание гидранта осуществляется Обществом и каких-либо дополнительных соглашений, разрешительной документации между ООО «Фирма «Александрия» и СПб ГКУ «Организатор перевозок» на использование пожарного гидранта заключено не было.
     Дополнительно 02.10.2023 сотрудниками 10 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Управления по Фрунзенскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу проведено обследования источников наружного противопожарного водоснабжения объекта защиты ООО «Центр оптовой торговли», в ходе которого было установлено, что на наружной стене здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 6, корп. 6, лит. Б, расположена информационная табличка пожарного гидранта, на которой отсутствует информация о номере гидранта, типе гидранта, расстояниями до гидранта, а также на какой сети водоснабжения установлен данный гидрант. В ходе непосредственного осмотра данного гидранта выявлено, что гидрант не обслуживается, смещен от центральной оси колодца, а также глубина расположения гидранта не позволяет установить на него пожарную колонку московского образца.
     Из письма ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 04.10.2023 также следовало, что данный гидрант не стоит на учете как источник наружного противопожарного водоснабжения, а является воздушным и используется непосредственно сотрудниками Водоканала для технологических процессов при обслуживании сетей водоснабжения.
     Письмом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» № Исх-02773/300 от 09.02.2024 подтвержден факт отсутствия в настоящее время наружного противопожарного водоснабжения здания металлического ангара СПб ГКУ «Организатор перевозок».
     Следовательно, у СПб ГКУ «Организатор перевозок» отсутствуют заявленные им в ходе проверки источники наружного противопожарного водоснабжения.
     Ссылка Учреждения на неисполнимость предписания в части обеспечения Объекта самостоятельным источником наружного пожарного водоснабжения с требуемым расходом воды 20 л/с судом не принимается, поскольку в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно, пожарный объем воды следует предусматривать в емкостях (резервуарах) систем водоснабжения (пункт 9.1 СП 8.13130.2020).
     При этом, во исполнение положений части 4 статьи 4 Технического регламента, необходимо признать, что требования СП 8.13130.2020 не устанавливают более высокие требования, чем ранее действовавшие при строительстве Объекта правила.
     Так, согласно пункту 2.14 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», действовавшего на момент строительства вышеуказанного здания, устанавливает аналогичные требования пожарной безопасности в части обеспечения, требуемого расхода воды 20 л/с на наружное пожаротушение здания складского назначения, V степени огнестойкости, объемом 3,25 тыс. куб. м, категории В по пожарной опасности.
     При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели основания для признания недействительным предписания в части его второго пункта.
     Согласно пункту 4 предписания на Объекте допускается эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем/поставщиком (при отсутствии информации изготовителя/поставщика о возможности дальнейшей эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности) без надлежащего обеспечения ежегодного проведения испытаний систем до их замены в установленном порядке.
     Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения - средства, предназначенные для предотвращения, снижения риска возникновения и развития пожара, ограничения распространения его опасных факторов, для тушения пожара, спасения людей и ликвидации последствий пожара, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара (пункт 6 Технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», утв. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 40).
     В силу пункта 54 Правил № 1479 (руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
     При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
     На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
     При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
     Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
     К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Между тем, в нарушение названных норм СПб ГКУ «Организатор перевозок» не обеспечил ежегодное проведение испытаний систем до их замены в установленном порядке.
     В ходе проведения проверки установлено, что вышеуказанное здание складского назначения оборудовано неадресной системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа.
     В рамках проведенной проверки СПб ГКУ «Организатор перевозок» был представлен рабочий проект «Пожарной сигнализации» шифр: ТД.8609-ПС разработанный в 2009 году, акт о приемке в эксплуатацию системы пожарной автоматики от 13.11.2010.
     При этом, в состав систем противопожарной защиты здания входит следующее оборудование: извещатель пожарный пламени ИП 330-110 «Пульсар 1-010С» срок службы 10 лет; извещатель пожарный ручной ИПР-3СУ средний срок службы 10 лет; приборы приемно-контрольные «Сигнал 20 ПSMD», пульт управления и контроля С2000 - средний срок службы 10 лет; блок резервированного электропитания «БРП-12» средний срок службы 10 лет; оповещатель пожарный «Свирель-12» средний срок службы 12 лет.
     Следовательно, эксплуатация оборудования в составе систем противопожарной защиты превышает установленный срок эксплуатации, указанный в технической документации на данное оборудование.
     К представленному в ходе проверки акту проверки работоспособности от 30.12.2022, составленному ООО «Техническая служба безопасности», Отдел отнесся критически, сочтя, что этот акт не может являться документом, подтверждающим проведение испытания на работоспособность систем противопожарной защиты.
     Свои выводы, Отдел обосновал в том числе тем, что размещение пожарных извещателей пламени «Пульсар 1-010С» не позволяет обеспечить контроль каждой точки помещения склада (в помещении склада имеются «теневые зоны», которые не контролируются пожарными извещателями пламени. Например, установлены антресоли, а также выполнены различные помещения для хранения оборудования, при этом не установлены дополнительные пожарные извещатели, что не соответствует требованию пункта Б.2.1, приложения Б «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (далее - ГОСТ Р 59638-2021) методу испытания на работоспособность системы пожарной сигнализации, а именно контроль функционирования автоматических пожарных извещателей должен подтверждать, что факторы пожара способны достичь чувствительного элемента автоматического пожарного извещателя из защищаемого пространства, а не только возможность чувствительного элемента (электронного компонента) сформировать сигнал.
     В ходе проведенной проверки СПб ГКУ «Организатор перевозок» иных документов, подтверждающих проведение ежегодных испытаний на работоспособность системы пожарной сигнализации в соответствии с разделом 7 ГОСТ Р 59638-2021, а также оценки работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно раздела 7 ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (далее ГОСТ Р 59639-2021) с оформлением проведенных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 59639-2021, ГОСТ Р 59638-2021, не представил.
     С учетом изложенного, суды обоснованно не усмотрели оснований для признания недействительным четвертого пункта предписания.
     Согласно восьмому пункту предписания - противопожарное расстояние от Объекта защиты V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 «здания складского помещения» до соседних зданий, не соответствует требуемому устанавливаемому в зависимости от степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности, т.е. на расстоянии менее указанного в пункте 6.1.2 (таб. 3) СП 4.13130.2013.
     Закон № 123-ФЗ устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), в частности определяет требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями (глава 16), которые должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения (часть 1 статьи 69).
     Нормативным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности к обеспечению противопожарного расстояния между зданием в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности является СП 4.13130.2013, данный свод правил включен в перечень документов в области стандартизации, утвержденный приказом Росстандарта от 13.02.2023 № 318, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
     В названном своде правил в табличной форме приведены допустимые минимальные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также производственными и складскими зданиями, исходя из степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.
     В частности: к производственным и складским зданиям II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0 применяется минимальное расстояние - 10 м, а IV степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0 - 15 м; к жилым и общественным зданиям V степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С3 применяется минимальное расстояние - 15 м.
     Также СП 4.13130.2013 предусмотрено, что противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями определяется как наименьшее расстояние в свету между наружными стенами или другими ограждающими конструкциями.
     При наличии конструктивных элементов из горючих материалов, выступающих за пределы указанных конструкций более чем на 1 м, расстояние следует принимать от указанных элементов (пункт 4.4). Противопожарные расстояния от глухих (без оконных проемов) стен жилых и общественных зданий, сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1, с наружной отделкой, облицовкой (при наличии) из материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1 и наружным (водоизоляционным) слоем кровли из материалов не ниже Г1 или РП1 до других зданий, сооружений допускается уменьшать на 20% по отношению к значениям, указанным в таблице 1 (пункт 4.5).
     Факт того, что требуемое противопожарное расстояние от Объекта защиты V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 «здания складского помещения» правообладателем которого является СПб ГКУ «Организатор перевозок» до соседних зданий, расположенных на соседних земельных участках: дом 4, литеры Х и И (правообладателем которых является индивидуальный предприниматель Золотарев И.Ю.), а также до временного нежилого здания складского назначения- дом 4, литера О (правообладателем которого является ООО «Фирма Александрия») не соответствует положениям пункта 6.1.2 (таб. 3) СП 4.13130.2013 и фактически расстояние между зданиями составляет от 5 до 7 метров, Учреждение не отрицает.
     Ссылка, что уменьшение противопожарного расстояния между зданиями произошло в результате самовольного возведения здания на участке, принадлежащем предпринимателю Золотареву И.Ю., не подкреплена соответствующими доказательствами, кроме того, как было указано ранее такое нарушение зафиксировано, также и в отношении иного объекта, принадлежащего ООО «Фирма Александрия».
     Как правильно отметили суды, эти нарушения напрямую касаются безопасности людей, в связи с чем, вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
     Относительно реальности исполнения требований предписания в указанной части следует отметить следующее.
     В силу части 1 статьи 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
     Согласно части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
     1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
     2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
     3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
     4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
     5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи (в силу которой порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности).
     Следовательно, указанные нормы, помимо фактического устранения нарушений законодательным актом предусматриваются и иные альтернативные способы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
     Так, допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к этому Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 этого Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 Закона № 123-ФЗ.
     Например, противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 можно уменьшить на 50% при оборудовании каждого из зданий и сооружений автоматическими установками пожаротушения (пункт 4.6 СП 4.13130.2013).
     При этом, как следует из текста оспариваемого предписания, никакой ограничивающей Учреждение конкретизации действий предписание не содержит, т.е. возможность обосновать соответствие Объекта требованием безопасности, представлением удовлетворяющих Отдел расчетов по оценке пожарного риска на Объект, не утрачена.
     При изложенных обстоятельствах, предписание отличается той мерой полноты, которая необходима и достаточна для правильного однозначного уяснения адресатом действий, требующихся от него с целью соблюдения определенных нормативных положений.
     Несогласие Учреждения с выводами судов не сопряжено с неправильным применением судами нормативных положений, неполнотой и необъективностью выяснения судами фактической стороны дела. Суды дали правильную (полную и объективную) оценку имеющимся в деле доказательствам, в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности средств доказывания (статья 71 АПК РФ).
     У суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора.
     Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:
     решение

 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2024 по делу № А56-49624/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин
В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92