Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
19 октября 2025 г. 09:45



2

А56-87308/2023



78/2024-64414(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 октября 2024 года

Дело №

А56-87308/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Атлант» Иншаковой Е.А. (доверенность от 11.09.2023 № 02/23/А), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по  Санкт-Петербургу  Желнова Д.М. (доверенность от 27.02.2024 № 01-28/13), Шумиловой Н.А. (доверенность от 26.09.2024 № 01-28/48), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Шумиловой Н.А. (доверенность от 11.09.2024 № 15-10/41446),
     рассмотрев 10.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атлант» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  20.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2024 по делу № А56-87308/2023,
     
                                                    у с т а н о в и л:
     
     Общество с ограниченной ответственностью «Атлант», адрес: 197082, Санкт-Петербург, Туристская ул., д. 23, корп. 2, лит. А, пом. 12-Н, 6, ОГРН 1117847435210, ИНН 7802766321 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), от 06.06.2023 № 27-16/26757@ и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу, адрес: 197183, Санкт-Петербургу, ул. Савушкина, д. 71, лит. А, ОГРН 1047824368998, ИНН 7814026829 (далее - Инспекция), от 08.06.2023 № 58509102 об отмене налоговой льготы по уплате земельного налога, обязании Инспекции возвратить налогоплательщику 737 731 руб. излишне уплаченного земельного налога.
     Решением суда первой инстанции от 20.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 20.02.2024 и постановление от 21.06.2024, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
     Податель кассационной жалобы утверждает о правомерном применении  льготы, установленной пунктом 2 части 3-3 статьи 11-7-1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» (далее - Закон № 81-11), ошибочном толковании судами положений пункта 4 статьи 11-7-1 названного Закона. По мнению Общества, судами оставлено без внимания, что факт размещения на спорном земельном участке объекта физкультуры и спорта налогоплательщиком подтвержден, т.е. соблюден критерий по фактическому характеру использования земельного участка. Общество настаивает на том, что в Законе № 81-11 не предусмотрен запрет на передачу земельного участка в аренду, законодатель имел в виду полное отсутствие деятельности в области физкультуры и спорта. Кроме того, Общество считает, что примененный налоговыми органами порядок определения/изменения налоговых обязательств  не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), суды не определили момент возникновения и окончания обязанности налогового органа по направлению сообщения об исчисленной сумме налога. Помимо прочего Общество заявляет, что положения пункта 4 статьи 11-7-1 Закона № 81-11, как ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются к длящимся правоотношениям по передаче части здания в аренду для размещения физкультурно-оздоровительного комплекс и центра развития молодежи.
     В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управления, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители налоговых органов возражали против ее удовлетворения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Обществу с 04.06.20214  на праве собственности принадлежит четырехэтажное нежилое здание общей площадью 5203,7 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Туристская ул.. д. 25, лит. А.
     Указанное здание с кадастровым номером 78:34:0004155:5357 расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0004155:2 , имеющем вид разрешенного использования «для размещения объектов физической культуры и спорта».
     Основным видом деятельности Общества заявлена «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 68.20.2).
     Согласно выписке из ЕГРН на имеющийся у Общества в собственности объект недвижимого имущества зарегистрировано ограничение (обременение) права - аренда в пользу обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Гранд», «Креатив», «ПД СПб» на основании договоров аренды от 01.07.2014, от 23.05.2018 № 03/18, от 28.11.2017 № 02/17 с учетом дополнительных соглашений.
     Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 17.01.2023                  № 206356234 о предоставлении на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 налоговой льготы, предусмотренной пунктом 2 части 3-3 статьи 11-7-1 Закона № 81-11, в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004155:2.
     Уведомлением Инспекции от 15.03.2023 № 58213807 налогоплательщику предоставлена указанная налоговая льгота по земельному налогу.
     В дальнейшем Обществу направлено сообщение от 21.04.2023                        № 3485095  об уплате 25 413 руб. земельного налога за 2022 год в отношении земельного участка. При исчислении земельного налога за указанный налоговый период налоговый орган указал налоговую льготу в размере                  737 731 руб.
     Впоследствии, в рамках осуществления контроля деятельности нижестоящих налоговых органов, Управлением принято решение от 06.06.2023          № 27-16/26757@, которым в порядке пункта 3 статьи 31 НК РФ отменено уведомлением от 15.03.2023 № 58213807 о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу. Как указал вышестоящий налоговый орган, налогоплательщиком не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 4 статьи 11-7-1 Закона № 81-11.
     В адрес Общества Инспекция направила сообщение от 08.06.2023                     № 58509102 об отказе в предоставлении налоговой льготы ввиду того, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке, передан в аренду.
     Также налоговый орган направил Обществу уточенное сообщение от 08.06.2023 № 3821284 о доплате 763 144 руб. земельного налога за 2022 год в отношении спорного земельного участка.
     Решением Управления от 26.07.2023 № 27-25/34975@ подтверждена правомерность решения от 06.06.2023 № 27-16/26757@.
     Не согласившись с отказом в предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество настаивало на праве применять в отношении спорного земельного участка налоговую льготу в размере 3,33% от суммы налога. Как указало Общество, часть объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, сдана в аренду ООО «Гранд» для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса и центра развития молодежи. При этом налогоплательщик заявил, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» на дату заключения договора аренды налоговая ставка  была установлена в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка вне зависимости от передачи объекта недвижимости в аренду. Соответственно, изменение законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения пониженной налоговой ставки, не может служить основанием для отказа Обществу в применении пониженной ставки. Кроме того, земельный участок используется в соответствии с его назначением, что не опровергнуто налоговыми органами.
     Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу, что спорная налоговая льгота по земельному налогу предоставляется налогоплательщику в 2022 году при условии, что земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества не переданы в аренду (пользование).
     Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается названным Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
     В подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ перечислены земельные участки, в отношении которых устанавливаемые налоговые ставки не могут превышать 0,3%; в отношении прочих земельных участков налоговая ставка составляет 1,5%.
     Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга установлены статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 617-105).
     Исходя из положений пункта 2 статьи 2 Закона № 617-105, при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта с 1 января 2019 года применялась налоговая ставка 0,05% от кадастровой стоимости.
     Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2020 № 637-144 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах» (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25.11.2021 № 562-121) статья 2 Закона         № 617-105 изложена в новой редакции.
     В пунктах 1 - 3 данной статьи Закона № 617-105 земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта, не поименованы
     Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 617-105 с 01.01.2022 налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков, не указанных в предыдущих пунктах этой статьи, установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
     Статьей 5 Закона № 617-105 предусмотрено, что налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом № 81-11.
     В соответствии с пунктом 3-3 статьи 11-7-1 Закона № 81-11 организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 389 НК РФ, уплачивают земельный налог в размере 3,33% суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов физической культуры и (или) спорта, а также для эксплуатации объектов спорта.
     Как указано в пункте 4 статьи 11.7.1 Закона № 81-11 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2019 № 606-131, подлежащей применению в 2022 году) налоговые льготы, установленные в данной статье, предоставляются налогоплательщикам в отношении земельного участка при условии, что указанный земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества не переданы в аренду (пользование).
     В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 и 2 статьи 56 НК РФ  законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований.
     Как установлено судами и не опровергнуто заявителем, Общество использует объект недвижимости, расположенный на земельном участке, для получения прибыли путем сдачи его в аренду, в 2022 году помещения в здании, расположенном на спорном земельном участке, были сданы в аренду                 ООО «Гранд», ООО «Креатив», ООО «ПД СПб». При этом Общество заявляло, что только ООО «Гранд» была передана часть нежилого здания площадью 4811,4 кв. м в аренду для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса и центра развития молодежи. Характер использования                          ООО «Креатив», ООО «ПД СПб» оставшейся части здания площадью 392,3 кв. м Общество не пояснило.
     Поскольку в рассматриваемом случае имела место передача объекта недвижимости (по частям) в аренду, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения в 2022 году льготы по земельному налогу в силу положений пункта 4 статьи 11-7-1 Закона № 81-11. При этом суды указали, что при  установлении налоговой льготы по земельному налогу законодатель помимо категории вида разрешенного использования земельного участка исходил из необходимости подтверждения его фактического характера использования собственником. В 2022 году возможность применения налоговой льготы в виде уплаты земельного налога в размере 3,33% от исчисленной суммы налога, как прямо указано в пункте 4 статьи 11.7.1 Закона № 81-11, связана с необходимостью, чтобы расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества не были переданы в аренду (пользование). В настоящем деле здание (его части), находящее на спорном земельном участке, передано в аренду ООО «Гранд», ООО «Креатив», ООО «ПД СПб».
     Кассационная инстанция считает, что при разрешении спора суды обоснованно исходили из недопустимости расширительного толкования положений Закона № 81-11, устанавливающих условия применения налоговой льготы.
     Иное толкование Обществом положений пункта 4 статьи 11-7-1 Закона             № 81-11 само по себе не подтверждает наличие судебной ошибки при рассмотрении настоящего спора.
     Ссылки подателя кассационной жалобы на то, что суды не определили момент возникновения и окончания обязанности налогового органа по направлению сообщения об исчисленной сумме налога, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку в настоящем деле сообщения налогового органа не являются предметом спора.
     Доводы кассационной жалобы Общества выводов судов не опровергают и фактически направлены на иную оценку представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы судами, получили мотивированную оценку. К установленным обстоятельствам дела нормы материального права судами применены правильно.
     Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений при рассмотрении спора не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
     При таком положении кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежат.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  20.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2024 по делу № А56-87308/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атлант» - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

Е.С. Васильева

 С.В. Соколова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92