Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
19 октября 2025 г. 17:45


А42-11081/2023


928/2024-64761(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 октября 2024 года

Дело №

А42-11081/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей  Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт» Александровой У.А. (доверенность от 30.11.2023 № 58/2023),
     рассмотрев 07.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу № А42-11081/2023,

у с т а н о в и л:

     Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Управление), от 24.11.2023 № 051/04/9.21-633/2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
     Определением суда от 09.01.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бызов Алексей Иванович и общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт», адрес: 119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 48, ИНН 7706284445, ОГРН 1027706023597 (далее - ООО «Энергопромсбыт»).
     Решением от 19.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2024, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
     В кассационной жалобе Общество просит отменить означенные решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Бызова А.И. является технически сложными работами и Общество не имело возможности для своевременного соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861). Кассатор считает избыточным назначенное наказание и полагает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 4.1 КоАП РФ.
     В судебном заседании представитель ООО «Энергопромсбыт» поддержал доводы кассатора.
     Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя
     Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, по обращению Бызова А.И. прокуратурой г. Кандалакша проведена проверка, в ходе которой установлен факт нарушения Обществом срока технологического присоединения энергопринимающих устройств Бызова А.И. на объекте, расположенном по адресу: Мурманская обл., г.п. Кандалакша, ж.д. станция Пинозеро, д. 8, кадастровый номер 51:19:0010109:177 (далее - Объект).
     Договор № 49515-10-22/ОКТ (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения Объекта заключен между Бызовым А.И. (заявителем) и Обществом (сетевой организацией) 27.10.2022, в этот же день на основании счета от 19.10.2022 № 49515-10-22/ОКТ Бызов А.И. платежным поручением № 291811 внес плату за технологическое присоединение. По условиям Договора срок выполнения технологического присоединения Объекта составляет 4 месяца. Мероприятия по технологическому присоединению Объекта должны были быть выполнены сетевой организацией с учетом установленного пунктом 16 Правил № 861 предельного срока до 27.04.2023,  однако не были выполнены ни в указанный срок, ни на момент обращения Бызова А.И. в прокуратуру (24.07.2023).
     По факту выявленного нарушения Обществом Правил № 861, с учетом повторности прокуратура возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и направила материалы дела Управлению.
     Постановлением от 24.11.2023 Управление привлекло Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21  КоАП РФ, и назначило штраф в размере 600 000 руб.
     Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Суд не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
     Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
     Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
     Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
     Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
     Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
     Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил № 861).
     Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).
     Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).
     Общество не оспаривает, что является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
     По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении Обществом (сетевой организацией) требований Правил № 861.
     В силу подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 названных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
     Именно это требование, как правомерно сочли Управление и суды, нарушено Обществом в рассматриваемой ситуации.
     Не отрицая сам факт неосуществления технологического присоединения Объекта в срок, определенный пунктом 16 Правил № 861, Общество поясняло, что для исполнения Договора оно заключило договор с подрядной организацией сроком до 31.07.2023. В связи с проведением мероприятий по реконструкции с переоборудованием контактной сети по утверждению подрядной организации работа по технологическому присоединению должна была быть закончена до 30.09.2023. Общество указывало, что в целях реализации Договора подписано частное техническое задание от 14.12.2022 № 2410-12-22/ПКЛ/ОКТ со сроком окончания работ в июне 2023 года. В целях дальнейшей реализации целей Договора Объект передан в работу подрядной организации в рамках заключенного субподрядного договора от 27.10.2022 № РАМ-ПКЛ-11/2022. В настоящее время разработанная по объекту проектно-сметная документация проходит согласования с причастными организациями. Планируемая дата сдачи проектно-изыскательских работ - сентябрь 2023 г., строительно-монтажных работ - апрель 2024 г.
     Суды сочли несостоятельными ссылки Общества на технические сложности спорного технологического присоединения и привлечение подрядчиков, обоснованно отметив, что необходимость согласования мероприятий для будущего строительства, равно как и определение количества потенциальных потребителей и объема поставляемого ресурса, относится к исключительному ведению сетевой организации. Указанное не может являться обстоятельством, препятствующим потребителю получить услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств его объекта в установленный законом срок.
     Условия о сроках осуществления технологического присоединения, а также о распределении обязательств в рамках договора между сетевой организацией и заявителем, определены законодателем, и на усмотрение сетевой организации не относятся.
     Это означает, в частности, что алгоритм действий сетевой организации, а также временной интервал, отведенный на исполнение договора, не могут изменяться последней, если это приведет к ухудшению положения заявителя.
     Следовательно, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, в том числе указанные в подпункте «б» пункта 16 Правил № 861. Иное ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию, на своевременное подключение к электрическим сетям, что в рассматриваемом случае и произошло.
     При изложенных обстоятельствах вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка. Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным суды не установили. Возможность применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения суды  мотивированно исключили.
     Квалификация Управлением и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
     Наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ для назначения Обществу наказания ниже низшего предела, в настоящем деле судами не выявлено.
     Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
     Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
     При таких обстоятельствах суд округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу № А42-11081/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92