Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., рассмотрев 07.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Янтарьэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу № А21-7306/2023, у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Янтарьэнергосбыт», адрес: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предостережения от 20.03.2023 № 1054/23-17/9, выданного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство). Определением суда от 05.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Смирнова Оксана, место жительства: 238434, Калининградская обл., Багратионовский р-н, пос. Северный, д. 14, кв. 10, и общество с ограниченной ответственностью «УК «Народная», адрес: 238522, Калининградская обл., Гурьевский р-н., пос. Ласкино, Солнечная ул., д. 17, кв. 1, ОГРН 1193926009716, ИНН 3917051869 (далее - Компания). Решением суда от 14.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.04.2024, в удовлетворении заявленного требования отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, просит отменить означенные решение и постановление и удовлетворить заявленные им требования. По мнению подателя жалобы, оснований для выдачи оспариваемого предостережения у Министерства не было, а суды не установили статус Общества на момент его выдачи и, соответственно, обязанность Общества проводить проверку работоспособности спорного прибора учета. В отзыве на жалобу Министерство заявляет о необоснованности доводов кассатора, указывает, что фактически оспариваемое предостережение исполнено: в ходе проведенной проверки спорного прибора учета выявлена его непригодность к дальнейшей эксплуатации; просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными. Представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, при рассмотрении полученного обращения от 01.09.2023 № 23-17/9 от Смирновой О., проживающей по адресу: Калининградская обл., Багратионовский р-н, пос. Северный, д. 14, кв. 10, осуществляя региональный государственный жилищный контроль (надзор), Министерство выявило признаки нарушения обязательных требований жилищного законодательства при начислении платы за электрическую энергию по указанному помещению и направило 20.03.2023 в адрес Общества предостережение № 1054/23-17/9 о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением провести проверку работоспособности индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) в указанном жилом помещении. Общество, не согласившись с полученным от Министерства предостережением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о соответствии оспариваемого предостережения действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности. Проверив в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Законом № 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (статья 49 Закона № 248-ФЗ). Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в Российской Федерации урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20211 № 354, утвердившим правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354). В силу статьи 2 названных Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетики» (далее - Закон № 35-ФЗ) установлено, что под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. По общему правилу исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен после 01.07.2020. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 01.07.2020, проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией (подпункт «а» пункта 82 Правил № 354). В силу пункта 80 (1) Правил № 354 установка и эксплуатация среди прочих ИПУ электрической энергии в МКД осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил. Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом № 14 в пос. Северный Багратионовского района Калининградской области (далее - МКД) осуществляется Компанией. Жилое помещение № 10 МКД оснащено ИПУ электрической энергии. Для начисления платы за потребленную электрическую энергию по указанному жилому помещению открыт лицевой счет № 0401410. Начисление платы за потребленную электрическую энергию по данному лицевому счету осуществляется исходя из показаний ИПУ электрической энергии. Общество с 01.01.2012 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области. Статус исполнителя коммунальных услуг Общество приобрело с 01.04.2023, когда заключило прямые договоры электроснабжения с гражданами - потребителями коммунального ресурса. Как установлено судами, подтверждено материалами дела и не оспорено Обществом, в отношении спорного объекта именно оно является гарантирующим поставщиком, а также исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению. При таком положении суды обоснованно сочли, что вне зависимости от даты установки ИПУ электрической энергии в квартире № 10 МКД (до 01.07.2020 или после 01.07.2020), именно Общество несет обязанность по проверке работоспособности этого прибора учета. При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с выводом Министерства о наличии в действиях Общества признаков нарушения обязательных требований и наличии оснований для выдачи предостережения. Оснований для несогласия с указанными выводами у суда кассационной инстанции не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, заявителем кассационной жалобы не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ). Вопреки доводам кассатора, оспариваемое предостережение не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает факт нарушения со стороны Общества требований действующего законодательства, не порождает препятствий для осуществления заявителем экономической деятельности, а лишь обращает внимание Общества на возможное наличие в его действия признаков нарушения обязательных требований и предоставляет возможность самостоятельно принять меры, направленные на соблюдение действующего законодательства, без применения мер государственного принуждения, носит предупредительный характер. Иное толкование Обществом действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. С учетом изложенного суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает. Обществу следует возвратить излишне уплаченную по данной категории дел государственную пошлину. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу № А21-7306/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Янтарьэнергосбыт» - без удовлетворения. Возвратить акционерному обществу «Янтарьэнергосбыт», адрес: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 07.06.2024 № 7462.
|