Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
15 августа 2025 г. 17:07



2

А05-14363/2023



870/2024-64524(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 октября 2024 года

Дело №

А05-14363/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «СКК-Инвест» Бровкина В.А. (доверенность от 10.10.2023),
     рассмотрев 25.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СКК-Инвест» на решение  Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 по делу                 № А05-14363/2023,

у с т а н о в и л:

     
     Общество с ограниченной ответственностью «СКК-Инвест», адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Садовая ул., д. 7, кв. 7, ОГРН 1072901007893, ИНН 2901164833 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации городского округа «Город Архангельск»,  адрес: 163000, Архангельская обл.,             г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5,  ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), о признании незаконным изложенного в письме Администрации от 21.09.2023  № 18-126/17518 отказа в предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 29:22:022101:5, площадью 3855 кв.м, а также об обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу в собственность названного земельного участка в течение четырнадцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
     Кроме того, Общество также просило присудить ко взысканию с Администрации в пользу заявителя денежную сумму в размере 5000 руб. на случай неисполнения судебного акта за каждый день неисполнения судебного акта.
     Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2024 в удовлетворении заявления отказано.
     Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 данное решение оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 05.03.2024 и постановление от 30.05.2024, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
     Податель жалобы считает, что Администрация не подтвердила наличие предусмотренных нормативными правовыми актами оснований для отказа а представлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поэтому полагает, что требования заявителя подлежали удовлетворению.
     В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
     Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 22.07.2020 № 8/58(с) (далее - Договор), в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок категории «земли населенных пунктов», площадью 3972 кв.м, с кадастровым номером 29:22:022101:5, находящийся по адресу: Архангельская обл.,                       г. Архангельск, Советская ул., участок 99/1 (далее - Участок).
     В пункте 1.1 Договора указано, что Участок предоставлен для размещения складов: размещение сооружений, имеющих назначения по временного хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз, без права капитального строительства и создания объектов недвижимости.
     Договор заключен на основании протокола от 09.07.2020 № 1 о результатах аукциона (пункт 1.1 Договора).
     В пункте 1.2 Договора определен срок его действия - 7 лет с даты подписания Договора.
     В дальнейшем стороны со ссылкой на положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -                            Закон № 58-ФЗ) заключили соглашение от 26.12.2022 о продлении срока действия Договора до 21.07.2030.
     21.07.2023 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении ему Участка в собственность за плату по кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - Постановление № 629).
     В ответ на указанное заявление Администрация письмом от 11.08.2023             № 18-126/14319 указала на необходимость уточнения вида деятельности, осуществляемой на Участке, а также отметила, что предоставление земельных участков осуществляется в рамках предоставления государственной услуги, для оказания которой необходимо обратиться центр муниципальных услуг Администрации.
     В дальнейшем Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 15.08.2023 о предоставлении Участка в собственность за плату, указав цель использования Участка - «для производственной деятельности».
     В составе приложений к этому заявлению Общество представило письмо от 15.08.2023, в котором указало основание для предоставления Участка в собственности - Постановление № 629.
     Письмом от 29.08.2023 № 18-126/15614 Администрация сообщила Обществу, что в соответствии с Договором Участок предоставлен в аренду для размещения складов, и что Обществом не представлены сведения об осуществлении на Участке производственной деятельности.
     Общество 07.09.2023 вновь обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении Участка в собственность за плату. В заявлении от 07.09.2023 Общество указало цель использования Участка - «для складов в производственной деятельности».
     Письмом от 21.09.2023 № 18-126/17518 Администрация уведомила Общество об отказе в предоставлении Участка на основании подпункта «а» пункта 1 Постановления № 629, указав, что по результатам выездного обследования установлено, что на Участке отсутствуют какие-либо сооружения, попадающие под критерии его назначения и использования (склады), что квалифицировано как использование Участка не по его назначению и нарушение условий Договора.
     Полагая изложенный в письме Администрации от 21.09.2023                                  № 18-126/17518  отказ в предоставлении в собственность Участка незаконным и нарушающим права заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
     Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности правовых оснований для удовлетворения заявления.
     Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
     В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
     Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
     Таким образом, по смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 названного Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
     Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
     Согласно статье 20 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 625-ФЗ) особенности регулирования земельных отношений в 2022, 2023 и 2024 годах устанавливаются федеральными законами.
     Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 58-ФЗ в числе особенностей при предоставлении в 2022, 2023, 2024 годах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
     Такие особенности установлены Постановлением № 629.
     В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629 в 2022 - 2024 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 ЗК РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
     В силу положений статей 7, 42 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, определяемым установленным в отношении конкретного земельного участка соответствующим видом разрешенного использования.
     Как установлено судами, Участок предоставлен Обществу в аренду по Договору, заключенному на торгах, для размещения складов: для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз, без права капитального строительства и создания объектов недвижимости.
     Тот же вид разрешенного использования Участка - «склады» указан в сведениях Единого государственного реестра недвижимости применительно к характеристикам Участка.
     Исходя из установленного в отношении Участка при его предоставлении в аренду разрешенного использования  - для размещения складов, не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз - не имеется оснований для отнесения Участка к числу земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности, применительно к которым подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629 установлена возможность их предоставления в собственность без проведения торгов.
     Иных оснований для предоставления Участка в собственность, помимо положений подпункта «а» пункта 1 Постановления № 629, заявителем не указано, на наличие таковых Общество при обращении в Администрацию и при рассмотрении настоящего дела не ссылалось.
     При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали не доказанным Обществом наличие у него права на приобретение в собственность без торгов Участка и отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
     Поскольку суды при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
     При подаче кассационной жалобы Общество платежным поручением от 16.07.2024 № 4 уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб.
     С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату подачи кассационной жалобы) и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46, государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче кассационной жалобы по настоящего делу об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, составляла 1500 руб.
     Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 по делу № А05-14363/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СКК-Инвест» - без удовлетворения.
     Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СКК-Инвест», адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Садовая ул., д. 7, корп. 2,            кв. 3, ОГРН 1072901007893, ИНН 2901164833, из федерального бюджета                 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 16.07.2024 № 4.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин
А.Е. Филиппов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92