Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2024 года. Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2024 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Куприяновой Е.В., рассмотрев 10.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗемСтрой» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу № А13-11111/2023, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «ЗемСтрой», адрес: 160000, г. Вологда, наб. 6 Армии, д. 67, пом. 1, ОГРН 1133525009540, ИНН 3525301902 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства Администрации Вытегорского муниципального района, адрес: 162900, Вологодская обл., г. Вытегра, пр. Ленина, д. 68, ОГРН 1023502092096, ИНН 3508005075 (далее - Управление), о взыскании 7 196 305 руб. 31 коп. задолженности за дополнительные работы по муниципальным контрактам от 29.06.2020 № 15 и от 16.11.2020 № 57. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Вологодской области «Служба единого заказчика», муниципальное бюджетное учреждение культуры «Вытегорский районный центр культуры». Решением суда от 22.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2024, в иске отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, иск удовлетворить. В отзыве на кассационную жалобу Управление указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами, Общество (подрядчик) и Управление (заказчик) 29.06.2020 заключили муниципальный контракт № 15 «Капитальный ремонт здания Дома культуры в п. Депо сельского поселения Девятинское», предметом которого является капитальный ремонт здания Дома культуры в п. Депо сельского поселения Девятинское для нужд заказчика на условиях, в порядке и сроки, определяемые в контракте. Требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, результатам выполняемых работ, и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ по объекту потребностям заказчика (в том числе наименования, характеристики, виды, объемы работ) установлены в описании объекта закупки (техническом задании, приложение 1 к контракту), в том числе проектной документации. В соответствии с пунктом 2.1 контракта его цена определена по результатам аукциона в электронной форме и составляет 69 063 602 руб. 50 коп. Цена контракта включает в себя стоимость работ и расходов, включая налоги, сборы и обязательные платежи, расходы на страхование, стоимость материалов, транспортные расходы, расходы на погрузку-разгрузку, иные затраты, связанные с выполнением работ предусмотренных контрактом (пункт 2.2 контракта). Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом (пункт 2.3 контракта). В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ определен до 01.08.2021. Согласно разделу 4 контракта основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акты о приемку выполненных работ и затрат (форма КС-2), счет и/или счет-фактура. Контрактом предусмотрен безналичный расчет. Авансирование по контракту не предусматривается. Расчеты за фактически выполненные работы производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком документов о приемке. Окончательный расчет за выполненные работы по контракту производится после полного завершения работ, включая устранение выявленных дефектов, с зачетом всех ранее произведенных платежей. В ходе исполнения контракта сторонами заключено шесть дополнительных соглашений. Дополнительным соглашением от 10.08.2021 № 5 продлен срок исполнения контракта до 01.11.2021. Дополнительным соглашением от 23.03.2022 № 6, в связи с изменением объемов работ, стороны согласовали стоимость работ в размере 75 820 023 руб. 48 коп., изменили порядок начисления штрафа и неустойки. Также, 16.11.2020 Обществом (подрядчик) и Управлением (заказчик) заключен муниципальный контракт № 57 «Капитальный ремонт здания Дома культуры в п. Депо сельского поселения Девятинское», предметом которого является капитальный ремонт здания Дома культуры в п. Депо сельского поселения Девятинское для нужд заказчика на условиях, в порядке и сроки, определяемые в контракте. Требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, результатам выполняемых работ, и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ по объекту потребностям заказчика (в том числе наименования, характеристики, виды, объемы работ) установлены в описании объекта закупки (техническом задании, приложение 1 к контракту), в том числе проектной документации. В соответствии с пунктом 2.1 контракта № 57 его цена определена по результатам аукциона в электронной форме и составляет 25 646 187 руб. 30 коп. Цена контракта включает в себя стоимость работ и расходов, включая налоги, сборы и обязательные платежи, расходы на страхование, стоимость материалов, транспортные расходы, расходы на погрузку-разгрузку, иные затраты, связанные с выполнением работ предусмотренных контрактом (пункт 2.2 контракта). Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 2.3 контракта). В соответствии с пунктом 3.1 контракта № 57 срок выполнения работ определен до 01.08.2021. Согласно разделу 4 контракта основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акты о приемку выполненных работ и затрат (форма КС-2), счет и/или счет-фактура. Контрактом предусмотрен безналичный расчет. Авансирование по контракту не предусматривается. Расчеты за фактически выполненные работы производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком документов о приемке. Окончательный расчет за выполненные работы по настоящему контракту производится после полного завершения работ, включая устранение выявленных дефектов, с зачетом всех ранее произведенных платежей. В ходе исполнения контракта сторонами заключено восемь дополнительных соглашений. Дополнительным соглашением от 10.08.2021 № 6 к контракту № 57 стороны продлили срок исполнения контракта до 01.11.2021. Дополнительным соглашением от 18.04.2022 № 7 к контракту № 57 в связи с изменением объемов работ стороны согласовали стоимость работ в размере 27 456 755 руб. 53 коп., изменили порядок начисления штрафа и неустойки. Дополнительным соглашением от 25.04.2022 № 8 к контракту № 57 в связи с изменением объемов и видов работ стороны произвели замену локальных сметных расчетов. Как следует из материалов дела, основные работы выполнены истцом по контракту от 29.06.2020 № 15 на сумму 75 820 023 руб. 48 коп., по контракту от 16.11.2020 № 57 на сумму 27 456 755 руб. 53 коп., приняты ответчиком и оплачены. В адрес ответчика направлены акты о приемке выполненных дополнительных работ от 20.12.2021 № 1 на сумму 3 176 010 руб. и от 21.12.2021 № 2 на сумму 4 020 295 руб. 31 коп. Факт получения указанных документов ответчик не отрицает, вместе с тем указывает на то, что оснований для оплаты не имеется, поскольку стоимость указанных работ сторонами не согласована. Оставление претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском. Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска. Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам. Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ). Отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ. Как установлено пунктом 1.2 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. В пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, разъяснено, что подрядчик по государственному контракту не вправе взыскивать с государственного заказчика стоимость дополнительных работ, которые были оказаны в отсутствие согласия заказчика и в нарушение процедуры их согласования, установленной законом и договором. Из материалов дела усматривается, что Общество и Управление не заключали в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ дополнительного соглашения к контракту; обязательства по оплате дополнительных работ заказчик на себя не принимал. Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1). Целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств. С учетом приведенных правовых норм превышение подрядчиком стоимости работ, не подтвержденных дополнительным соглашением сторон к контракту, оплате не подлежит. При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в иске. Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено. С учетом изложенного основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу № А13-11111/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗемСтрой» - без удовлетворения.
|